Основы психологии и педагогики высшей школы
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки:40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Квалификация (степень) выпускника:Исследователь. Преподаватель-исследователь
Формы обучения:очная, заочная
Москва
Программа утверждена на заседании кафедры
протокол № 7 от 06 марта 2017 года
Авторы:
Давыдов Н. А.– профессор кафедры криминологи и уголовно-исполнительного права, доктор педагогических наук, профессор.
Аминов И. И. – кандидат психологических наук, кандидат юридических наук, доцент .
Рецензент:
Антонян Е. А. – профессор кафедры криминологи и уголовно-исполнительного права, доктор юридических наук, профессор.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
© Университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА), 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели освоения учебной дисциплины........................................ | |
2.Место учебной дисциплины в структуре Основной образовательной программы (ООП)................................................................ ............................ | |
3. Структура и содержание учебной дисциплины....................... | |
3.1. Тематические планы ...................................................................... 3.1.1.Тематический план для очной формы обучения ............... 3.1.2. Тематический план для заочной формы обучения | |
3.2. Содержание дисциплины (программа курса) | |
3.3. Лекции | |
3.4. Практические занятия | |
3.5. Самостоятельная работа аспирантов | |
4. Образовательные технологии | |
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов............. | |
5.1. Тематика контрольных работ, эссе и рефератов ......................... | |
5.2.Экзаменационные вопросы ......................................................................................................... | |
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины.............. | |
7. Учебно-методическое обеспечение............................................... | |
7.1. Литература ............................................................................................................ | |
7.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы ................................................ | |
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.............. |
1. Цели освоения дисциплины «Основы психологии и педагогики высшей школы».
Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов компетенций по педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
Задачи дисциплины:
- ознакомить аспирантов с возможностями применения современных психолого-педагогических знаний, инновационных технологий и учебных занятий в учебном процессе юридических вузов;
- сформировать у аспирантов представление о современной подготовки бакалавров и магистров юриспруденции в вузе, профессиональные знания и умения в реализации современных видов занятий, в том числе и интерактивных;
- подготовить аспирантов к применению полученных психолого-педагогических знаний в ходе педагогической деятельности преподавателя высшей школы;
- заложить аспирантам фундамент знаний, сформировать необходимые умения в области методики обучения и воспитания студентов, помочь им овладеть психолого-педагогическими и методическими технологиями для выполнения профессиональных задач.
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Основы психологии и педагогики высшей школы» относится к числу обязательных дисциплин индекс ОД.А.07 (Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности) в рамках образовательной составляющей.
В ходе изучения учебного материала аспиранты будут нацелены на развитие активной творческой деятельности. Курс «Основы психологии и педагогики высшей школы» будет способствовать повышению уровня методологической и методической культуры будущих специалистов, их личному профессиональному росту и, следовательно, созданию предпосылок для их успешной деятельности в различных областях юридической сферы.
Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
Знать:
- предмет и методологию дисциплины;
- понимать междисциплинарный характер психологии и педагогики высшей школы;
- современную теорию, формы и методы воспитания студентов в ходе реализации различных занятий;
- основные теории и психолого-педагогические концепции обучения студентов в вузе;
- возможности применения психолого-педагогических знаний в ходе подготовки и проведения учебных занятий со студентами;
Уметь:
-использовать полученные знания в будущей педагогической деятельности;
- применять в ходе занятий современные методы воспитания студентов;
- выбирать современные технологии обучения студентов юридических вузов;
- разрабатывать и проводить отдельные виды учебных занятий со студентами;
Владеть:
-навыкамисамостоятельной работы с психолого-педагогической литературой по разработке и проведению учебных занятий в вузе;
- навыками разработки и проведения лекционных занятий со студентами;
- навыками проектирования и реализации дискуссионных семинарских занятий;
- навыками проектирования профессиональных игр со студентами;
- навыками реализации интерактивных форм обучения студентов.
В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы:
- универсальные компетенции – УК-5, УК-6:
УК – 5 – способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности;
УК – 6 – способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
- общепрофессиональные компетенции – ОПК-4, ОПК-5:
ОПК – 4 – готовностью организовать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области юриспруденции;
ОПК- 5 – готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего профессионального образования.
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы (в зачетных единицах и часах)
Объем дисциплины - 72 часа (2 зачетных единиц - 1 зачетная единица -36 часов)
3.1. Тематический план.
№ | Наименование форм обучения | Семестр | Всего аудиторных часов | Лекций | Практические занятия | СРС | Зачет | Всего часов |
1. | Основы психологии и педагогики высшей школы ОФО | |||||||
2. | Основы психологии и педагогики высшей школы ЗФО |
Объем дисциплины - 72 часа (2 зачетных единиц - 1 зачетная единица -36 часов)
Форма итогового контроля – зачет.
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения аспирантов
Объем дисциплины - 72 часа (2 зачетных единиц - 1 зачетная единица -36 часов)
№ | Раздел (тема) Учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекций | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Предмет и задачи психологии и педагогики высшей школы | – | Проблемная лекция | - | |||
2. | Современная подготовка бакалавров и магистров в высшей школе: состояние и перспективы. | Анализ конкретных ситуаций, индивидуальные задания | Тестирование | ||||
3. | Психолого-педагогические концепции и технологии обучения студентов в юридическом вузе | - | презентация проектов | опрос | |||
4. | Психолого-педагогические проблемы реализации современных видов занятий со студентами | - | Круглый стол, индивидуальные задания | Тестирование | |||
5. | Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе. | Лекция - исследование, | Опрос | ||||
6. | Актуальные проблемы педагогической деятельности преподавателя высшей школы | - | - | Презентация проектов | Опрос | ||
Зачет | |||||||
Всего |
3.1.2. Тематический план для заочной формы обучения аспирантов
Объем дисциплины - 72 часа (2 зачетных единиц - 1 зачетная единица -36 часов)
№ | Раздел (тема) Учебной дисциплины | Семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекций | Практические занятия | СРС | |||||
1. | Предмет и задачи психологии и педагогики высшей школы | – | Проблемная лекция | - | |||
2. | Концептуально - технологический подход к анализу и проектированию подготовки юристов в вузах России. | ||||||
3. | Современная подготовка бакалавров и магистров в высшей школе: состояние и перспективы. | Анализ конкретных ситуаций, индивидуальные задания | Тестирование, опрос | ||||
4. | Психолого-педагогические концепции и технологии обучения студентов в юридическом вузе | - | Индивидуальные задания | опрос | |||
5. | Психолого-педагогические проблемы реализации современных видов занятий со студентами | - | Круглый стол, презентация проектов | Тестирование, опрос | |||
6. | Психолого-педагогические основы воспитания личности в вузе. | Лекция - исследование, | Опрос | ||||
7. | Актуальные проблемы педагогической деятельности преподавателя высшей школы | - | - | Презентация проектов , круглый стол, | Опрос | ||
Зачет | |||||||
Всего |
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
Тема 1. Предмет, задачи и содержание психологии и педагогики высшей школы.
Предмет и задачи психологии высшей школы. Характеристика предмета и задач педагогики высшей школы. Взаимосвязь и интеграция психологии и педагогики высшей школы. Педагогический процесс в вузе.
Тема 2. Концептуально - технологический подход к анализу и проектированию современной подготовки юристов в вузах России.
Современная концепция подготовки бакалавров, специалистов и магистров в юридическом вузе. Анализ основных факторов, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса в вузе. Педагогическое проектирование подготовки бакалавров и магистров в юридическом вузе. Совершенствование проектирования подготовки специалистов в юридических вузах.
Тема 3. Современная подготовка бакалавров, специалистов и магистров в высшей школе: состояние и перспективы.
Современная подготовка юристов в вузах России: сущность и содержание. Формы и виды подготовки юристов как бакалавров. Учебный процесс как многоэтапный и многофакторный процесс подготовки юристов как бакалавров. Правовое регулирование учебного процесса в вузе.
Тема 4. Психолого-педагогические концепции и технологии обучения студентов в юридическом вузе.
Психолого-педагогические проблемы дидактики как теории обучения будущих юристов. Характеристика основных психолого-педагогические концепции обучения студентов: традиционная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий как концепция обучения студентов и проблемно-деятельностная концепция обучения как перспективное направление подготовки бакалавров. Современные технологии обучения бакалавров и магистров в вузе.
Тема 5. Психолого-педагогические проблемы реализации современных видов занятий со студентами.
Дидактика, ее формы и методы обучения студентов - основа реализации различных видов занятий в вузе. Современная лекция как важная дидактическая система в учебном процессе вуза. Совершенствование традиционных и проектирование новых видов дидактических циклов и видов занятий со студентами юридических вузов.