Глава 3. Правильная внутрисемейная организация
Ситуация 3.1. У Степана Денисовича Веткина 13 детей. Такая многодетная семья была редкостью даже для далекого 1926 года, в котором происходило действие этой главы книги. Когда Степан Денисович пришел работать на завод и перевез свое большое семейство в заводское общежитие, все были готовы увидеть неухоженных, невоспитанных, запущенных детей. Но семья Веткина оказалась прекрасно организованным и структурированным коллективом.
При выполнении домашней работы дети делились на импровизированные бригады, но не по возрасту, как можно было бы предположить, ведь если отделять малышей от взрослых, младшие бы медленнее развивались и учились («одичали бы», как выражался их отец). Малыши работали вместе со взрослыми. Даже в строительстве веранды младшие дети участвовали наравне со большими — систематизировали доски, отделяя плохие от хороших, вытаскивали из досок гвозди и выполняли другую посильную работу. У каждого были свои обязанности на огороде, а также при подготовке стола к обеду или ужину.
Дети в семье Веткиных не хныкали по пустякам, и не потому, что на их хныканье не обращали внимания, а потому, что, по словам Веткина-старшего, у них с детства были «не испорчены нервы». В семье царил творческий оптимизм, не было атмосферы страха, дети были раскрепощены, но при этом соблюдали субординацию, ценили юмор и умели веселиться. Веткины-младшие не любили конфликтов, предпочитали решать все спорные вопросы между собой и с друзьями мирными переговорами.
Несмотря на то, что семья жила в стесненных финансовых условиях, Степан Денисович Веткин, прилагая максимум усилий к тому, чтобы получать высокую зарплату и наладить быт своих близких, не переусердствовал с переработками на заводе. Он считал, что для семьи важнее здоровый и спокойный отец, а не издерганный, сломанный и надорванный тяжелой работой родитель, приносивший в бюджет семьи дополнительную сумму.
Результат такого позитивного коллективного воспитания Макаренко смог наблюдать — старший сын Веткиных остался учиться на местном рабфаке и отказался ехать учиться в город, где он смог бы безбедно жить у богатого дяди. Подросток в первую очередь объяснил свой отказ тем, что не хочет разлучаться с семьей, где ему весело, интересно и уютно жить. Второй аргумент состоял в том, что подросток искренне хотел помочь родным, вложив в бюджет семьи свою стипендию.
Автор безгранично верит в могущество воспитательной педагогики, плоды которой он мог наблюдать лично и в тех коммунах, в которых работал. Цельные характеры детей формируются, по убеждению Макаренко, главным образом не благодаря их врожденной покладистости и уравновешенности, а благодаря грамотной семейной организации и педагогике.
Глава 4. Дети и деньги
Ситуация 4.1.Начальник канцелярии Николай Николаевич общается с сыном и дочерью, которым уже исполнилось 13 и 15 лет, с оттенком усталой добродетели. И в особенности эта его мина распространяется на обсуждение финансовых вопросов. Он дотошно выясняет, на какие нужды ребенок просит 20 копеек, достаточно ли исписана тетрадь для того, чтобы купить новую, выдает деньги под расчет до копейки, даже если речь идет о монете на трамвай. В результате каждое обращение к отцу за деньгами становится для ребенка настоящим унижением.
Ситуация 4.2.В семье Никиты Константиновича все устроено с точностью до наоборот. Дети — от мала до велика — с легкостью залезают в сумку и кошелек матери или берут оставленные отцом на хозяйственные нужды деньги из комода. Доходит до того, что мать занимает у сына тридцать рублей из тех денег, что тот бессовестно и абсолютно открыто взял из семейного бюджета. Робкую просьбу Никиты Константиновича начать учитывать расходы жена встречает в штыки. Она уверена, что если приучать детей с детства к денежному учету, это сделает их меркантильными и жадными.
Ситуации 4.1. и 4.2. на первый взгляд диаметрально противоположны, но в них есть объединяющая причина — грубейшее ханжество, состоящее в потугах отделить детство от денег. Родители и в той, и в другой ситуации уверены, что они выбрали надежный способ воспитать высоконравственного человека. Но и в том, и в другом случае они достигают абсолютно обратного результата, губительно влияя на формирование характера ребенка и взаимоотношения детей с деньгами.
Ситуация 4.3. Иван Прокофьевич выбрал другую тактику для решения денежных вопросов. Раз в неделю он усаживает всю семью за стол и раздает детям определенную денежную сумму на неделю. Он интересуется тем, сколько нерастраченных средств осталось у детей с прошлой недели, хватило ли денег на неделю и не предстоят ли сыну или дочке какие-то экстренные траты на порванные ботинки или потерянные учебники. Иван Прокофьевич не требует от своих родных вести записи и заниматься скрупулезным бухгалтерским учетом, не желая вырастить бюрократов. В результате дети начали ценить деньги, копить и откладывать их на реализацию своих желаний. Например, братья и сестры мечтали купить радиоприемник и терпеливо собирали на него деньги, понимая, что исполнение их смелой мечты зависит от них.
Учить общению с деньгами, как и другим полезным жизненным навыкам, имеет смысл с раннего детства, что и делает Иван Прокофьевич. При этом ему удалось избежать любых крайностей — и хаоса, и излишней педантичности. Дети начинают понимать, что деньги не берутся из воздуха, не боятся ставить перед собой цели и планомерно двигаться к их реализации. Деньги становятся для них будничной и функциональной жизненной деталью, а не запретным плодом или средством мгновенного удовлетворения желаний.