Учим писать изложение и сочинение

УЧИМ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ И СОЧИНЕНИЕ

(МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ)

пособие для студентов IV курса

отделения преподавания в начальных классах

Санкт – Петербург

2009 год

В пособии представлены теоретические материалы для самостоятельной работы студентов в процессе изучения тем: «Методика развития связной речи (обучение изложению)» и «Методика развития связной речи (обучение сочинению)», показана структура учебного занятия, представлены глоссарии по этим двум разделам, даны практические советы по организации самостоятельной работы студентов IV курса отделения преподавания в начальных классах в процессе изучения данных тем.

Авторы – составители: студентки 4 – 8 группы:

Рязанцева Мария

Сапежко Александра

Руководители:

1. Преподаватель методики преподавания русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ РФ Лабинская Татьяна Анатольевна.

2. Преподаватель педагогики высшей квалификационной категории Савельева Ольга Михайловна.

Рецензенты: студенты группы 4 – 8.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые студенты! В этом семестре вы приступаете к изучению последнего раздела методики русского языка: «Методика развития связной речи учащихся начальной школы». Очень скоро вам предстоит применить полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский в свое время сказал: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле».

Изучая раздел методики преподавания русского языка «Методика развития связной речи учащихся начальной школы» нужно не забывать о той ответственности, которую вы несёте за грамотное развитие вашего ученика. Этот раздел необычайно важен, так как человеку невозможно стать полноценным членом общества, если он не умеет связно и понятно передавать свои мысли, вести разговор в устной и письменной форме.

Главными направлениями в развитии связной письменной речи является работа над изложением и сочинением. Это важные этапы, на которых учащиеся стараются создать текст на основе рассказа, не упуская авторских средств выразительности или создать свой собственный.

Содержание уроков по обучению изложению и сочинению должно быть последовательным, красочным и интересным. Помните, ваша главная задача не оценить, а научить. Поэтому постарайтесь организовать ваш урок таким образом, чтобы ученикам было удобно и интересно работать. «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» (Гёте Иоганн Вольфганг).

При составлении данного методического пособия, мы постарались учесть все нюансы, которые встречаются при проектировании уроков изложения и сочинения.

Мы верим, у вас обязательно всё получится. Дерзайте!

Авторы-составители

Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать.

Содержание

1. Напутственное слово
2. Предисловие
3. Глоссарий по методике развития связной речи учащихся ( изложение)
4. Что должен знать и уметь учитель, для того чтобы провести урок по развитию связной речи учащегося?
5. Как разработать проект урока по развитию связной речи учащегося в группах?
6. Виды изложений по программе 1-4.
7. Советы
8. Общее целеполагание к уроку обучения изложению.
9. Структура типового урока изложения.
10. Как провести анализ программы?
11. Примерно так и должно быть
12. Проект урока обучения изложению.
13. Глоссарий по методики развития связной речи учащихся ( сочинение)
14. Виды сочинений в начальных классах .
15. Общее целеполагание к уроку обучения сочинению.
16. Структура типового урока сочинения по личным наблюдениям.
17. Методика работы над сочинением по личным наблюдениям
18. Проект урока обучения сочинению.
19. Методика проведения сочинения по серии картинок в 1, 2, 3 классах.
20. Методика проведения сочинения по картине.
21. Методика проверки сочинения.
22. Как написать анализ сочинения ученика 3 класса на тему «Золотая осень»?
23. Это важно!
24. Заключение.
25. Библиография.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Толстой Лев Николаевич

Зная это, вы сможете провести хороший урок по развитию связной речи учащегося.



Цель уроков развития речи: «Дать детям инструмент, без которого невозможно учиться». В. А, Сухомлинский

II класс (по программе 1-4)

ü Изложение текста по вопросам (к каждому предложению текста задаётся отдельный вопрос)

ü Изложение текста по обобщённым вопросам (вопросы задаются не к каждому предложению)

ü Изложение текста по опорным словам

ü Изложение текста по коллективно составленному плану

ü Изложение редактированного текста

IV класс (по программе 1-4)

Ученики начинают писать сжатое изложение, начиная с 4 класса (по программе 1-4). Эту работу целесообразно провести параллельно с обучением сжатому пересказу на уроках чтения.

Учитель должен организовать работу класса по сокращению текста, научить ребят выделять главное в каждой из его частей.

Советы

Как же тогда при наличии стольких видов изложений провести урок грамотно и с пользой для ученика? Очень просто: следуйте нашим советам, и у вас всё получится.

1. Подробный пересказ служит средством закрепления в детской памяти прочитанного текста и средством усвоения логики образца и языковых средств. Особую роль играют вопросы. Они должны становиться более широкими, общими.

В процессе проведения данного вида пересказа у учащихся могут быть выявлены следующие проблемы:

- неумение читать

- искажение или неполнота передачи заключительных частей текста

- обеднение языка

- нарушение последовательности

- непонимание связей или сюжета

Поэтому при работе с данным видом изложения работайте над словарём, особое внимание уделяйте составлению плана и анализу текста. Не допускайте того, чтобы дети заучивали текст. Не умаляйте роли изобразительных средств языка в тексте.

Подробное изложение проводится во всех классах, начиная с периода обучения грамоте (в виде письменных элементов подготовленного устного пересказа). Текст может читать как сам учитель (слуховое), так и ученики(зрительное). При обсуждении итогов работы целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным текстом: это помогает выявить недочёты в содержании и языке детских изложений.

Заменить на текст «Ландыши»

4 класс (61 слово)

«Чьи вы?» Н

Построили чибисы гнёзда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.

А над степью сторожи летают. Увидели чужого и громко спрашивают: «Чьи вы? Чьи Вы?».

Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!». Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.

Увели лису далеко от гнёзд. А сами разлетелись в разные стороны.

2. Выборочное изложение сводится к письменному пересказу одной из частей текста, к записи тех материалов, которые подготавливаются устно (план, цитирование, запись отдельных фрагментов). Несмотря на это, анализ должен быть всего текста, а затем одной его части. В первый раз весь класс пишет выборочное изложение по одной части, затем - по вариантам. Когда учащиеся научатся писать выборочное изложение, можно предложить им самостоятельно выбрать ту часть, которую они хотят письменно пересказать.

Возможный текст для выборочного изложения:

3 класс (55 слов)

«Ай да муравьи!» Заменить на текст «На суше и на море»

1. Муравейник стоял на самом видном месте возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но…ошибся.

2. Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрывал муравейник.

Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?

Муравейник стоит теперь сред непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.

3. Сжатое изложение, как уже было сказано,должно передавать главную мысль текста. Для этого нужно соблюсти ряд условий:

- рассказ должен быть проанализирован

- должны быть выделены все подтемы, понята главная мысль

- должен быть составлен грамотный план для сжатого изложения (возможна работа с готовым планом)

- не нужно включать подробный анализ

- обязательно нужно осуществить работу по сжатию текста : оставить только тот материал, без которого нельзя понять его содержание и главную мысль.

Примерно так и должно быть.

Вашему вниманию нам бы хотелось предложить вариант оформления доски в первом классе. Аналогично Вы можете оформить доску для любого другого класса

В данном случае текст дан зрительно. При написании слухового изложения на доске записан план, опорные слова и синонимы.

    Ёжик. Дедушка подарил детям ёжика. Летом ёж жил на даче. Зимой он уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный. Берегитесь, мыши! Изложение. План: 1. Кого подарил дедушка детям? 2. Где жил ёж летом? 3. Где ёж уснул зимой? 4. Какой ёжик придёт домой? Вопросы и опорные слова должны быть расположены в соответствии с частями текста!     Опорные слова ёжика в сенях   в норе голодный   Берегитесь, мыши!   Ёж- ёжик – он - зверёк

1. Хорошо, если орфограммы вы будете выделять не только в опорных словах, но и в самих пунктах плана.

2. Не забывайте о подборе синонимов, иначе в работах учеников будет много речевых повторов (тавтологии).

