Приемы развития слуха и голоса детей
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.
Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.
Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
• слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
• сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
• введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только па основе личного опыта учащихся;
• использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
• повторение отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, по и музыкального инструмента;
• подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом:
• пение «по цепочке»;
• моделирование высоты звука движениями руки;
• отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
• настройка на тональность перед началом пения;
• устные диктанты;
• задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
• выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
• в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
• письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
• выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов' и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.д.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
-представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух;
• вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный у с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форси- ровки;
• вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
• выработка активного piano- как основы воспитания детского голоса;
• при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих — напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
• расширение ноздрей при вдохе (а лучше — до вдоха) и сохранение их в таком положении при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов; при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилающие внутреннюю поверхность резонирующих полостей, становятся упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резонированию звука целенаправленное управление дыхательными движениями;
• произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
• проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосом по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
• речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
• нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
• вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.;
• сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формировании концертных программ.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
• запись основных правил нения па плакатах;
• постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
• организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
• юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;
• различные индивидуальные задания и рисунки на темы исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
• одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
• использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;
• формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.
Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путем стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основываются на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того, как он будет воспроизведен голосом, — сложный психический процесс, требующий анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.
Реализация такого подхода к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.