Исправить расположение материала второй части таблицы.
| Сколько цветов! Праздничный хоровод луг Бегают ромашки Желтеют одуванчики Синеет мышиный горошек лиловые колокольчики колышутся кланяются выше всех, всех веселее все лето |
Этап урока | Взаимодействие учителя с учеником |
1. Организационный момент 2. Сообщение темы и цели урока 3. Подготовительная работа Какой ребус? 4. Ознакомление с текстом 5. Проверка первичного восприятия 6. Постановка учебной задачи 7. Анализ текста и соотнесение с пунктами готового плана. 8. Орфографическая работа. 9. Повторное чтение текста 10. Написание изложения. 11. Проверка. 12. Чтение работ | Здравствуйте, ребята. Меня зовут…Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать тетради для творческих работ, ручки, карандаши и линейки. (Ученики проверяют готовность к уроку) Спасибо, садитесь. Ребята, сегодня на уроке мы с вами попробуем написать изложение по готовому плану. Целью нашего занятия будет являться создание текста на основе рассказа. Чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь, попробуйте разгадать ребус: (Ребята отгадывают) Молодцы! Это луг. Кто из вас знает, что такое луг? (Ученики делают предположения) Луг - ровное, низкое место под небольшим лесом. Луг - это природное сообщество. (На доску вывешивается иллюстрация с изображением луга) Кто-нибудь был из вас на лугу? (Да) Какие растения там растут? (Ромашки, лютики, колокольчики и т. д.) Посмотрите на иллюстрацию, какие растения вам знакомы? (Ребята отвечают на вопрос) Хорошо. На лугу растёт огромное количество разнообразных растений: клевер, чина луговая, колокольчики, ромашки и многие другие. Когда летом или весной солнышко выглядывает из-за облаков, и его лучи падают на цветки всех этих растений, а ветерок легонько их колышет, создаётся впечатление, будто все они танцуют, водят хоровод или вальсируют. Сейчас я дам вам прослушать музыкальный фрагмент гениального русского композитора П. И. Чайковского, который называется "Вальс цветов". (Идёт прослушивание) . Что представили себе, слушая музыку? А сейчас я прочитаю вам текст, который называется "Колокольчики", а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на мои вопросы. (Идёт выразительное, медленное прочтение текста: Вышел я из леса на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод. По зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек. А выше все, всех веселее - лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня. Всё лето цветут эти милые цветы наших лугов.) - Понравился ли вам текст? - Кто мне скажет о чём этот текст? (о луге, о цветах) - Какие цветы описывает автор? (ромашки, одуванчики, колокольчики, мышиный горошек) - что делают цветы, по мнению автора? -Какую картину мы можем себе представить? Сегодня мы будем учиться письменно пересказывать текст по готовому плану, понимать вопрос плана и отвечать на него правильно и достаточно полно. Сейчас мы будем соотносить текст и план. Каждая часть имеет свою законченную мысль. Я читаю текст и после каждой части делаю маленькую паузу. Послушайте и скажите, сколько всего частей. (в тексте 3 части.) О чем говорится в первой части, во второй, третьей? Какой вопрос мы зададим к первой части? -Почему писатель удивился, когда вышел на луг? Что он увидел? Что такое хоровод? Помните, мы слушали «Вальс цветов.( Сколько цветов!). Почему так названа эта часть? Во второй части автор описывает нам цветы. Он к каждому цветку подобрал глагол (ромашки бегают, одуванчики желтеют.) А как автор описывает колокольчики? (колышутся, кланяются) Какие слова помогают нам понять, что колокольчики больше всего его привлекли? (выше всех, веселее). Почему так названа эта часть? В третьей части автор говорит нам, в какое время года цветут цветы. В какое время года цветут цветы? (все лето). Почему так названа эта часть? Молодцы, ребята. Каким слово мы можем заменить слово колокольчики? (они, растения, цветы) Для того чтобы грамотно написать изложение, нам необходимо повторить правила написания проверяемых безударных гласных и непроизносимых согласных. Итак, как мы можем проверить безударную гласную в корне слова? (дети говорят правило) Давайте разберем на примере: удИвился (проверяемых букву И); дИвный, дИво (под ударением слышим звук «И»). При написании слов с непроизносимыми согласными, какое правило необходимо вспомнить? Учащиеся произносят правило. Слова: радосТный. Какое проверочное слово можно подобрать? (радосТь). Итак, что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную? (поставить гласную в сильную позицию - под ударение) А чтобы проверить непроизносимую согласную? (необходимо подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый согласный звук был перед гласным или в конце слова) Тематическая физминутка Сейчас ребята, я вам читаю текст еще раз. А вы слушайте и глазками смотрите на наш план и опорные слова. Итак, сделали глубокий вздох, собрались с мыслями, вы все знаете. Приступайте к написанию изложения. (учитель ходит по классу, исправляет ошибки, помогает). Так ребята, закончили писать. Теперь проверяем. Посмотрите на доске слова, сравните, чтобы написание этих слов у вас было правильным. (проверка проводится с помощью орфографических словарей и редактируют работу по памятке ). По желанию учащихся. |