Тема 6. МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Понятие метода обучения. Классификации методов обучения
- Методы активного и интерактивного обучения
- Метод кейс-стади
- Понятие метода обучения. Классификации методов обучения
Методы обучения- это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В. И.Андреев).
Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.
Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.
Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей), которые и называются методическими приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий.
Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
- соответствие целям и задачам обучения и развития;
- соответствие содержанию темы урока;
- соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
- соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
- соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы:
1) репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные)
2) продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские).
Из современных классификаций методов рассмотрим:
1. Классификация методов обучения М.И. Махмутова.
2. Система методов Лернера-Скаткина.
3. Система методов обучения Ю.К. Бабанского
4. Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова.
Дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучениянеобходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся.
На этой основе они выделяли три группы методов:
- словесные,
- наглядные
- практические.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить па следующие группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний па практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
разнообразие методов обучения можно разделить па пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителеми активизации познавательнойдеятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование).