Тема 5. Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе.
При изучении данной темы аспирантам необходимо познакомиться с современными теориями воспитания личности в обществе. Изучить сущность и содержание современного процесса воспитания студентов в образовательном учреждении, формы и методы воспитания студентов в ходе учебных занятий. Средства воспитательной работы преподавателя со студентами в высшей школе.
Тема 6. Актуальные проблемы педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
Данная тема является заключительной при изучении учебного курса «Основы психологии и педагогики высшей школы». Аспирантам необходимо изучить основные виды профессиональной деятельности преподавателя вуза. Следует обратить внимание аспирантов на усвоение сущности и содержания понятия «педагогическая культура преподавателя высшей школы, а также на ее прикладной элемент педагогическое мастерство.
Образовательные технологии.
При реализации различных видов занятий будут использоваться следующие образовательные технологии: проблемная лекция; лекция-дискуссия; презентация проектов; профессиональные и ролевые игры; анализ конкретных ситуаций (следственных, судебных разбирательств, судебных экспертиз); работа в малых группах, занятие «кейс-стадии», дискуссия, круглый стол и другие.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента студентов и содержанием учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики высшей школы», и в целом в учебном процессе они должны составлять:
4.1. Применение интерактивных технологий в очной форме обучения
Семестр | Вид занятий | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции | Проблемная лекция, лекция-исследование | ||
Практические занятия | Анализ конкретных ситуаций, индивидуальные задания, презентация проектов, круглый стол, профессионально-ролевая игра, кейс стадии | ||
Итого |
4.2. Применение интерактивных технологий в заочной форме обучения
Семестр | Вид занятий | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции | Проблемная лекция, лекция-исследование | ||
Практические занятия | Анализ конкретных ситуаций, индивидуальные задания, презентация проектов, круглый стол, профессионально-ролевая игра, кейс стадии | ||
Итого |
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.
5.1. Тематика контрольных работ, эссе и рефератов.
1.Актуальные проблемы психологии и педагогики высшей школы.
2.Формирование учебной мотивации студентов вузов.
3. Педагогический процесс вуза.
4. Проблемы современной подготовки бакалавров в юридическом вузе.
5. Дидактика как теория обучения студентов в вузе.
6. Процесс обучения студентов в вузе.
7. Проблемы традиционной концепции обучения студентов в вузе.
8. Проблемно-деятельностная концепция обучения: теория и практика.
9. Проблемы проектирования дидактических циклов занятий.
10. Характеристика интерактивного обучения.
11. Анализ форм и методов интерактивного обучения студентов.
12. Характеристика современной лекции.
13. Проблемы разработки практических занятий.
14. Современный процесс воспитания личности в вузе.
15. Методы и средства воспитания студентов.
16. Педагогическая культура преподавателя высшей школы.
17. Педагогическое мастерство преподавателя вуза.
18. Характеристика профессиональных видов деятельности
преподавателя (образовательного учреждения высшего профессионального образования).
5.2. Экзаменационные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Основы психологии и педагогики высшей школы»:
1. Предмет педагогики и психологии высшей школы.
2. Основные категории психологии высшей школы.
3. Педагогика высшей школы, ее основные категории.
4. Педагогический процесс вуза, его сущность и содержание.
5. Концептуальный подход к анализу подготовки юристов в вузах.
6. Современная подготовка бакалавров в юридическом вузе.
7. Учебная мотивация студентов вузов.
8. Характеристика личностной сферы студента.
9. Мотивационная сфера личности, ее содержание. Интеллект и интеллектуальная сфера личности.
10. Волевая сфера личности, ее учет в обучении студентов.
11. Развитие творческого мышления у будущих юристов.
12. Психологические основы воспитания будущих юристов.
13. Психологические особенности студентов 1,2,3, 4 курсов.
14. Дидактика как теория обучения и образования студентов в вузе.
15. Процесс обучения в вузе, его сущность и содержание.
16. Традиционная концепция обучения студентов в вузе.