3. План зависит от типа речи.

4. Выделяют три основных части в тексте.

Проект урока по методике русского языка Класс?

Тема: «Изложение. Колокольчики»

Колокольчики.

Вышел я из леса на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

На зелёном лугу бегают ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.

Всё лето цветут эти милые цветы наших лугов.

(51 слово)

Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные, парные согласные.

Список литературы: сборник текстов для изложений в начальных классах В. И. Яковлевой "Просвещение" 1972 год.

Цель: создать текст- описание на основе рассказа "Колокольчик"

Знать: название текста («Колокольчики»), правила (правописание непроизносимых согласных, правописание безударных гласных) написания слов (хоровод, лиловые, радостно, колышутся) .
Понимать: содержание текста, структуру текста-описания, особенности описания, связь предложений в тексте описания.

Применять: воспроизводить языковые средства, изученные правила (правописание безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных, парных согласных)
Анализ: анализ текста- описания с целью сопоставления с планом, уметь находить в тексте слова, отражающие авторское отношение (выше всех, веселее, похожи на праздничный хоровод, бегают ромашки, милые цветы) )

Синтез: самостоятельная работа по записи изложения.

Оценка:умения писать изложение для использования в конкретных речевых ситуациях (в устной речи);содержаниятекста для формирования речевых умений (построение предложений), для воспитания любви к родной природе.

План урока
1. Организационный момент -1 минута. (Приветствую класс, проверяю готовность к уроку)
2. Объявление темы урока и цели урока -1 минута. (Ученикам сообщается тема урока и его цель)

3. Подготовительная работа -5 минут. ( Работа с ребусом, проведение беседы на тему "Луг", работа с иллюстрацией, прослушивание музыкального фрагмента П. И. Чайковского "Вальс цветов"). Картина снимается после подготовительной работы, до прочтения текста)

4. Ознакомление с текстом -1 минута. (Первичное чтение произведения. Учитель читает медленно и выразительно).

5. Проверка первичного восприятия -4 минуты. (Беседа после прочтения. Обращается внимание на то, сколько смысловых частей в тексте)

6. Постановка учебной задачи -1минута. (Учитель говорит о том, какого вида будет изложение :изложение по готовому плану, и о том, чему на уроке будут учиться дети: написанию изложения по готовому плану)

7. Анализ текста - 5 минут. (Ученики устно отвечают на вопросы учителя, осуществляется чтение по частям, на доске появляется план, опорные слова)

8. Орфографическая подготовка - 3 минуты. ( Работа по предупреждению ошибок. Ученики вспоминают орфографические и пунктуационные правила, которые им знакомы. Далее учителем осуществляется цветовое акцентирование внимания на орфограммах в пунктах плана и опорных словах. На каждую парту учитель выдаёт орфографический словарь).

9. Повторное чтение текста - 1 минута. (Чтение осуществляется учителем. Учитель читает медленно и выразительно).

10. Написание изложения - 15 минут. (Ученики письменно воспроизводят текст) .

11. Проверка - 3 минуты. (Учителем организуется проверка работ. Ученики редактируют свою работу, пользуясь памяткой).
12. Чтение работ- 2 минуты. (Учащиеся по желанию читают вслух свои изложения)
13. Организационный момент -1 минута. (Учителем осуществляется сбор тетрадей с работами учащихся).

Оформление доски:

В оформление доски включить дату (любую), слово Изложение (с выделением орфограммы в корне), название текста.

Общее целеполагание.

Вашему вниманию мы представляем общее целеполагание для уроков сочинения.

Цель: создать свой текст (указать тип речи и стиль) в соответствии с видом сочинения, темой и целью высказывания.

Знать:структуру текста в соответствии с типом речи, изученные орфограммы;

Понимать: тему, основную мысль своего высказывания;

Применять: делить текст на абзацы, пользоваться монологической речью;

Анализ:содержания высказывания в соответствии с темой, отбирать нужные для сочинения слова, составлять план и придерживаться его;

Синтез:строить словосочетания и предложения по законам грамматики, создать связный текст;

Оценка:умения писатьсочинение для применения в своей речевой практике;темы сочинения для формирования нравственных качеств личности.

План урока: Включить объявление темы и постановку цели урока

  1. Обсуждение темы сочинения – 4 мин.

-анализ наблюдений

-выяснение личного отношения к выполненной работе

2. Речевая ситуация – 1 мин.

3. Постановка учебной задачи – 3 мин.

  1. Лексическая и орфографическая подготовка – 7 мин.

-нахождение синонимов к словам

-работа с презентацией

-составление предложений

-работа с орфограммами (правописание безударных гласных и новых слов)

  1. Обсуждение структуры сочинения. Составление плана – 5 мин.
  2. Запись сочинения – 15 мин.
  3. Проверка – 5 мин.

План наблюдения:

  1. Место наблюдения
  2. Название деревьев
  3. Внешний вид листьев:

-размер

-окраска

-отличительные особенности

  1. Как деревья сбрасывают листву
  2. Какие чувства возникли при наблюдении
Этап урока Взаимодействие учителя с учеником Примечания Связь с педагогикой
1.Обсуждение темы сочинения.   2. Речевая ситуация     3. Постановка учебной задачи.     4. Лексическая и орфографическая подготовка.     5. . Обсуждение структуры сочинения. Составление плана.     6. Запись сочинения.   7. Проверка. Ребята, какое задание вы выполняли в течение недели? (наблюдали) За чем именно нужно было наблюдать? (за листопадом) А где вы наблюдали? (в парке, на даче, во дворе…) Кому понравилось наблюдать за листопадом? Чем вам понравился листопад? (красиво) За какими деревьями вы наблюдали? (клён, берёза, липа, ива, дуб…) А какие деревья не сбрасывают листву? (ель, пихта, кедр, сосна, лиственница)   После того, как вы напишите сочинения мы сделаем стенгазету, на которой потом к своим сочинениям вы сделаете иллюстрации. И мы повесим её в нашем классе, а когда родители придут, они смогут посмотреть на ваши работы. Как вы думаете, какая задача сегодня будет перед вами стоять? Чему будем учиться на уроке? (писать о том, что наблюдали) В своих сочинениях вы должны будете так рассказать об этом, чтобы читающий всё увидел как бы своими глазами, и чтобы ему тоже листопад понравился. Как будет называться наше сочинение? (Как опадают листья) А так как каждый из вас наблюдал за листопадом в разных местах, то давайте уточним тему. Например, как опадают листья в Парке Победы. Попробуйте каждый сформулировать свою тему сочинения. О чём мы будем рассказывать в сочинении? (об осеннем листопаде) Какие слова можно использовать вместо слова опадают? (кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются…) Вы рассказали мне, за какими вы наблюдали деревьями. Посмотрите на доске иллюстрации с листьями деревьев. Узнали вы их? Назовите. (клён, берёза, липа, ива, дуб…) По каким признакам вы их узнали? (клён – крупные, заострённые листья; берёза – небольшие, резные; липа – похожи на сердечки; ива – узкие, длинные; дуб – волнистый кружевной контур). Как опадают листья клёна? (медленно, плавно опускаются) Почему они так падают? (они крупные). Составьте предложение о листьях клёна. (Крупные листья клёна медленно, плавно опускаются на землю). Как можно сказать про берёзу? (сыплются резные листочки берёзы). Составьте предложение о липе, заменяя слово листочки на слово, но которое похожи её листья. (Кружатся сердечки липы). Как сказать об иве? Где она растёт? (около воды) Составьте предложение. (плавают в воздухе листья ивы и опускаются в воду.) В какие цвета окрашены листья деревьев? (жёлтый, красный, оранжевый, золотой, багряный…) Составьте предложение, используя эти имена прилагательные. (Плавно опускаются багряные листья дуба.) Посмотрите, на доске вы видите слова. Давайте выделим орфограммы в этих словах и запомним написание новых слов. (листопад, опадает, осенний, кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, медленно, плавно) С чего начать сочинение? (осень наступила) Какое предложение обязательно должно быть в вводной части, чтобы правильно раскрыть тему сочинения? (Я наблюдал листопад в парке. С деревьев опадают листья.) Как назовём эту часть в плане? (Наступила осень.) О чём будем рассказывать в основной части? (О том, как с разных деревьев опадают листья.) Какие слова при этом будете стараться не повторять? (опадают, листья) Как назовем эту часть? (Листопад.) Как закончить сочинение? (своё отношение) Как назовём эту часть? (Как красив листопад!) Во время написания сочинения вы можете пользоваться своими записями, сделанными во время экскурсии, а также толковым словарём и словарём синонимов. Ученики пишут сочинение, а учитель проходит по классу и смотрит за правильностью написания .     Прочитайте весь текст. Получился ли рассказ-описание? Проверьте каждое предложение. Проверьте каждое слово. Подбирайте проверочные слова. Презентация с изображением данных деревьев и листочков.   К словам подбирают проверочные слова, сложные слова – на доску. Нет соответствия этапу урока   Презентация Принципы: Нагдядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связь теории с практикой, учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Методы: Словесные – беседа, наглядные – иллюстрации. Приёмы: Активизации внимания, активизации мышления, обсуждения вопросов. Средства: мультимедийная установка, слово учителя   Принципы: Сознательности и активности. Метод: словесный – беседа. Приёмы: активизации мышления.   Принципы: Наглядности, доступности, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, сознательности и активности. Методы: работа под руководством учителя, письменные упражнения. Приёмы: активизации внимания и мышления, доказательства.     Принципы: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности. Методы: беседа, работа под руководством учителя. Приёмы: активизация внимания и мышления, выделения главного, обсуждения вопросов.   Методы: самостоятельная работа учащихся: работа с книгой, письменная работа. Приёмы: активизации мышления.   Методы: самоконтроля Приёмы: активизации внимания и мышления.

