Опыт эмоционально-волевых отношений
Эмоционально-волевая воспитанность человека отражается в его эмоционально-оценочном отношении к миру, собственной деятельности. Знания ребенка о пении и его певческие навыки не всегда свидетельствуют о том, что он положительно относится к своей деятельности. В практике детского хорового пения нередко можно встретиться с такой парадоксальной ситуацией: дети владеют вокальной техникой, поют сложный репертуар, но далеко не все из них любят петь. Они занимаются в этом хоровом коллективе по другим причинам: настаивают родители, поющим в хоре предоставляется возможность обучаться игре на каком-либо музыкальном инструменте, привлекает общение с друзьями и пр. Следовательно, дети усвоили умом определенные знания и навыки, а сфера их чувств осталась незатронутой, отсюда равнодушие к певческой деятельности и даже иногда активное нежелание ею заниматься. Это определяет их поведение на занятиях и выражение лиц на концертах.
Ребенок постигает мир через эмоции, которые всегда содержательны и являются особой формой отражения действительности. Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом. Поэтому культура чувств, подлежащая воспитанию у детей, не совпадает с культурой их мышления и объемом знаний.
Разные представители педагогической науки придавали огромное значение особой задаче воспитания — формированию эмоций. Отечественная психология определяет роль эмоций как стимула всякой человеческой деятельности (П.П.Блонский) и подчеркивает связь двух самостоятельных ее компонентов: чувственного и интеллектуального (С. Л. Рубинштейн). Психолог П. М.Якобсон убедительно показал роль эмоций в возникновении мотивации поступков.
Искусство в школе является средством воспитания. Особенно велико воспитательное воздействие пения благодаря единению музыкального и словесного текста.
Детский певческий коллектив рассматривается нами как инструмент воспитания личности. Однако он будет выполнять эту функцию только при условии, если у детей сложилось эмоционально- положительное отношение к коллективу и самой певческой деятельности.
Отечественная педагогика утверждает, что всякая деятельность детей развивается успешно тогда, когда они видят ее общественную пользу. В обучении пению большую роль играют концертные выступления хорового коллектива, которые имеют огромное воспитательное значение в формировании активной жизненной позиции учащихся.
Чувство удовлетворения от сознания собственной полезности порождает у детей желание добиться еще больших успехов в овладении исполнительским мастерством, формирует потребность трудиться, настойчиво и целеустремленно добиваться успехов в учебе, преодолевать трудности, что связано с проявлением волевого начала, самостоятельности, творческой активности.
Именно в моменты переживания радости от успешной концертной деятельности в сознание ребенка проникают идеи добра, oщущение своей общественной значимости. Процессы воспитания в данном случае опираются на эмоциональное восприятие ребенка.
Каждый учебный предмет по-своему пробуждает и укрепляет эмоциональные и рациональные элементы детской психики. В этом смысле вокальное искусство наиболее действенно влияет на развитие именно эмоциональной сферы ребенка. На становление и совершенствование эмоциональной сферы детей направлены, в сущности, все виды искусства, в том числе и музыкальное. Многие деятели в области эстетического воспитания не раз указывали на важность и необходимость формирования культуры чувств и эмоций у детей. «Заучить» чувства нельзя. Их можно только воспитать.
Из опыта развития современного общества становится ясно, какой большой урон невежество чувств может принести не только человеческим отношениям, но и обществу в целом. Неразвитость чувств оборачивается неразвитостью мышления и сознания и сказывается на уровне общественного развития.
Таким образом, задача учителя организовать процесс обучения пению так, чтобы он оказывал воздействие на психологию учащихся с целью привить им определенные качества, которые формируют их мировоззрение, нравственность (доброту, честь), активную жизненную позицию и т.п.
Воздействовать на психологию детей можно только через эмоции, и основное средство для этого — вокальный репертуар.
Огромный человеческий опыт, осмысленный поэтами и композиторами, заложен в песенном искусстве. Достоянием новых поколений он становится не просто в результате познания ими исторических фактов, передаваемых авторами, а как сопереживание, собственный опыт.