17. Проблемно-деятельностная концепция обучения студентов.
18. Формы и методы обучения студентов.
19. Характеристика современной лекции. Проблемная лекция, ее характеристика.
20. Сущность и содержание семинарских занятий.
21. Характеристика семинара-исследования.
22. Характеристика практических занятий.
23. Текущий и итоговый контроль в вузе.
24. Разработка и применение тестов в учебном процессе вуза.
25. Интерактивные занятия со студентами.
26. Современный процесс воспитания личности в вузе.
27. Основные виды воспитания личности.
28. Нравственное воспитание студентов стержень будущей профессиональной деятельности юриста.
29. Правовое воспитание студентов основа эффективной профессиональной деятельности юриста.
30. Формы и методы воспитания студентов.
31. Основные средства воспитания студентов.
32. Характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
33. Общение преподавателя со студентами: сущность и содержание.
34. Педагогическая культура преподавателя высшей школы.
35. Педагогическое мастерство преподавателя.
Итоговый контроль – зачет
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения (знания, умения, владения компетенциями) |
1. | Предмет, задачи и содержание психологии и педагогики высшей школы. | УК-5 ОПК-3 | Специалист, изучивший данную дисциплину, должен знать: - предмет и задачи дисциплины «Основы психологии и педагогики высшей школы»; - основные категории психологии высшей школы; - теоретические и прикладные основы различных отраслей педагогики высшей школы. Уметь: -обосновать социальную значимость своей будущей профессии. Владеть: методами исследования проблем педагогической практики. |
2. | Концептуально - технологический подход к анализу и проектированию современной подготовки юристов в вузах России. | УК-6, ОПК4, ОПК-5. | Знать: основы прикладных знаний по психологии и педагогики высшей школы; - классификацию психических явлений, используемых в юридической практике; - содержание основных психических явлений и их учет юристами в профессиональной деятельности. Уметь: - анализировать социально значимые проблемы и процессы. Владеть: - методами психологического анализа проблемпрактики; - методами толкования правовых актов. |
3. | Современная подготовка бакалавров и магистров в высшей школе: состояние и перспективы | УК-6 ОПК4, ОПК-5. | Знать: основы прикладных знаний по психологии и педагогики высшей школы; - классификацию психических явлений, используемых в юридической практике; - содержание основных психических явлений и их учет юристами в профессиональной деятельности. Уметь: - анализировать социально значимые проблемы и процессы. Владеть: - методами психологического анализа проблемпрактики; - методами толкования правовых актов. |
4. | Психолого-педагогические концепции и технологии обучения студентов в юридическом вузе | УК-6 ОПК4, ОПК-5. | Знать: предмет и проблемы психологии педагогики высшей школы; - психологические портреты юристов: консультанта, следователя, адвоката, судьи, прокурора и т.д. Уметь: - составлять психологический портрет юриста: консультанта, следователя, адвоката и т.д. Владеть: методами формирования психологического портрета юридических профессий. |
5. | Психолого-педагогические проблемы реализации современных видов занятий со студентами. | УК-6, ОПК4, ОПК-5. | Знать: - предмет и теории дидактики; ее источники, движущие силы, условия и этапы развития; - личности, формирования ее правового сознания и правомерного поведения. Уметь: - обосновать сущность и содержаниеправового сознания личности, ее правомерного поведения; - осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления; Владеть: методами обобщения, анализа и восприятия информации, постановки целей и выбора путей их достижения; |
6. | Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе. | УК-6 ОПК4, ОПК-5. | Знать:- предмет и задачи теории воспитания; -закономерности, специфику и условия формирования типа личности; - психологическую основу девиантного поведения личности; - процесс правовой социализации личности. Уметь: - раскрыть содержание психологического портрета личности ; - обосновать психологическую структуру поведения личности и группы. Владеть: методами формирования психологических портретов различных типов личности. |
7. | Актуальные проблемы педагогической деятельности преподавателя высшей школы. | УК-6, ОПК-3, ОПК4, ОПК-5. | Знать:- психологические особенности преподавателя вуза Уметь: - выявлять психологические особенности студентов; Владеть: методами психологического анализа педагогической практики. |
Учебно-методическое обеспечение.