Примерные сочинения учеников.

Как опадают листья в Парке Победы.

Наступила осень. С деревьев опадают листья.

В Парке Победы медленно и плавно опускаются разноцветные листья клёна. Сыплются багряные резные листочки берёзы. В воздухе кружатся сердечки липы. Ива скидывает свои золотые узкие и длинные листочки в воду. Листья могучего дуба разлетаются в разные стороны. Листопад украсил землю нарядным ковром.

Как красиво золотой осенью!

Как опадают листья у меня на даче.

Вот и наступила осень. Листочки на деревьях изменили окраску и начали медленно опадать.

Крупные, заострённые листья клёна плавно опускаются на землю. Сыплются резные листочки берёзы. Кружатся золотистые сердечки липы. В воздухе плавают оранжевые листочки ивы и опускаются в воду. Листопад покрыл землю разноцветным ковром.

Как прекрасна золотая осень!

В течение урока прослеживаются следующие закономерности:

-Закономерности цели обучения

-Закономерности содержания обучения

-Закономерности качества обучения

-Закономерности методов обучения

-организационные закономерности

Воспитательные моменты:

В течение всего урока мы пользовались принципами из теории воспитания:

-личностный подход

-единство воспитательных воздействий

-воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности

-воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых

-воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность

-воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с опытом и жизнью воспитанника

-в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника

-в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников.

Межпредметные связи:

природоведение

Диагностика контроля и оценки:

На протяжении всего урока ответы детей будут оценены словесно. Например: молодец, умница. Если кто – то из учеников даст очень грамотный и полный ответ в работе перед написанием сочинения, тогда он получит отметку. А после того как все ученики напишут сочинения, учитель их проверит, все получат отметки.

Что такое речевая ситуация?

Перед написанием сочинения, учителю необходимо создать речевую ситуацию.

Что же такое, речевая ситуация?

Речевая ситуация – это то, что побуждает ученика создать наиболее успешный текст сочинения с учетом адресата (того человека, который будет читать сочинение).

