Конкурс «пантомима (фразы или герои)»

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Дисциплина: История педагогики и философии образования.

Тема занятия: Воспитание и обучение в первобытном обществе и Древнем мире.

Время занятия: 4 часа.

Занятие проводится в игровой форме, а именно как командное состязание в четырех конкурсах.

Дидактическая цель игрового занятия:

– закрепление лекционного материала по темам разделов 1 и 2;

– контроль приобретенных знаний;

– знакомство с разными формами представления учебного материала.

Воспитательная цель игрового занятия:

– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми, в команде;

– порождение творческого мышления;

– преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Игровая цель занятия:

– выиграть соревнование команд, продемонстрировав лучшие знания учебного материала, смекалку и артистизм.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников в данном игровом занятии представлена схематически на рисунке.

конкурс «пантомима (фразы или герои)» - student2.ru конкурс «пантомима (фразы или герои)» - student2.ru конкурс «пантомима (фразы или герои)» - student2.ru

Схема взаимодействия участников игрового занятия

Сценарий игры

I. Вступление

1. Наше первое практическое занятие по теме «Воспитание в первобытном обществе и Древнем мире» мы проведем в игровой форме. Сегодня три команды будут соревноваться в знаниях, смекалке, артистизме, скорости и терпимости.

2. Сейчас вы разделитесь на 3 команды. В этой коробочке находятся листочки с номерами 1, 2 и 3. Кто какой номер достанет, тот идет в соответствующую команду: первую, вторую, третью.

3. Итак, команды сформировались. Теперь придумайте быстро название команды и капитана. (Преподаватель записывает на доске названия команд).

4. Начнем соревнование! Увидим, чья команда сильнее.

Помните! Победа зависит только от слаженности работы команды.

Подготовка и реквизит: расставить парты в три круга; зарисовать на доске таблицу с названием конкурсов; принести коробочку, листочки с номерами 1, 2, 3 в количестве 6 шт. каждого номера.

II. Соревнование

Конкурс «РАЗМИНКА».

Правило: Каждой команде будет задано 10 вопросов разного уровня сложности, время на обдумывание ответа 20 секунд. После озвучивания вашего ответа ведущий объявляет правильный и решает, засчитывать или нет ваш ответ. При этом команды-соперницы не должны ни мешать, ни помогать отвечающей команде.

Каждой команде достанется свой набор вопросов с равным количеством простых и сложных.

Цель: Набрать максимальное количество правильных ответов. Команда, занявшая первое место, получает 3 балла за конкурс, второе место – 2 балла, третье место – 1 балл.

Подготовка и реквизит: три набора вопросов, жеребьевка последовательности ответов и набора вопросов; листочки с номерами для жеребьевки, черновые листы для записей.

Конкурс «КРОССВОРДЫ»

Правило: Каждой команде предлагает одинаковый кроссворд, состоящий из слов, терминов, определений из истории образования эпохи первобытного строя и древних цивилизаций.

Цель: За отведенное время отгадать по максимуму больше и правильно слов из кроссворда. Команда, занявшая первое место, получает 3 балла, остальные места оцениваются в 2 и 1 балла соответственно.

Подготовка и реквизит: Распечатка заполненного кроссворда преподавателю для проверки; распечатка самого кроссворда и вопросов к нему (2 шт. на команду), черновые листы для записей.

Примечание. Пока преподаватель (ассистент) проверяет ответы команд, можно дать распечатку правильно заполненного кроссворда для самостоятельного анализа студентами своих ошибок.

Конкурс «СОБЕРИ МОЗАИКУ»

Правило: Каждой команде выдается одинаковый набор листов А4 формата с текстом и чистый лист А1 формата. Требуется разрезать, разложить и в конце приклеить фрагменты листов А4 на А1 так, чтобы текст отвечал особенностям воспитания и образования Античного (на примере г. Афины) и христианского мира (на примере ранних христиан). При этом:

1) расположить текст не хаотично на 2 половинки, а структурно, соотносительно к той или иной проблеме, как бы сравнивая мнения;

2) можно подписывать, обрамлять, подрисовывать маркерами;

3) возможен текст, совсем не относящийся к этим двум темам, своего рода дезинформация;

4) время конкурса ограничено 20 минутами.

Примечание. Конкурс будет иметь смысл и успех только в том случае, если студенты при его выполнении будут основываться лишь на своих знаниях и логике (без конспектов и шпаргалок).

Цель: Правильно и вовремя, структурно и творчески разделить характерные особенности систем воспитания и обучения этих эпох. