Средняя группа (второе полугодие)
Гласные: А, У, О, И, Е, Ы
Согласные: Л, В, К
Занятие 1 (январь)
Цель:знакомство с буквой А.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка) и другие игры на речевые звуки. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ: «Отхлопаем слово», «Магнитофон» (слово называется раздельно по слогам с паузами; требуется его опознать).
4. Беседа об использовании писем и книг в жизни человека. Введение (лучше сказочное) о буквах, которыми обозначают звуки при письме. Предложить детям назвать и показать все буквы: кто какие уже знает?
5. Выделение звука А в словах рак, шар, Аня, на которые есть картинки. Одновременно с выделением звука в устном слове демонстрируется выделение соответствующей буквы в графическом образе слова, который знаком ребенку, на специальной карточке. После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетическом слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.
6. Демонстрация буквы А и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука -загадка» или других аналогичных книг). Вставка карточек с буквой А в знакомые слова с пропущенной буквой.
Речевой материал
5.Выделение звука А в словах.
Аняшар рак
А а а
(рисунок) (рисунок) (рисунок)
Занятие 2
Цель:закрепление пройденного материала.
1.Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2.Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
3.Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
4.Игровые задания: что похоже на букву А (и наоборот: на что похожа А).
5.Вставка карточек с буквой А в те же слова с пропущенной буквой (с опорой на картинку), которые использовались на занятии 1.
6.Лепка буквы А из пластилина, складывание из палочек, мозаики, «прочерчивание» буквы пальцем в воздухе.
Занятие 3
Цель: знакомство с буквой У.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка»).
2. Игры на формирование фонематического восприятия:
• «Какой звук потерялся?» Взрослый называет слова с пропущенными конечными гласными. Задача: угадать слово, какой звук потерялся? (кошк., собак., дерев.,);
• «Угадай слово!» Дети называют слова, в которых недостает слога. Задача: узнать слово (...лосипед, ...бачка, полотен...).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ:
• Детям называют слова и предлагается, прослушав слово, отхлопать его слоговой ритм и разделить на слоги.
• Детям раздельно называют слово по слогам с паузами между ними и предлагается догадаться, какое слово «рассыпалось».
4. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова): ум, осы, утро, Оля, уши.
5.Выделение звука У в словах ухо, луна, душ и др. Одновременно с выделением звука в устном слове проводится выделение соответствующей буквы в письменном слове (графический образ которого знаком ребенку). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетическом слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.
6.Демонстрация буквы У и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»). Ощупывание объемной У с завязанными глазами и сравнение с А.
7.Игровые задания: что похоже на букву У (и наоборот: на что похожа У).
8.Вставка карточек с буквой У в те же слова (ухо, луна, душ) с пропущенной буквой (с опорой на картинку). Лепка буквы У из пластилина, складывание из палочек, мозаики.
Речевой материал
5.Выделение звука У в словах.
ухо душ
У У
(рисунок) (рисунок)
луна
лу-на
лу
У
(рисунок)
Занятие 4
Цель:закрепление пройденного материала.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка) и другие игры на неречевые звуки. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Вставка карточек с буквой А и У в слова с пропущенной буквой.
4. Поиск А и У среди списка (таблицы) непройденных букв.
5. Игры, инсценировки, где персонажами являются А и У.
6. Игры на устный слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
Занятие 5
Цель: знакомство с буквой О.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка) и другие игры на неречевые и неречевые звуки. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
4. Выделение звука О в словах осы, дом, кот. Одновременно с выделением звука в устном слове демонстрируется на специальной карточке выделение соответствующей буквы в графическом слове (образ которого знаком ребенку по Домино). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетическом слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.
5. Демонстрация буквы О и ее стилизованных вариантов (и книги «Азбука-загадка»).
6. Вставка карточек с буквой О в те же слова (дом, кот, осы) с пропущенной буквой.
7. Игровые задания: что похоже (какие предметы) на букву О (и наоборот: на что похожа О). Игра может проводиться в устном варианте (для детей с высоким уровнем речевого развития и развитым воображением) и с использованием предметных картинок, похожих и непохожих по абрису на О.
Речевой материал
4. Выделение звука О в словах.
осы
о-сы
о
(рисунок)
дом кот
О о
(рисунок) (рисунок)
Занятие 6
Цель:закрепление пройденного материала.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка).
2. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
3. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
4. Вставка карточек с буквой А, У и О в слова с пропущенной буквой.
5. Поиск А и У среди списка не пройденных букв.
6. Игры, инсценировки, где персонажами являются А, У и О.
7. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
Занятие 7
Цель: знакомство с буквой И.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
4. Выделение звука И в словах кит, иглы, имени Ира. Одновременно с выделением звука в устном слове демонстрируется выделение соответствующей буквы в графическом слове (образ которого знаком ребенку). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетическом слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.
5. Демонстрация буквы И и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).
6. Вставка карточек с буквой И в те же слова с пропущенной буквой.
7. Игровые задания: что похоже на букву И (и наоборот: на что похожа И).
Речевой материал
4.Выделение звука И в словах.
Ира кит
И-ра и
И (рисунок)
(рисунок девочки)
иглы
иг-лы
иг
и
(рисунок — швейные иглы)
Занятие 8
Цель:закрепление пройденного материала.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Вставка карточек с буквой О и И в слова с пропущенной буквой.
4. Поиск О и И среди списка не пройденных букв.
5. Игры, инсценировки, где персонажами являются О и И.
6. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
Занятие 9
Цель: знакомство с буквой Е.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
4. Выделение звука (точнее, однобуквенного слога) Е в словах ель, еда и др., где буква Е находится в начальной позиции. Одновременно с выделением звука в устном слове проводится демонстрация соответствующей буквы в графическом слове (образ которого знаком ребенку). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетическом слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.
5. Демонстрация буквы Е и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).
6. Вставка карточек с буквой Е в те же слова с пропущенной буквой.
7. Игровые задания: что похоже на букву Е (и наоборот: на что похожа Е).
8. Обыгрывать в виде ролевых игр и инсценировок различия (графические, но не фонетические!) пройденных букв: А, У, О, И, Е.
Речевой материал
4. Выделение звука Е в словах.
ель еда
е е-да
(рисунок) е
(рисунок)
Занятие 10
Цель: закрепление пройденного материала.
1. Выделение звука Е в словах.
2. Демонстрация буквы Е, ее стилизованных вариантов и других гласных букв (из книги «Азбука-загадка»). Задание: найти только букву Е.
3. Поиск буквы Е (прописной и строчной) в списке (таблице) других букв и не букв. Среди знаков, не являющихся буквами — цифры, бессмысленные знаки, зеркальные варианты букв.
4. Вставка карточек с буквой Е в знакомые слова с пропущенной буквой.
5. Игровые задания: что похоже на букву Е (и наоборот: на что похожа Е).
6. Лепка буквы Е, складывание из мозаики.
7. Обыгрывание сходства и различия Е с другими пройденными буквами в ролевых диалогах, где персонажами являются буквы.
Занятие 11
Цель: знакомство с буквой Ы.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
4. Выделение звука Ы в словах дым, осы. Параллельно проводится фонематический и графический анализ этих слов с выделением звука и буквы Ы.
5. Демонстрация буквы Ы и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).
6. Поиск букв в буквенной таблице.
7. Вставка карточек с буквой Ы в знакомые слова с пропущенной буквой.
8. Чтение букв.
9. Игровые задания: что похоже на букву Ы (и наоборот: на что похожа Ы).
Речевой материал
4. Выделение звука Ы в слова.
дым осы
ыо-сы
(рисунок) ы
(рисунок)
8. Читай(предъявляются карточки с буквами): А, О, У, И, Е, Ы
Занятие 12
Цель:закрепление пройденного материала.
1. Выделение звука Ы в словах.
2. Демонстрация буквы Ы, ее стилизованных вариантов и других гласных букв (из книги «Азбука-загадка»). Задание: найти только букву Ы.
3. Поиск буквы Ы (прописной и строчной) в списке (таблице) других букв и не букв. Среди знаков, не являющихся буквами — цифры, бессмысленные знаки, зеркальные варианты букв.
4. Вставка карточек с буквой Ы в знакомые слова с пропущенной буквой.
5. Игровые задания: что похоже на букву Ы (и наоборот: на что похожа Ы).
6. Лепка буквы Ы, складывание из мозаики.
Занятие 13
Цель:закрепление пройденного материала по всем пройденным гласным, оценка автоматизированности звуко-буквенных связей.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голо су» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка) и др. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Поиск пройденных букв среди не букв и не пройденных букв в таблице.
3. Воспроизведение по памяти рядов из 3-4-х букв (например: оаи, аео, аоуе, еыао, и т. п.)
4. Чтение букв и последовательностей букв.
5. Группировка карт с буквами (прописными и строчными).
6. Подвижные игры с живыми буквами.
Примерная таблица для отыскивания букв
(таблица должна быть примерно квадратной)
Занятие 14
Цель: знакомство с буквой Л и всеми слогами, включающими ее.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
4. Работа с лексикой по данной букве (лужа, Алла, лить, лила, ел, ела): обыгрывание и обсуждение значения слов, делая акцент на ударении. Проблемные ситуации: угадывание слов с неправильным ударением.
5. Выделение звука Л в словах лужа и Алла, луна: параллельно проводится фонематический и графический анализ этих слов на слоги, затем — выделение (воспитателем) слога, содержащего Л, деление этого слога на звуки и выделение звука и буквы Л.
6. Демонстрация буквы Л и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»),
7. Чтение вслед за воспитателем слогов с Л и пройденными гласными.
8. Поиск слогов в слоговой таблице.
9. Вставка карточек с буквой Л в те же слова с пропущенной буквой.
10. Игровые задания: что похоже на букву Л (и наоборот: на что похожа Л).
11.Читай (повторяй): воспитатель читает слоги на карточках, дети повторяют за ним.
12.Найди, покажи, назови: воспитатель называет слог, ребенок отыскивает в таблице.
Речевой материал
5. Выделение звука Л в словах.
лужа Алла луна
лу-жа Ал-ла лу-на
лу А-л л-а лу
Л л л л
(рисунок) (рисунок) (рисунок)
11. Читай (повторяй):
ОЛ АЛ УЛ ИЛ ЕЛ
ЛО ЛА ЛУ ЛИ ЛЕ
12. Найди, покажи, назови:
ОЛ ЛУ ЕЛ
ЛИ ЛА УЛ
ЛЕ ЛО ИЛ
Занятие 15
Цель:закрепление пройденного материала.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Устный слоговой анализ и синтез. Игра «Магнитофон».
3. Поиск слогов с Л в слоговой таблице.
4. Чтение слов и фраз, дополненных картинкой. Можно предложить детям самим выбрать для вставки в предложение картинку из нескольких, среди которых есть явно неподходящие. Создание проблемных ситуаций: читать нелепые фразы. Например, подставляя в предложение «Алла ела ...» рисунок камня или дерева. Это акцентирует внимание на смысле читаемого.
5. Поиск Л в наборе знаков и других букв.
6. Изготовление Л из пластилина, разрезной картинки с Л.
7. Работа с таблицей.
8. Воспитатель выкладывает карточки со словами или фразами, дети читают.
Речевой материал
7. Найди, покажи, назови:
ИЛ ЕЛ ЛУ
ЛА ЛИ ЛЕ
УЛ ЛО ОЛ
8. Читай:
лужа, Алла, лила, ел, ели;
Алла лила <. > [дети подбирают сами картинки: воду, молоко (в наборе картинки-провокации: мяч, дым)];
Алла ела <. > [дети подбирают сами картинки: яблоко, грушу, конфету (в наборе картинки-провокации: роза, лист)].
Занятие 16
Цель: знакомство с буквой В и всеми слогами, включающими ее.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
4. Работа с лексикой по данной букве (вилы, ловить, лови, ловили, лить, лили): обыгрывание и обсуждение значения слов, делая акцент на ударении. Проблемные ситуации: угадывание слов с неправильным ударением.
5. Выделение звука В в начале слов вилы и Вова: параллельно проводится фонематический и графический анализ этих слов на слоги, затем — выделение (воспитателем) слога, содержащего В, деление этого слога на звуки и выделение звука и буквы В (см. карты в альбоме).
6. Демонстрация буквы В и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).
7. Чтение вслед за воспитателем слогов с В и пройденными гласными.
8. Поиск слогов в слоговой таблице.
9. Вставка карточек с буквой В в те же слова с пропущенной буквой.
10. Игровые задания: что похоже на букву В (и наоборот: на что похожа В).
11. Читай (повторяй): воспитатель читает, а дети повторяют. Затем те, кто может, читает слоги сам.
12. Найди, покажи, назови: воспитатель называет, а ребенок находит, показывает и называет.
Речевой материал
5. Выделение звука В в начале слов.
вилы Вова
ви-лы Во-ва
ви Во
В В
(рисунок) (рисунок)
11. Читай (повторяй):
АВ ОВ УВ ИВ ЕВ
ВА ВО ВУ ВИ ВЕ
12. Найди, покажи, назови:
ВА ВУ ВИ
УЛ ВО ВЕ
ЛИ ОЛ ЛЕ
Занятие 17
Цель:закрепление пройденного материала.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Устный слоговой анализ и синтез. Игра «Магнитофон».
3. Работа с лексикой по данной букве (вилы, ловить, лови, ловили, лить, лили, вылили, вести, вели): обыгрывание и обсуждение значения слов, делая акцент на ударении. Проблемные ситуации: угадывание слов с неправильным ударением.
4. Поиск слогов с В в слоговой таблице. Для слабой (по чтению) подгруппы дополнительно 2-3 раза в неделю (во время совместной деятельности или индивидуально) игра с поиском слогов таблице. Расположение слогов в таблицах каждый раз менять.
