Мотивационно-потребностная сфера младших школьников
В младшем школьном возрасте у детей формируется своеобразная система потребностей, которая включает в себя потребности, присущие всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), потребности в защищенности, успешности, получении разнообразных впечатлений и др. Данные потребности лежат в основе различных мотивов.
В структуре мотивационно-потребностной сферы младшего школьника существенное место занимают учебные мотивы. В работах Л.И. Божович[72]выделены следующие виды учебных мотивов, составляющих две большие группы: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями ребенка с другими людьми) (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Виды учебных мотивов
Познавательные мотивы:
Широкие познавательные мотивы (Направлены на овладение новыми знаниями, проявляются в успешном выполнении учебных заданий, обращении к взрослым за новыми сведениями, стремлении выполнять задания без инициативы извне)
Учебно-познавательные мотивы (Направлены на усвоение способов добывания знаний, проявляются в самостоятельном нахождении путей решения поставленной задачи, познавательных вопросах к взрослым, самоконтроле при выполнении учебной задачи)
Мотивы самообразования (Направлены на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний (работа с книгой, нахождение новых способов решения познавательных задач, просмотр передач, беседы со взрослыми и пр.))
Социальные мотивы:
Широкие социальные мотивы (Направлены на получение знания на основе осознания социальной необходимости, проявляются в стремлении занять новую позицию в обществе, общаться с новыми людьми – взрослыми и сверстниками)
Узкие социальные мотивы (Направлены на получение одобрения со стороны взрослых, уважение сверстников)
Познавательные мотивы включают в себя следующее:
1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Они проявляются в учебной деятельности в успешном выполнении заданий, обращении к взрослым за новыми сведениями, стремлении выполнять задания без инициативы извне.
2. Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации детей на усвоение способов добывания знаний. Они проявляются в самостоятельном нахождении путей решения поставленной задачи, познавательных вопросах к взрослым, самоконтроле при выполнении учебной задачи.
3. Мотивы самообразования, направленные на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний (работа с книгой, нахождение новых способов решения познавательных задач, просмотр передач, беседы со взрослыми и пр.).
Социальные мотивы включают следующее:
1. Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, стремлении занять новую позицию в обществе, общаться с новыми людьми – взрослыми и сверстниками.
2. Узкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать одобрение со стороны взрослых, уважение сверстников.
Кроме того, рассматривают и игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере младших школьников, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого школьника степень выраженности и сочетание учебных мотивов индивидуальны. Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов оказывает положительное влияние на результативность учебной деятельности. Преобладание игрового мотива, неадекватно перенесенного в учебную деятельность, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения учебного материала.
Учебные мотивы младших школьников развиваются, дифференцируются в тесной взаимосвязи с эмоциональной и волевой сферами. В исследовании Н.А. Степановой[73]выявлены существенные изменения в мотивационной сфере личности младших школьников на протяжении обучения. Учебные мотивы младших школьников изменяются неравномерно, наиболее существенные изменения учебных мотивов выявлены у учащихся в 3 и 4 классе. Специфика мотивационной сферы учащихся на начальном этапе обучения представлена широкими познавательными и социальными учебными мотивами, что можно объяснить повышенным интересом младших школьников к новой социально значимой деятельности, связанной с приобретением знаний, стремлением реализовать себя в роли успешного ученика. С возрастом учебные мотивы младших школьников расширяются и дифференцируются. Более значимыми становятся мотивы достижения, саморазвития. Возрастает значимость социальных мотивов обучения. На конечном этапе обучения в начальных классах возрастает значимость оценок для учащихся, стремление соответствовать роли успешного ученика, быть культурным и образованным человеком, повышается значимость взаимоотношений с одноклассниками.
Динамика интереса учащихся младшего школьного возраста к основным и дополнительным учебным предметам отличается неравномерностью на протяжении обучения. Как видно из рис. 3.4, интерес учащихся к основным предметам от 1 ко 2 классу повышается, к дополнительным – падает. В 3 классе наблюдается снижение интереса к основным предметам и рост интереса к дополнительным. К 4 классу вновь повышается интерес к основным учебным дисциплинам, а интерес к дополнительным снижается. Высокий интерес к основным предметам на начальном этапе обучения связан со стремлением младших школьников продемонстрировать себя в роли успешных учеников, свои достижения по значимым и сложным предметам. Основные предметы оказались более привлекательны, поскольку в полной мере отражают представления учащихся об учебных знаниях, умениях и навыках, которыми необходимо овладеть в школе.