Именно через эмоции формируются и убеждения. В связи с этим огромное значение приобретает проблема отбора репертуара. Главным критерием оценки общественной значимости любого произведения, разумеется, была и остается его содержательная сторона. Кроме того, необходима высокохудожественная форма воплощения идеи, заложенной в нем. Однако даже при наличии единства формы и содержания произведение только тогда окажет эмоциональное воздействие как на исполнителей, так и на слушателей, когда его содержание и способ воплощения окажутся доступными для понимания детей, т.е. будут соответствовать их жизненному опыту.
Кроме того, сила эмоционального воздействия на детей исполняемой песни во многом зависит от того, как учитель сумеет подать ее: что скажет о музыке и стихах песни, как направит внимание детей, чтобы она дошла до их сердец, вызвала заинтересованность.
Таким образом, кроме правильного подбора вокального репертуара, средством воспитательного воздействия на учащихся является методика обучения, (формирующая у них интерес к исполняемому произведению, к самому процессу обучения нению, т.е. положительно-эмоциональное отношение к учебе, что составляет основную (функцию музыкально-эстетического воспитания.
Проблема (формирования интереса у учащихся к процессу учебы, предмету учения является одной из фундаментальных в общей педагогике школы. Интерес в теории обучения рассматривается как условие успешности педагогической работы. Это в особенности касается предметов, связанных с искусством, и в частности обучения пению. В противном случае процесс учебы может принести воспитанию учащихся больше вреда, чем пользы.
Многие выдающиеся педагоги не раз подчеркивали, что для успешного познания искусства заинтересованность является решающим фактором. Процесс обучения пению только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда он будет включать задачи воспитания и развития у детей положительно-эмоционального отношения к себе самому, т.е. интереса к данному виду искусства.
Современная наука дает научное объяснение психическому и физиологическому механизму эмоции, раскрывающему роль и значение эмоционального фактора - определенного стимула, повышающего и ускоряющего все жизненные процессы, обеспечивающего подъем физических и духовных сил, необходимых для любого вида деятельности. Известные физиологи А.А.Ухтомский. И. П. Чукичев и др. доказывают, что положительные эмоции активизируют все релаксационные процессы в организме человека, за счет чего расширяются границы его работоспособности. Ученые пришли к следующим выводам:
• положительные эмоции способны без какого-либо ущерба для нормального функционирования систем организма в значительной степени активизировать деятельность учащихся и стимулировать их развитие;
• являясь продуктом какой-либо деятельности, положительные эмоции сами начинают играть активно-действенную роль, стимулируя эту деятельность;
• источником положительных эмоций и условием их возникновения является целенаправленность воспитательного процесса и постоянное совершенствование данной деятельности па основе творческого подхода к ней.
Из теории педагогики и практики известно, что интерес к обучению возникает и растет, если оно своим содержанием органически связано с жизнью, современностью, актуальными проблемами быта науки и культуры, когда обучение перспективно в смысле выбора будущей профессии и места человека в общественной жизни. Это необходимо учитывать при подборе певческого материала, который оказывает большое воспитательно-педагогическое воздействие. Устаревший, далекий от жизни учебный материал гасит познавательный интерес учащихся, выходящий далеко за пределы только музыкальной области.
Задачи развития мотивационной сферы и познавательных интересов учащихся в области пения и музыки тесно переплетаются с одной из важнейших целей формирования личности — воспитанием музыкальных потребностей, которые лежат в основе самообразования и самовоспитания в дальнейшем. В процессе обучения пению постепенно происходит накопление опыта эмоционально- волевых отношений учащихся к миру, людям, к учебной деятельности. Его положительная направленность является условием успешного усвоения знаний и навыков.
Итак, при всем различии компонентов содержания обучения пению ясно, что они взаимосвязаны. Вокальные навыки без специальных знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на основе полученных знаний, умений и навыков. Совершенствование личностных качеств предполагает знание вокального искусства, к которому у детей устанавливается то или иное отношение, определяющее их поведенческие поступки. В учебном процессе все стороны содержания слиты воедино и должны быть сориентированы не только па специфическое (вокальное), но и на общее развитие учащихся. Именно такая организация процесса обучения пению будет способствовать формированию всесторонне развитой личности ребенка.