Тема: Педагогическая поддержка школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить сущность и принципы педагогической поддержки школьников
2. На основе анализа школьной документации и беседы с классным руководителем и учителями выделить одного учащегося «группы риска»; на основе информации, полученной в ходе наблюдения, анкетирования и (при возможности) беседы с данным учеником, определить сущность проблем, провести диагностику качеств, имеющих приоритетное значение для его успешной адаптации, и составить монографическую характеристику школьника (приложения 20, 21).
3. Разработать и обосновать индивидуальную программу педагогической поддержки данного школьника (приложение 22).
Методы исследования:
- наблюдение
- беседа
- анкетирование
Литература:
1. Бойкова С.В. Теория и практика педагогической поддержки. – СПб., НОУ «Экспресс», 2006. – 96с.
2. Гордеева А.В. Прикладная реабилитационная педагогика.-М.:Академический прект,2004.-75с.
3. Михайлова Н.Н.. Педагогика поддержки. – М.,МИРОС 2002.-207с.
4. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 2001.-230с.
5. Кочетов А.И. Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми: кн. для учителя. – М.: Просвещение.-1986. – С. 6-40
ЗАДАНИЕ № 11.
Тема: Гуманизация отношений в классе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выделить основные направления гуманизации педагогического процесса.
2. Проанализировать, как реализуются в конкретном классе идеи гуманизации отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» (приложение 21 (только в рамках исследуемых отношений), 23).
3. Сформулировать основные пути гуманизации отношений; разработать и провести воспитательное дело, направленное на гуманизацию отношений, и дать его педагогический анализ.
Методы исследования:
- анализ литературы и документов
- педагогическое наблюдение
- беседа
- анкетирование
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике,-М.:Изд.дом Ш.А. Амонашвили,2001.-461с.
2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Пед. об-во России, 2000. – С. 209-219.
3. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. М.:Совершенство 1998. – С. 141
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов-на-Дону, 1995.
- Гуманизация образования. Теория и практика. – СПб, 1994.
- Педагогика сотрудничества: истоки, принципы, перспективы /Сост. И.Н. Тимченко. – Новосибирск, Изд.НГПИ,1989.-104с.1989
ЗАДАНИЕ № 12
Тема: Работа классного руководителя с родителями
Задачи исследования:
- На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
- Изучить работу с родителями одного из классных руководителей и определить, какие функции и формы работы с родителями реализует данный классный руководитель; а также, используя методику «Поле отношений», изучить особенности семейного воспитания в данном классе (приложение 24).
- Сформулировать пути совершенствования работы данного классного руководителя с родителями; провести родительское собрание по результатам диагностики и дать его педагогический анализ.
Методы исследования:
-анализ плана воспитательной работы классного руководителя
-анкетирование
Литература:
- - Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. – М.: ВАКО, 2005. – 254 с.
- - Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Сфера. 2005. – 139 с.
- Методика воспитательной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.А.Сластенина. – М.: «Академия», 2007. – С. 83-92.
- Социальная педагогика. Курс лекций: под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2001. – С. 166-170.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005,- С. 87-93.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.,Пед.об-во России,2001.-320с. 2001.- С. 267-293.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. – М.: Пед. о-во России , 2002. – С. 439-456.
ЗАДАНИЕ № 13.
Тема: Образовательная среда школы.
Задачи исследования
1. На основе анализа педагогической литературы определить сущность и характеристики образовательной среды школы.
2. Изучить образовательные потребности учащихся одного из класса и определить, как реализованы данные потребности (приложение 25).
3. Выделить возможности внешней и внутренней среды школы для удовлетворения \ формирования образовательных потребностей учащихся и предложить пути использования учащимися возможностей среды для удовлетворения \ формирования образовательных потребностей учащихся.
Методы исследования
- анализ литературы
- анкетирование
- беседа
- средовой мониторинг
Литература
1. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. – М.: Ссентябрь.2000.
2. Теория и практика воспитательных систем. Книга II. /Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: Изд-во ИТП МИО РАО, 1993..
3. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды.-М.:Педагогика,1986.-109с.
4. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985..
ЗАДАНИЕ № 14