Рис. 3.4.Динамика интереса к учебным предметам
Интерес к основным предметам обусловлен влиянием мнения взрослых, которые выделяют их как наиболее важные. Снижение интереса к основным предметам в 3 классе может быть связано с дифференциацией и расширением учебных мотивов, интересов, повышением значимости социальных ценностей. Младшие школьники стремятся реализовать себя на более легких и доступных предметах, поскольку программа по основным учебным предметам усложняется. Повышение значимости основных предметов для учащихся к 4 классу свидетельствует о возрастающей осознанности обучения, формировании устойчивого познавательного интереса. Таким образом, внутренняя логика развития мотивационной сферы проявляется в неравномерности учебных мотивов и интереса к учебным предметам на протяжении обучения и усиливается к концу обучения (3, 4 класс).
Развитие учебных мотивов младших школьников связано с успешностью их учебной деятельности. C.B. Гани, В.А. Гани[74]отмечают, что познавательная мотивация развивается в наибольшей степени у хорошистов, в меньшей – у отличников и троечников; мотив получения высокой отметки и мотив избегания неудачи в меньшей мере присущи хорошистам, в большей степени – отличникам и троечникам; престижная мотивация развивается главным образом у отличников; мотивы самосовершенствования и самообразования, в целом не характерные для младших школьников, появляются только у хорошистов; общая учебная направленность в большей степени присуща хорошистам по сравнению с детьми, имеющими другие уровни успеваемости, и связана у них с познавательной мотивацией. Авторы делают вывод, что в целом наиболее гармонично развивается учебная мотивация у детей, достигающих в учебной деятельности высоких результатов, но успевающих на «5» и «4», т. е. не являющихся отличниками (по педагогическим оценкам, «хорошистов»). Игровые мотивы наиболее ярко выражены у троечников, недостаточно успешных в ведущей в этом возрасте учебной деятельности. У детей, чья учебная работа оценивается относительно высоко («4» и «5»), по сравнению с более и менее успешными сверстниками (отличниками и троечниками), в большей степени развита познавательная мотивация, в меньшей – мотивация избегания неудачи и мотив получения высокой отметки. Именно у детей этой категории расширен диапазон «широких социальных мотивов учения».
Мотивация учебной деятельности во многом зависит от особенностей семейного воспитания и типа детско-родительских отношений, реакции родителей на учебные достижения ребенка, уровня их требовательности в отношении достижений ребенка, степени их согласованности со школьными требованиями и др.
Практический пример
Родители часто хвалят сына за домашнюю работу, им кажется, что задание выполнено хорошо, аккуратно, а учитель снова ставит оценку «удовлетворительно». Это вызывает недовольство родителей, которые критикуют учителя в присутствии ребенка. Такие реакции родителей в конечном итоге приводят к непринятию ребенком этого учителя и формированию отрицательного отношения к учебе.
На развитие учебной мотивации младших школьников оказывает влияние стиль руководства учителя. В частности, в исследовании C.B. Гани, В.А. Гани[75]выявлено, что авторитарный стиль руководства способствует развитию такого социального мотива учения, как мотив получения высокой отметки, а также мотивации избегания неудачи. Демократический стиль руководства способствует развитию познавательной мотивации. Наиболее неблагоприятным для развития учебных мотивов младших школьников в целом является неустойчивый стиль руководства. Заключающийся в чередовании периодов авторитарного стиля руководства, жесткой дисциплины и резких негативных оценок и демократического стиля, эмоционального подъема у учителя и творческой атмосферы в классе. Стабилизация стиля руководства способствует более интенсивному развитию учебных мотивов.
И.А. Зимняя[76]отмечает, что важнейшей предпосылкой формирования учебной мотивации и создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Игровые мотивы в структуре мотивационной сферы младших школьников остаются достаточно выраженными (хотя уже меньше, чем в дошкольном возрасте). К концу младшего школьного возраста уровень игровой мотивации имеет общую тенденцию к некоторому снижению, к изменению ее содержательных характеристик, проявляющихся в повышении интереса к компьютерным играм и снижении интереса к традиционным детским играм. Игровая мотивация особенно сильна и устойчива у слабоуспевающих младших школьников.
На протяжении младшего школьного возраста развиваются также социальные мотивы поведения – мотив достижения успехов как устойчивое стремление к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности и мотив аффилиации как стремление к контактам с другими людьми, к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми. М.А. Юферова[77]отмечает, что формирование мотивации достижения младших школьников находится в непосредственной зависимости от особенностей семейного воспитания. Исследование автора показало, что повышение уровня требовательности имеет значимую положительную связь с мотивом «надежда на успех» у младших школьников. Напротив, снижение требований и обязанностей ведет к снижению уровня выраженности этого мотива. Повышение уровня запретов отрицательно связано с мотивом «надежда на успех» в группе младших школьников. Недостаток санкций в воспитании ведет к снижению страха социальных последствий неудачи у детей. Воспитательная неуверенность увеличивает страх социальных последствий неудачи. С ростом наказаний в воспитании повышается уровень боязни неудачи, ощущение собственной неспособности в ситуациях, связанных с самоутверждением.
Мотивы достижения и аффилиации тесно взаимосвязаны и характеризуются определенными возрастными особенностями. Так, И.Ю. Кирилишина[78]отмечает, что мотив достижения успехов у младших школьников отрицательно коррелирует с мотивом аффилиации, причем отрицательная корреляция возрастает в границах возраста от шести до десяти лет. Это означает, что у ребенка младшего школьного возраста желание достичь высоких успехов в учебе порождает конкуренцию, не способствует установлению и сохранению позитивных отношений с окружающими людьми. Мотив достижения успехов и мотив аффилиации у детей младшего школьного возраста положительно коррелируют с социометрическим статусом в группе сверстников. У таких школьников преобладает высокая активность и стремление занять более высокий социометрический статус.
Выраженность мотива общения с учителем во внеучебное время зависит в первую очередь от его статуса, стиля педагогического общения, характерологических особенностей учителя и др. (чем выше статус, тем больше выражен мотив общения, хотя встречаются исключения).
Практический пример
Младшие школьники не проявляют стремления к внеурочному общению с авторитарными учителями, которые демонстрируют избирательность по отношению к детям, часто используют запреты и ограничения, порицания в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками и т. д.
В младшем школьном возрасте постепенно возрастает выраженность мотивов общения со сверстниками и складывается устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников у некоторых младших школьников бывает настолько сильной, что дети не всегда осознают принципиальные основы этих отношений, что обусловливает нередкие случаи ложного товарищества. Интенсивное формирование учебно-познавательных интересов способствует переходу от диффузных эмоциональных связей между учениками к устойчивым содержательным связям: сначала в процессе учебной деятельности, а когда учебно-познавательные мотивы начинают доминировать в структуре мотивов младшего школьника, – и за ее рамками.
Нравственное развитие детей
Нравственное развитие ребенка представляет собой усвоение в процессе его индивидуального развития общепринятых в данное время норм поведения и их преобразования в личные моральные качества. В младшем школьном возрасте в результате интериоризации нормативных знаний и нравственных чувств, возникающих у ребенка под влиянием оценок взрослого, формируются различные нравственные качества, составляющие основу поведения. Младший школьник начинает полнее осознавать и анализировать сущность нравственных категорий, учится оценивать их знание в своем поведении и в поступках и действиях других. Сензитивность данного возраста к усвоению и присвоению нравственных ценностей обусловлена возрастающей произвольностью психических явлений, формированием внутреннего плана действий, сознательным планированием и волевой регуляцией своей деятельности, способностью к обобщению переживаний и рефлексии.
Под влиянием учебной, игровой и трудовой деятельности, общения со значимыми взрослыми и сверстниками, семейного воспитания у младших школьников накапливается опыт нравственного ответственного поведения. В результате регламентированного характера процесса обучения, обязательности и систематичности учебных заданий формируются определенные нравственные отношения. Интенсивно развивается чувство ответственности за самого себя как способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и правилам. Ответственность вызывает чувство сопричастности к общей деятельности, чувство долга. Младший школьник способен понимать нравственный смысл ответственности. Уровень нравственной культуры, чувства ответственности до школы и сформированность внутренней позиции определяют отношение школьника к своим новым школьным обязанностям.
Важнейшим фактором нравственного развития младших школьников является семья: преобладающий в семье стиль семейного воспитания, семейные ценности, ориентация членов семьи на функции воспитания, степень общности их интересов, внешняя социальная активность, уровень эмпатийности родителей, степень взаимопомощи, взаимоподдержки и доверительности общения между членами семьи.
Л. Колберг разработал теорию морального развития личности, в которой выделил несколько фаз по степени сформированности нравственного сознания. На основе обсуждения детьми, подростками и взрослыми серии коротких рассказов нравственного содержания он пришел к выводу о трех уровнях формирования нравственного сознания у людей (табл. 3.5).
Таблица 3.5