Каковы же цели её создания?

Во – первых, пробудить у школьников желание вступить в общение с читателем, стать автором, творцом, а во – вторых, помочь осознать свою речевую задачу и обрести конкретного адресата, читателя будущего текста.

Примерные речевые ситуации:

-Давайте сделаем выставку наших сочинений и пригласим на неё ваших родителей, учителей и учеников из других классов.

-Давайте вести свой альбом «Времена года». Каждый из вас создаст страничку со словесными зарисовками.

-Давайте сделаем подарки близким к Новому году. Пусть каждый подарит свою книжку!

Золотая осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на берёзе и осине. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.

Деревья будут скоро стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов.

Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже голодный: «С своей волчицею голодный выходит на дорогу волк».

Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овёс, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

РЕЦЕНЗИЯ - содержится анализ (соответствие содержания теме сочинения, построение текста в соответствии с типом речи, выбор изобразительных средств в соответствии со стилем) и оценка творческой работы ученика в соответствии с требованиями программы.

Отзыв– это эмоциональный отклик на работу ученика.

План анализа сочинения:

-определите вид сочинения, опираясь на теорию

-оцените формулировку темы

-предположите, какая речевая ситуация была предложена учащимся на уроке

-проанализируйте соответствие работы ученика теме сочинения

-восстановите план, по которому написано сочинение, оцените его логику

-проанализируйте выбор лексики, использование синтаксических конструкций

-установите соответствие объёма работы требованиям программы

-сделайте общий вывод, поставьте отметку, руководствуясь требованиями программы.

В анализе следует подтверждать все выводы примерами из текста сочинения ученика.

Важно!

Очень важно, чтобы при разработке урока Вы учитывали следующие педагогические закономерности:

1. Сознательность зависит от мотивов, организации учебного процесса, познавательной активности, от применяемых методов и средств (ясное понимание целей и задач)

2. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств (использование наглядных пособий, эстетическое оформление наглядности, наглядные пособия помогают лучшему представлению о предметах)

3. Отражает объективную связь обучения и воспитания (уважительное отношение к учащимся (во время ответов одноклассников), личный пример (корректное и доброжелательное отношение ко всем ученикам)

4. Требует, чтобы содержание, методы и формы обучения соответствовали возрасту учащихся и их индивидуальным особенностям (зависимость уровня работоспособности детей от времени деятельности учеников (расчёт времени),

ограничение видов деятельности с учётом уровня развития детей (предложенные задания соответствовали всем возрастным и инд. особенностям).

5. Прочность усвоения материала зависит от содержания и структуры данного материала, отношения учащихся к данному материалу (формирование позитивного отношения к материалу (представлен достаточно ярко и логично), проявление интеллектуальной деятельности (ответы на вопросы), обозначение логических связей, выделение главного (зависимость структуры от целей и задач), осуществление систематического контроля над результатами обучения)

6. Доступность обучения определяется: возрастными и индивидуальными особенностями (учёт жизненного опыта учащихся, учёт уровня подготовленности учащихся).

7. Научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования (обучать на основе последних достижений науки, раскрытие логики учебного процесса, знакомить с биографией учёных и их вкладами в науку).

Нельзя забывать о реализации следующих принципов обучения:

- научности (соответствие содержания образования уровню развития современной науки)

- сознательности и активности (требует осознанного усвоения знаний в практической деятельности)

- наглядности (запоминание ряда предметов представленных в натуре, происходит лучше и быстрее).

- связь теории с практикой (эффективность качества обучения проверяется практикой)

- воспитывающие (без воспитания не может быть обучения и наоборот)

- индивидуальных и возрастных особенностей (дифференцированный подход, индивидуальный подход)

- прочности результатов усвоения (практические работы)

- доступности (успешный процесс обучения зависит от учёта индивидуальных особенностей школьника, от организации учебного процесса и применяемых учителем методов).

При разработке урока следует помнить:

- учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания.

- учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендацию о воплощении в жизнь системы основных законов.

