Признаки волевых свойств младших школьников
Дисциплинированность
Признаки волевого качества: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.); добровольное выполнение правил, установленных коллективом (классом, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.); соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки
Самостоятельность
Признаки волевого качества: выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.); умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности
Настойчивость
Признаки волевого качества: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)
Выдержка
Признаки волевого качества: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.); умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке
Организованность
Признаки волевого качества: соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.); планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки
Решительность
Признаки волевого качества: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке
Инициативность
Признаки волевого качества: проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации; участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других; активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов; стремление проявить инициативу в непривычной обстановке
У младших школьников в определенной степени развита и самостоятельность, которая, однако, обусловлена импульсивностью вследствие возникающих у детей эмоций и желаний, а не критическим осмыслением ситуации и своей роли в ней. Возрастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания может приводить младших школьников к намеренному неподчинению общим правилам, которое считают выражением своей взрослости и независимости. Часто младшие школьники проявляют упрямство при отстаивании своих решений, мнений, суждений и действий, которое расценивают как проявление ими упорства и настойчивости. Причиной для проявления упрямства в учебной деятельности часто является конфликт между учеником и учителем по поводу «несправедливо выставленной отметки». Чаще всего это происходит при отсутствии мотивирования отметки учителем, постоянном порицании ученика, невнимании к его усилиям, что способствует возникновению упрямства в виде протеста ребенка и его нежелания подчиняться требованиям взрослого.
В младшем школьном возрасте может проявляться решительность, которая предполагает быстрое и осознанное принятие решений при выполнении определенного действия; уверенное выполнение принятого решения без колебаний и сомнений, отсутствие растерянности при принятии решений в сложных ситуациях и в состоянии эмоциональной возбужденности; проявление решительных действий в непривычных ситуациях. Однако у многих младших школьников решительность часто остается связана с высокой импульсивностью. Проявление смелости в младшем школьном возрасте очень индивидуально и зависит от конкретной ситуации индивидуально-психологических особенностей ребенка. На протяжении младшего школьного возраста постепенно совершенствуется умение сдерживать свои побуждения, эмоции и чувства, подчинять свое поведение определенным требованиям и правилам. Мотивы сдержанного поведения в определенной степени становятся связанными уже с отдаленной перспективой. Компоненты сдержанного поведения могут автоматизироваться и проявляться во многих видах деятельности. Отсутствие выдержки у детей проявляется в неумении владеть собой и сдерживать резкость тона или в эмоциях, вызванных случайными факторами, в доминировании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости от учебных действий и к непреднамеренному нарушению дисциплинарных правил.
Волевые процессы в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с эмоциями и чувствами: часто эмоциональные состояния доминируют над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. В одних случаях эмоции способствуют развитию волевых процессов, в других – оказывают тормозящее влияние на них.
Практический пример
Интерес как интеллектуальная эмоция может побудить ребенка длительное время заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет затормаживаться, если ребенок переживает эмоцию страха, неуверенность в себе.
О.В. Дрокина[70]отмечает, что в эмоциогенной ситуации при низкой сформированности эмоциональной регуляции деятельности компенсаторные возможности волевой регуляции невелики, что вызывает у школьников излишнее напряжение. В учебной деятельности, сопряженной с часто возникающими эмоциогенными критическими ситуациями, следует особое внимание обращать на формирование эмоциональной регуляции деятельности. Эмоциональная и волевая регуляция деятельности образует единую регуляторную систему психики. Низкая сформированность какого-либо отдельного вида (компонента) данной системы приводит к нарушению в работе целостной системы, негативно влияя на всю деятельность учащегося в целом. Напротив, высокая степень сформированности ее отдельных видов, интегрированных в единую систему, обеспечивает оптимальное протекание и функционирование деятельности младших школьников.
Волевые действия младших школьников интенсивнее развиваются в следующих случаях:
1) цели деятельности, необходимые для реализации младшим школьником, им понимаются и осознаются; только тогда действия становятся целенаправленными;
2) обозримость школьником цели деятельности, которая не должна быть отсроченной слишком длительным временным интервалом, должна быть видна ребенку, видимость в плане представлений начала и конца своей деятельности;
3) оптимальная сложность деятельности, которую ребенок должен выполнять, ее соответствие его возможностям по уровню сложности, что вызывает положительные эмоции, переживание успеха от ее выполнения уже в самом начале, предвосхищая достижение цели; поэтому как очень легкие, так и очень трудные действия не способствуют развитию волевых процессов, а наоборот, вызывают либо отрицательные эмоции, либо безразличие, так как в данной деятельности не требуется прилагать усилия;
4) ребенок знает, понимает и осознает способ выполнения деятельности, представляет этапы реализации цели;
5) внешний контроль за деятельностью ребенка со стороны взрослых постепенно сменяется внутренним самоконтролем.
Развитию волевых процессов способствуют наличие четких и последовательных инструкций о способах выполнения задания, демонстрация младшим школьникам их продвижения на пути к достижению цели и осознание этого продвижения как результата собственных волевых усилий. Учебная деятельность младших школьников постоянно сопровождается сознательной постановкой цели и требует волевой регуляции поведения, что совершенствует сознательный самоконтроль ребенком собственных действий на основе принятого решения и поставленной цели.
Л.Н. Габеева[71]рассматривает развитие самоконтроля у младших школьников как динамический процесс, детерминированный внутренней активностью личности, который может осуществляться более эффективно в рамках специально разработанной модели, включающей целевой, мотивационный и оценочно-результативный компоненты. Модель включает в себя: цель и задачи развития самоконтроля; совокупность педагогических условий формирования положительной мотивации к самоконтролю как главного условия развития самоконтроля у младших школьников; показатели развития самоконтроля; результат – новообразование младших школьников – самоконтроль, который влияет на успешность учебной деятельности младших школьников (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Модель развития самоконтроля (СК) у младших школьников
Большую роль в развитии воли у младших школьников выполняет также игровая деятельность: конструктивные, сюжетно-ролевые, подвижные, коллективные игры, игры с правилами способствуют развитию произвольной регуляции действий, саморегуляции и контроля поступков, закреплению волевых свойств личности.
Практический пример
Развитию волевых свойств способствует подвижная игра «Совушка-сова», в процессе которой дети должны в соответствии с командами взрослого или двигаться, или замирать в определенной позе. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).
В итоге большинство детей младшего школьного возраста приобретают способность совершать волевые действия в соответствии с собственными мотивами, проявлять настойчивость в учебной деятельности. Постепенно у младших школьников формируется выдержка, снижается импульсивность поведения, все чаще проявляются волевые качества.