Г.с.стулова теория и практика работы с детским хором
Г.С.Стулова ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ХОРОМ
Доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, лауреат Международного конкурса хоров духовной музыки в Гайновке (Польша). Учебное пособие автора раскрывает богатейший материал вокальной работы с детским хором. Традиционно подход к этой работе основывался на том, что детям во время пения свойственна только фальцетная манера звукообразования. В результате исследований и большого педагогического опыта Г.П. Стулова установила - голосовые возможности детей гораздо шире - и предложила оригинальную методику развития детского голоса, базирующуюся на регистровой его структуре.
Пособие адресовано студентам дирижерско- хоровых отделений и факультетов, педагогам- практикам, а также всем, кто интересуется проблемами вокального исполнительства.
Москва 2002 Владос
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В содержание обучения пению входят:
1) система основных специфических знаний и навыков;
2) опыт творческой деятельности учащихся;
3) опыт эмоционально-волевого отношения к миру, друг другу, что является условием формирования у детей системы ценностей.
Рассмотрим более подробно каждый компонент содержания обучения пению.
Система знаний и навыков
Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной учебной работы. Это процесс, каждый этап которого должен быть полностью осознан учеником.
По ходу разучивания песен дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, его темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознано детьми с точки зрения технологии и целесообразности их использования.
Помимо знания нотной грамоты и теоретических сведений об основных качествах певческого звука и певческих навыках учащиеся должны иметь представление о своих голосовых возможностях, а также соблюдать разные правила в пении:
• затактный звук исполняется всегда легко и тихо;
• в музыкальной фразе должна быть только одна самая главная вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;
• необходимо сохранять активность пения до конца длительности последнего звука музыкальной фразы, даже при диминуэндо:
• если поешь длинную ноту (половинную, целую и т.п.), необходимо ощущать и внутренне подчеркивать начало каждой новой доли, заключенной в ней;
• при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки следует исполнять следующую за ней короткую ноту легче, тише, но не теряя активности;
• чем быстрее темп, тем легче и активнее должен быть звук;
• нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;
• при движении, мелодии вверх или восходящих скачках верхний звук должен исполняться в позиции нижнего звука, и при исполнении нисходящих мелодий—нижний звук остается в позиции верхнего;
• недопустимо брать дыхание посреди слова, если в условиях хора оно не цепное;
• при использовании цепного дыхания певцам следует вливаться в общее звучание незаметно, с мягкой атакой;
• нельзя возобновлять дыхание на стыке подлежащего и сказуемого;
• вдох по объему и скорости должен соответствовать характеру исполняемого произведения и т.д.
Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.
Навыки — это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. Согласно исследованиям А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, А.В.Петровского, можно выделить три основных этапа формирования навыка:
Аналитический — овладение элементами действия.
Синтетический — образование целостной структуры действия.
Автоматизация — закрепление и совершенствование целостной структуры.
Формирование навыка сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его - сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип по И.П.Павлову). Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений. При всем многообразии интерпретации понятия о правильном или неправильном нении следует выделить основной критерий его оценки.
Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с максимальным эффектом. При правильном пении певцу удобно петь, а слушателям приятно его слушать.
Неправильное пение всегда сопряжено с усталостью голоса, ощущением неудобства в горле поющего, неестественностью звука, чрезмерной его напряженностью и с неприятными эмоциями у слушателей.
Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
Следует отметить, что, определяя навык как действие, авторы методических работ нередко к числу основных певческих навыков, наряду с дикцией, дыханием и певческой установкой, относят и некоторые свойства певческого голоса - качество тембра и диапазон, что не совсем одно и то же.
Во-первых, певческая установка, по нашему мнению, входит в навык дыхания и выступает как условие, необходимое для правильной работы дыхательных органов. Во-вторых, качество тембра и диапазон относятся к свойствам певческого голоса и не могут являться навыками, т.е. движениями. В-третьих, звукообразование — основной певческий навык, нередко не называется среди таковых и понимается узко: только как атака звука.
Во избежание подобной путаницы следует четко разграничивать певческие навыки и свойства певческого голоса. Первые выступают как причина, а вторые — как следствие.
Основными свойствами певческого голоса являются:
• звуковой диапазон;
• динамический диапазон на различных участках звукового диапазона голоса;
• качество тембра: полнота резонирования звука, богатство обертонами, качество певческого вибрато, вокальная позиция, полетность и звонкость, плавность регистровых переходов, выравненность гласных, степень напряженности звучания голоса;
• качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность произношения.
Свойства певческого голоса есть результат нескольких слагаемых. относящихся к объективным и субъективным особенностям главные из которых — природные данные ученика; возрастные нормы протекания психических процессов; уровень развития основных навыков, обеспечивающих певческий процесс: слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.
К основным вокальным навыкам можно отнести:
• звукообразование;
• певческое дыхание;
• артикуляцию;
• слуховые навыки;
• навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Звукообразование — целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Все основные свойства певческого голоса связаны с работой источника звука по типу того пли иного регистрового биомеханизма. Поэтому навык звукообразования в разных голосовых регистрах является основополагающим в вокальной педагогике. В пределах индивидуальных возможностей ученика этот навык предопределяет владение разнообразным тембром. Звукообразование — это не только атака звука, т.е. момент его возникновения, но и последующее за ним звучание, звуковысотные модуляции голоса. Умение правильно интонировать по внутрислуховому представлению является составной частью навыка звукообразования и также тесно связано с целенаправленным управлением регистровым звучанием. Последнее предопреде- : ляет и такое качество вокальной техники, как подвижность голоса. Нельзя добиться подвижности голоса без умения облегчать звук, т.е. настраиваться па работу голосового аппарата в режиме, близком к фальцетному типу.
Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделения навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих резонирование звука, качество дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и пр. Учитывая рефлекторную взаимосвязь этих навыков, следует подчеркнуть способность каждого из них влиять на весь голосообразующий комплекс. В методических целях рассмотрим содержание и составные элементы каждого навыка в отдельности.
Навык артикуляции включает:
• отчетливое, фонетически определенное и грамотное произношение;
• умеренное округление фонем за счет пения на скрытом зевке;
• умение сохранять стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;
• нахождение близкой или высокой вокальной позиции, что контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области маски;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе и др.
Навык дыхания в пении также состоит из ряда элементов. Перечислим главные:
• певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;
• глубокий, но умеренный по объему вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса;
• момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте;
• постепенный и экономный фонационный выдох при стремлении к сохранению вдыхательной установки;
• умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;
• регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука и пр.
Однако перечень навыков, относящихся к певческому процессу в целом, был бы неполным, если не указать на навыки, лежащие в основе слухового восприятия и связанных с ним умственных операций.
К основным слуховым навыкам в пении следует отнести:
• слуховое внимание и самоконтроль;
• дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоциональной выразительности;
• вокально-слуховые представления о певческом звуке и способах его образования.
Уровень развития слуховых навыков у детей детерминирует их познавательный потенциал в процессе обучения, овладения системой знаний и навыков, обязательных для певческой деятельности, которая представляет собой систему взаимосвязанных певческих и слуховых навыков, опирающихся на музыкальную грамотность и на понимание детьми доступных их восприятию музыкальных явлений.
На каждом этапе обучения создается база для возникновения новых внутренних условий развития, которые, в свою очередь, создают возможности дальнейшего усвоения новых знаний и навыков
Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, а также внимания и воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, в своем развитии неизменно взаимодействуют со всем процессом обучения.
Слухо-двигательные связи между восприятием и воспроизведением (или координация между слухом и голосом) обеспечивают навыки вокально-слуховых представлений как промежуточной звена. Они формируются на основе систематического воспитания слухового внимания и самоконтроля за качествами воспринимаемого и воспроизводимого звучания. Вокально-слуховые представления складываются на базе слухового восприятия и осознания воспринятого. Осознания не только в смысле дифференциации отдельных элементов звука, но и способов звукопроизводства, артикуляции и дыхания.
Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Практика передовых школ свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. В условиях хора это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало и навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения.
Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счет: мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и отточенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темна; пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует отметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и специфически музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях.
Выразительность пения может быть непроизвольная и произвольная. Непроизвольная выразительность проявляется как спонтанная реакция на образный ряд музыки. Произвольная — характеризует артистическую способность исполнителя к передаче заранее обдуманного содержания вокального произведения.
Выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. Ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение — передачу определенного художественного образа.
В практике детского хорового пения нередко наблюдаются случаи, когда дети очень эмоционально исполняют какое-то произведение, но не в соответствии с его содержанием. Выразительность, адекватная содержанию художественного образа, возникает только тогда, когда дети проявляют свое отношение к исполняемому вследствие понимания того, о чем говорится в данном произведении.
Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возникает только на каком-то начальном этапе разучивания произведения и обусловлено новизной восприятия. Как только произведение освоено, оно уже наскучило детям, ощущение новизны утрачено, и непринужденность исполнения теряется. Чтобы сохранить выразительность и на последующих этапах работы, необходимо добиваться осмысления и повторения способов вырази тельного исполнения. Тогда выразительность в нении из непроизвольной превращается в произвольную. Это неизбежный процесс в репетиционной и концертно-исполнительской практике. Формировать произвольную выразительность с самого начала работы над произведением сложнее, чем закреплять и сохранять непринужденность исполнения, возникающую спонтанно на первом этапе разучивания. Формировать навык произвольной выразительности вокального исполнения следует очень осторожно и постепенно. Для достижения положительного результата работа учителя должна сочетаться с осознанной направленностью волевых усилий учеников.
Некоторые педагоги, заботясь о выразительности пения, даже па первом этапе обучения используют специальные тренировочные упражнения. Например, учитель может попросить детей спеть одну и ту же фразу с разным эмоциональным выражением: радостью, удивлением, неудовольствием, нежностью, тревогой, печалью, гордостью и т.п. Как показал опыт работы, на это способны даже дети дошкольного возраста.
Кроме этого, необходимо параллельно и постоянно воспитывать у детей способность к восприятию характера и качества эмоциональной выразительности исполнения у других: своих товарищей, учителя, артиста или хора.
В зависимости от того, каким анализатором, слухом или зрением, исполнительские средства выразительности воспринимаются (информация о содержащейся в исполнении эмоции поступает через звучание голоса и мимику певца), их можно разделить на две группы.
Слуховая и визуальная выразительность тесно и однозначна связаны между собой. Можно не видеть исполнителя, по но звук} его голоса определить, насколько выразительно он поет. Из опыта исполнительской практики известно, что тембр голоса певца во многом зависит от его эмоционального состояния, а целенаправленно, управление мимикой, в свою очередь, способствует возникновения соответствующей эмоции. Последняя отражается на способе артикуляции и дыхания, что и порождает различные тембровые краски в голосе в результате изменений в способах звукообразования.
Таким образом, проблемы произвольного управления звукообразованием и выразительностью пения взаимосвязаны и подчиняются общеэстетическим задачам вокально-хорового воспитания детей.
Итак, перечислим основные навыки, относящиеся к певческой деятельности:
• слуховые (восприятие и внутрислуховое представление);
• звукообразование включает дыхание и артикуляцию;
• эмоциональная выразительность исполнения.
Формирование вокальных навыков — это единый педагогический процесс. Они развиваются относительно одновременно, обусловливая друг друга. Существенными признаками этого процесса являются качественные изменения основных свойств певческого голоса ученика.
В каком же направлении должно происходить развитие основ- ных свойств голоса?
Звуковой диапазон — от нескольких звуков примарной зоны до двух октав и более за счет умения выбирать регистровый режим голосообразования в соответствии с высотой звука по принципу: чем выше, тем легче смыкание голосовых складок, т.е. ближе к фальцетному регистру.
Динамический диапазон — от двух пиано до форте. Расширение его происходит за счет не форте, а формирования активного пиано, обеспечивающего настройку детского голоса на правильное звукообразование, что предполагает, прежде всего, активность краевого смыкания голосовых складок в любом регистровом режиме.
Тембр — от бедного по обертоновому составу к более богатому п затем к его разнообразию в зависимости от художественно-исполнительской задачи за счет целенаправленного использования разных регистров голоса. При этом постепенно сглаживаются регистровые переходы, выравниваются гласные благодаря единой вокальной позиции их звучания.
Самый большой недостаток в тембровом звучании голоса — излишняя напряженность и зажатость. Обычно это связано с регистровой перегрузкой. Поэтому первое средство избавиться от напряженности звучания голосов — облегчить регистровый режим голосообразования путем снятия форсировки звука.
Вся работа над тембром голоса должна проводиться под неусыпным контролем как со стороны учителя, так и самих учеников, над полноценностью озвученности резонаторов при пении независимо от высоты тона и типа гласного.
Дикция — развивается на основе правильной артикуляции сначала отдельных гласных, слогов, а затем слов и целых фраз. Фонетическая определенность гласных будет возрастать при постепенном обогащении обертонами тембра голоса.
Подвижность голоса — формируется от среднего к медленному и затем к более быстрому темпу. Эта работа тоже связана с умением выбрать нужный регистровый режим для гортани: чем быстрее темп, тем легче должен быть звук, т.е. ближе к фальцетному типу.
Неточности в интонировании также чаще всего связаны с регистровой перегрузкой голоса. Облегчение звука будет способствовать исправлению интонирования. В натуральных голосовых регистрах легче добиться точного интонирования, чем при пении микстом. Этим обусловлена этапность в работе над исправлением данного недостатка.
Таким образом, умение пользоваться широким звуковым диапазоном и разнообразными тембровыми красками, нюансировкой, чистая интонация и подвижность голоса вырабатываются лишь при условии совершенного владения всеми регистрами. Поэтому знания учащихся о голосовых регистрах и способах управления ими в процессе пения являются основными для формирования навыка правильного звукообразования.
Концентрический метод
Основоположником этого метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.
Когда ставится цель развития певческого голоса, в вокальной практике принято ориентироваться прежде всего на метод обучения, получивший название «концентрический». Выражение «концентрический» принадлежит Н.И.Компанейскому, который в 1903 г. впервые опубликовал «Упражнения М.И.Глинки для усовершенствования голоса».
Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.
М. И. Глинка рекомендовал «...сперва усовершенствовать натуральные тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». «...Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса»'.
Из приведенной цитаты очевидно, что центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда человек взволнован, он говорит возвышенным голосом, а когда находится в подавленном состоянии, то голос его звучит на более низких топах. Следовательно, чтобы определить высоту примарных тонов голоса ученика, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания, т. е. определить речевой диапазон.
Центр речевого диапазона у детей, как и у большинства взрослых певиц, обычно расположен в пределах сим - ре1. По-видимому, от этих звуков и следует начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами. Поэтому упражнения М. И. Глинки и начинаются от до', что приводит в недоумение тех специалистов, которые считают, что примарные тоны голоса у детей находятся в диапазоне фа1 — ля'.
Следует напомнить, что в голосе человека есть несколько регистров. Звукообразование в спокойном речевом голосе обычно осуществляется по типу грудного регистра в низкой тесситуре. Середина речевого диапазона лежит на стыке малой и первой октав. Если ребенок пользуется в речи фальцетной манерой, что и примарные тоны его голоса будут расположены значительно выше.
Данные наших экспериментальных исследований природы певческого голоса детей свидетельствуют о том, что у каждого голосового регистра есть своя зона примарного звучания. Эти зоны не совпадают по высоте, что необходимо учитывать при выборе звукового диапазона тренировочных упражнений в зависимости от намерения учителя настроить голоса детей на тот или иной характер звучания. М.И.Глинка начинал работу со взрослыми певцами с середины голоса, которая, как он считал, расположена в зоне спокойной речи, т.е. речевой доминанты. А так как речевой голос функционирует обычно по типу грудного регистра, то, следовательно, основоположник русской вокальной школы рекомендовал начинать работу с певцами с середины грудного регистра.
Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:
• плавное пение и без придыхания;
• при вокализации на гласную, например а, должна звучать чистая фонема;
• непринужденное пение, свобода голосообразования;
• при пении рот открывать умеренно;
• не делать никаких гримас и усилий;
• петь не громко и не тихо;
• уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;
• петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;
• без portamento, т.е. некрасивых «подъездов», прямо попадать в ноту;
• соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап — тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением, затем арпеджио и гаммы;
• нельзя допускать, чтобы ученики уставали, так как кроме порчи голоса это ничего не принесет; петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.
Все эти советы можно считать универсальными, так как они в полной мере относятся к работе не только со взрослыми, по и с детскими голосами.
Вместе с тем, что касается самой сути метода — постепенного расширения звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра, — то в работе с детьми- « гудошниками» или взрослыми учениками с невыявленными вокальными способностями он не совсем подходит. В таких случаях возможны и другие методические подходы, связанные с регистровой перестройкой голосообразования. Однако сказанное относится только к начальному этапу вокальной работы. Когда же налажена координация между слухом и голосом, сформированы элементарные навыки осознанного управления регистрами своего голоса и резонированием звука, тогда можно использовать и концентрический метод. На последующих этапах работы данный метод необходим для сглаживания регистровых переходов, выравнивания тембра на всем диапазоне голоса и формирования других вокальных навыков, то есть для усовершенствования голоса.