- учитель должен видеть противоположные стороны (овладение знаниями и развитие, соотношение конкретного и абстрактного) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения

На каждом этапе урока следует применять различные методы, приёмы и средства. Например, на этапе подготовительной работы можно применить следующие методы, приёмы и средства:

- словесные (беседа, объяснение)

- наглядные (демонстрация)

- аудиометод (прослушивание музыкальных отрывков) и т. д.

Средства: слово учителя, серия картинок, аудиозапись.

Выбор метода зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики

- от особенности содержания методов и изучаемого предмета

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины

- от целей, задач и содержания конкретного урока

- от времени, отведенного на изучение того или иного материала

- от возрастных особенностей учащихся

- от уровня подготовленности учащихся

- от материального оснащения учебного заведения, наличия оборудования

- от возможностей и особенности учителя, его уровня теоретической и практической деятельности.

Вашему вниманию, мы бы хотели представить классификацию методов по Бабанскому:

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности.
По источнику передачи и восприятия учебной информации
Словесные: рассказ, беседа, лекция, конференция Наглядные: иллюстрация, демонстрация Практические: лабораторные опыты, упражнения, практические работы
По логике передачи и восприятия учебной информации
Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному)
По степени самостоятельности мышления учащихся
Репродуктивные Продуктивные: проблемные, проблемно – поисковые, эвристические
По характеру управления учебной работой
Работа под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся: работа с книгой, лабораторные работы, письменные упражнения.
Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности.
Стимулирование долга и ответственности.
Дидактические игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создать ситуацию успеха
Стимулирование долга и ответственности
ждение Требование УУбепражнения в выполнении требований Поощрение и порицание
Методы контроля и самоконтроля
Методы устного контроля и самоконтроля
Устный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный. Устные зачёты и экзамены.
Методы письменного контроля и самоконтроля
Письменный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный. Письменные зачёты и экзамены.
Методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля
Контрольно – лабораторные работы. Лабораторно – практический самоконтроль.
           

Вашему вниманию нам бы хотелось представить классификацию средств обучения.

1. Визуальные (зрительные)

- натуральные объекты, символические н. п. (карты, схемы, таблицы и т. д.), объёмные наглядные пособия (муляжи, макеты), изобразительные (картины, фотографии и т. д.).

2. Аудиальные (слуховые) – радио, магнитофон, речь, музыкальные инструменты.

3. Аудиовизуальные – фильмы, телевидение.

Заключение.

Вот Вы и закончили знакомство с нашим методическим пособием. Мы постарались ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у Вас при выполнении каких – либо работ из обязательной части технологической карты по разделу «Методика развития связной речи». Мы надеемся, что те советы, которые мы дали, помогут Вам спроектировать уроки по развитию связной речи учащегося и подготовить их к защите, опираясь на основные положения методики преподавания русского языка и педагогики, провести анализ программы обучения изложению и сочинению, провести рецензирование сочинения ученика 3 – ого класса. Желаем удачи!

Список литературы должен содержать издания последних лет (с 2000 года). Советую поработать в нашей библиотеке!

Список литературы (есть в библиотеке колледжа)

  1. Составитель сборника программ Вохмянина Л. А., Игнатьева Т. В., Яременко Е. О. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4)
  2. Львов М. Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах/Учеб. пособие.- 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
  3. Горецкий В. Г., Львов М. Р., Сосковская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.
  4. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976.
  5. Закожурникова М. А. Сочинение и изложение в начальных классах.
  6. Львов М. Р. Работа над сочинением в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1970.
  7. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 кл. Для шк. С рус. Яз. Обучения; Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 160с.
  8. Форщук А. А., Форщук Н. Е. Русский язык для начальных классов. Ученое пособие. – К.: Феникс, 1999. – 348 с.
  9. Форщук А. А., Форщук Н. Е. Практические задания по русскому языку. Пособие для учащихся начальных классов. – К.: Феникс, 1999. – 382 с.
  10. Фролова Л. А. Обучение русскому языку в со

Наши рекомендации