5. Чтение слов и фраз, дополненных картинкой. Обсуждается смысловое значение прочитанных слов и фраз. Создание проблемных ситуаций: посредством предложения читать нелепые фразы. Это акцентирует внимание на смысле прочитанного.
6. Поиск В в наборе знаков и других букв.
7. Изготовление В из пластилина, разрезной картинки с В.
Речевой материал
4. Найди, покажи, назови:
ВА АЛ ОЛ ВИ
ЛЫ ЛО ЛЕ ИЛ
ЕЛ ЛИ ВО ЛА
ВЕ УЛ ВЫ ВУ
5. Читай:
Ав!
вела, вели, лови, лила
лили, выли, выла, Алла, Вова, лево
ловили, валили
вылили
Алла, лови Вову! Алла и Вова лили <........ > в <…>
Вова и Алла вылили <............ > в < >
Алла и Вова ловили < >
Алла вела Вову в < >
Занятие 18
Цель: знакомство с буквойК и всеми слогами, включающими ее.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).
3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.
4. Работа с лексикой по данной букве (кура, лак, лаки, вилы, колоть, кололи, кивать, кивала, колоть, колола, лакать, лакала, лев): обыгрывание и обсуждение значения слов с акцентом на ударении. Проблемные ситуации: угадывание слов с неправильным ударением.
5. Выделение звука К в начале слов кура и Катя: параллельно проводится фонематический и графический анализ этих слов на слоги, затем — выделение (воспитателем) слога, содержащего К, деление этого слога на звуки и выделение звука и буквы К.
6. Демонстрация буквы К и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).
7. Чтение вслед за воспитателем слогов с К и пройденными гласными.
8. Поиск слогов в слоговой таблице.
9. Вставка карточек с буквой К в те же слова с пропущенной буквой.
10. Игровые задания: что похоже на букву К (и наоборот: на что похожа К).
Речевой материал
6. Выделение звука К в начале слов.
кура Катя
ку-раКа-тя
куКа
К К
(рисунок: курица)(рисунок)
7. Читай (повторяй):
ОК АК УК ИК ЕК
КО КА КУ КИ КЫ КЕ
8. Найди, покажи, назови:
КИ ОЛ ВУ ЛА
ВА ИЛ УК ЛУ
ВИ КО ЛИ АК
ЛО ИК КУ АЛ
Занятие 19
Цель:закрепление пройденного материала.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.
2. Устный слоговой анализ и синтез. Игра «Магнитофон».
3. Работа с лексикой по данной букве (кура, лак, лаки, вилы, колоть, кололи, кивать, кивала, колоть, колола, лакать, лакала, лев): обыгрывание и обсуждение значения слов, с акцентом на ударении. Проблемные ситуации: угадывание слов с неправильным ударением. Угадывание слова с пропущенным слогом. Например: ку.., ла.., ли..).
4. Поиск слогов с К в слоговой таблице. Для слабой (по чтению) подгруппы дополнительно 2-3 раза в неделю (во время совместной деятельности или индивидуально) игра с поиском слогов в таблице. Расположение слогов в таблицах каждый раз менять.
5. Чтение слов и фраз, дополненных картинкой. Обсуждается смысловое значение прочитанных слов и фраз. Создание проблемных ситуаций: читать нелепые фразы. Это акцентирует внимание на смысле прочитанного.
6. Поиск К в наборе знаков и других букв.
7. Изготовление К из пластилина, разрезной картинки с К.
Речевой материал
4. Найди, покажи, назови:
ЛУ ВЫ ЛЕ ОК
ВЕ КА УЛ ВИ
КЕ ЛА ВО ЛЫ
КЫ ИК ВЫ ЕЛ
5. Читай:
лук, лак, кол, век
Вика, лаки, вилы
кололи, кивали, лакала
Вова и Вика кололи <..... >
Вова! Лови Вику!
Алла и Вова ловили Вику.
Вова Аллу ловил.
Вова ел лук, а Вика ела < >
Лев лакал <.. > (воду, молоко)
Занятие 20
Цель: повторение и закрепление пройденных согласных.
1. Игра в «Меморину» с парными слоговыми карточками.
2. Игровые упражнения на слоговой анализ и синтез («Магнитофон» ) слов, в которых есть пройденные слоги.
3. Поиск слогов в слоговой таблице со всеми пройденными буквами.
4. Чтение слов и предложений.
5. Составление слов из слоговых карточек.
Занятие 21
Цель: повторение пройденного в средней группе.
1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука). Игра: «Найди ошибку» с фразами, где правильное слово заменено его паронимом.
2. Поиск пройденных букв в списке (или таблице), включающем все буквы алфавита.
3. Поиск слогов в слоговых таблицах.
4. Чтение слогов с пройденными согласными.
Чтение слов и фраз.
Старшая группа
Гласные: Я, Ю