Подготовка аспирантов обеспечена современной научно-информационной базой: научная библиотека, оснащенная новыми информационными технологиями; локальная вычислительная сеть с доступом Internet; доступ к полнотекстовой базе диссертаций и авторефератов диссертаций Российской государственной библиотеки; доступ к русскоязычным и иностранным научным базам компаний «Научная электронная библиотека», EBSCO, Oxford University Press, «Универсальная библиотека-онлайн» и др.
Информационно-библиотечное обслуживание обеспечивается научной библиотекой с фондом учебной и научной литературы, превышающей 800 тыс. единиц хранения. В структуре библиотеки функционируют несколько читальных залов и научный абонемент. Работа в научной библиотеке обеспечивается электронным каталогом и широким доступом к полнотекстовым базам данных диссертаций и иных научных работ.
Список рекомендуемой литературы
Нормативные акты:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 29.12.12, № 273 – ФЗ).
2. Федеральные Государственные стандарты высшего профессионального образования 40.03.01 Юриспруденция (ФГОС ВО 3++).» (в редакции Федеральных законов от 29.12.16, № – ФЗ).
Основная литература.
3. Современная подготовка юристов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации): монография / под общ.ред. Н.А.Давыдова – М.: Проспект, 2018. – 208с.
4. Педагогика и психология высшей школы: Учебник. (Л.Д.Столяренко и др.- Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 620 с.
Дополнительная литература.
5. Вьюжек Т. Логические игры. Тесты и упражнения. – М., 2003.
6. Дэй Л. Самоучитель по развитию интуиции. – М.,2002.
7. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебное пособие /А.И.Кравченко. – М.: РИОР: ИНФРА. – М., 2016. – 112 с.
8. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. – Минск, 2002.
9. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: Учеб.пособие /под ред. В.В.Рубцова и А.М.Столяренко – М.: ИНФРА-М, 2014.
10. Фокин Ю.Г.Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.
11. Эльконин Б.Д. Психология развития. – М., 2001.
Электронные ресурсы
1. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для бакалавров. 2-е изд. исправ. и доп. - М.: Юрайт, 2014. [Электронный ресурс] http://static.my-shop.ru/product/pdf/183/1823730.pdf (дата обращения 12.06.2017).
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. [Электронный ресурс] pedagogika_i_psihologiya_vyisshey_shkolyi_bulanova-toporkova_m.v._2002.doc (дата обращения 12.06.2017).
3. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы. - М.: «Феникс», 2014. [Электронный ресурс] http://bookap.info/book/avtor_pedagogika_i_psihologiya_vysshey_shkoly/load/rtf.shtm (дата обращения 12.06.2017).
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.
Ноутбук –для проведения лекций и практических занятий.
Технические средства обучения (ТСО):
1. «Господа присяжные». Видеодиск формата DVD. 22 мин.
2. «Нашумевшие уголовные процессы». Аудиокнига. М.: «Ардис», 2006.
1. «Я и другие». Видеофильм. М.: Институт психологии РАН, 1978.
2. Локк Д. «Два трактата о правлении». Аудиокнига. М.: «Ардис», 2008.
3. Чих В.Ф. «Психология злодея». Аудиокнига. М.: «Ардис», 2006.
4. «Деятельность юриста как психологический феномен» (аудиокнига). М.: «Библиофоника», 2003. 12 мин.
5. Криминальная Россия. Видеофильм. Ч. 2,5,7. М.: 2004. 15 мин.
6. Видеофильм. Лекции по юридической психологии профессора М.И. Еникеева.
Программа представлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Квалификация (степень) выпускника: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики высшей школы».
Авторы:
д.п.н., профессор Н.А.Давыдов;
к. пс. н., к. ю. н, доцент И.И.Аминов.