Фонетический метод
В какой-то мере им пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.
Как уже упоминалось, каждая фонема, слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Малейшие изменения артикуляционного уклада, даже в рамках одной и той же фонемы, создают уже новые акустические и аэродинамические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.
Трудно составить общий план упражнений, целесообразный для развития всех голосов или даже однотипных, из-за индивидуальных особенностей учащихся. Однако замечено, что гласный звук у отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, что обусловило его наиболее частое употребление при коллективном обучении пению в хоре.
При индивидуальном обучении возможны варианты: если хорошо звучит гласный а, то следует начинать с пего, при заглубленном звуке лучше использовать и, а при плоском звучании — о или у. В процессе пения гласные принято нивелировать, чтобы добиться ровности тембрового звучания. Непременным условием этого является стабилизация положения гортани при пении различных фонем — признак хорошо поставленного голоса.
В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой — без толчка и перерыва в звучании. Более сложным считается упражнение с паузами между фонемами, поскольку ученик должен уметь фиксировать в сознании расположение артикуляционных органов при пении первой фонемы и сохранять это расположение и во время паузы, и при пении других гласных. Таким образом формируется навык пения разных гласных в одной позиции. Поэтому пропева- пие ряда гласных в той или иной последовательности всегда преследует цель добиться какого-то определенного тембрового звучания голоса по образцу первой фонемы.
Большое значение для тембра голоса имеет манера артикуляции: насколько широко открывается рот. активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, расположение губ — на улыбке или округлое. Для нивелирования гласных, кроме стабильного положения гортани, необходимо сохранять и единую манеру артикуляции.
Произношение первой гласной в ряду других, включенных в упражнение, требует ярко выраженной фонетической определенности. Расположение артикуляционных органов, специфических для каждой фонемы, связано с соответствующей энергетической затратой подскладочного воздуха. Согласно исследованиям специалистов, воздушное давление под голосовыми складками увеличивается с уменьшением объема полости рта в такой последовательности: а — о — у — э — и. В этом же направлении постепенно утолщается рабочая часть голосовых складок, т.е. меняется регистровый режим, что и отражается на тембре голоса. Вот почему с целью выравнивания тембрового звучания гласных по образцу одной из них возникает необходимость нивелирования, т.е. сглаживания, их фонетической определенности. Как уже упоминалось, это обеспечивается стабилизацией положения гортани и способа артикуляции.
Как же в работе с детьми этого добиться? Чаще всего при пении различных фонем рекомендуется постоянно сохранять ощущение скрытого зевка. Однако следует учесть, что дети обычно понимают все буквально и от избыточности старания чрезмерно выраженный зевок может привести к перенапряжению мышц гортани и заглублению вокальной позиции. Тогда голос звучит глухо, как бы «заваленно» в макушку, так как головные резонаторы оказываются недостаточно озвученными. Поэтому зевок при пении различных фонем должен быть очень умеренным, легким, особенно у маленьких детей. Таким образом, использовать прием пения на зевке в работе с детьми, особенно на первом этапе работы, следует очень осторожно. Более приемлемым для первого этапа работы можно считать совет А. В.Свешникова, который на занятиях с хором мальчиков советовал им несколько раз широко зевнуть перед тем, как начать петь, но не петь на зевке. Предшествующий атаке звука зевок снимает мышечные зажимы голосового аппарата, служит моментом отдыха, активизирует мягкое нёбо, что является пусковым моментом для активной работы всего голосообразующего комплекса.
Достижение звонкости тембрового звучания голосов детей связано с полноценной озвученностыо головных резонаторов, в частности с резонированием маски, что также зависит от способа артикуляции в пении. При оценке на слух резонирующее звучание голоса характеризуется как пение в близкой вокальной позиции. Ее нахождению способствует ряд факторов:
• оценка учащимися качественных различий в звучании певческого голоса с резонированием и без него;
• произношение слов в пении с единым артикуляционным укладом губ: «на улыбке»;
• пение с закрытым ртом на согласных м или н;
• вокально-тренировочные упражнения на слогосочетания с сонорными согласными л, р, м, н, а также з, где голос преобладает над шумом;
• удержание раздутых ноздрей во время пения;
• самоконтроль за резонированием в области маски;
• если кончиками пальцев правой руки слегка потянуть вниз верхнюю губу, то это будет способствовать усилению ощущения резонирования;
• артикуляционный уклад в пении с округлыми губами возможен, но при условии постоянного отслеживания полноценной включенности резонаторов, что относится уже к более поздним этапам работы.
Фонетический метод в вокальной педагогике необходим не только для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, но и для исправления различных его недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которая зависит от места их образования. Согласные, как известно, делятся на звонкие и глухие. По мере удаления места их образования > ~ губ к гортани они выстраиваются в такую последовательность:
• звонкие — м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г;
• глухие — п, ф, т, с, ц, ш, к, х.
Легче всего артикулируются полярные согласные м, г. Чем дальше от них к середине ряда, тем сложнее становится артикуляция. Поэтому дефекты артикуляции связаны с произношением всех согласных, кроме м, п, г, х, т.е. полярных. По мере удаления от полюсов в образовании согласных начинают принимать участие все более сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубы, корень языка (его середина или конец), мягкое нёбо. Исправлять недостатки следует, но принципу последовательного введения в упражнения соседних звуков по приведенной таблице.
Особого внимания требуют глухие согласные, где голос полностью выключен. Они тянут голосовой аппарат к речевой, а не певческой установке. Поэтому рекомендуется произносить их в нении особенно быстро, как бы «спрессованно» окружающими гласными, чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции. Это будет экономить расход дыхания (глухие согласные образуются без звука, при утечке воздуха) и способствовать выработке кантилены. При вялой артикуляции произношение глухих согласных замедляется. Голосовая щель при этом задерживается в разомкнутом положении более длительное время, в результате чего появляется сип. Вот почему с самого начала вокальной работы необходимо заботиться о скорости переходных процессов при смене слогов и высоты звука. Для этого нужна особая активность артикуляции в пении, но без излишних напряжений и мышечных зажимов.
Фонетический метод применяется не только в упражнениях, по п на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным материалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на разных гласных, чаще всего у, о, а, с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса.
Метод мысленного пения
Метод мысленного пения (на основе внутрислухового представления) — один из самых эффективных в работе с детьми. В практике музыкального воспитания детей он используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах. Внутреннее пение при игре на фортепиано Г.М.Цыпии считает одним из основных методов развития внутрислуховых представлений у студентов.
Физиологический механизм внутреннего пения изучен мало. Однако благодаря анализу самого этого явления И. М. Сеченов сделал целый ряд открытий в области физиологии высшей нервной деятельности, в том числе биоритмов мозга. Ему принадлежат очень тонкие наблюдения над переходом от мышления вслух в детском возрасте к мышлению «про себя» у взрослого человека. Было замечено, что мышление «про себя» осуществляется при непременном участии скрытых движений мускулатуры речевого аппарата. В своей знаменитой работе «Рефлексы головного мозга» (1847) Сеченов писал: «Когда ребенок думает, он непременно в то же время говорит... То же встречается и у взрослых. Мысль при неподвижном и закрытом рте сопровождается немым разговором...»
Ссылаясь на данное высказывание и рассуждая по аналогии, многие ученые пришли к выводу, что внутреннее пение должно сопровождаться микроколебаниями голосовых складок подобно тому, как внутренняя речь отражается в микродвижениях артикуляционного аппарата. Этот вывод следует считать необоснованным, так как в данном случае нет идентичности между механизмами речи и мышлением, с одной стороны, и певческим процессом и мысленным пением — с другой.
Ребенок проговаривает мысленно слова, которые он не раз произносил вслух. Микродвижения голосового аппарата при этом представляют собой слепок с истинных его движений в процессе реального проговаривания.
У детей, начинающих обучаться пению, как правило, нет соответствующего вокального опыта. Поэтому никаких микродвижений голосового аппарата у таких детей в процессе мысленного пения быть не может. У людей, имеющих вокальный опыт, при мысленном пении наблюдается мышечная активность, но, как показали наши электроглотографические и рентгенотомографические исследования, эта активность не имеет ничего общего с микроколебаниями голосовых складок, а выражается лишь в тонических мышечных натяжениях, настраивающих гортань на воспроизведение звука, мысленно пропеваемого в данный момент.
У детей, не имеющих вокального опыта, также может наблюдаться активность голосообразующих мускулов,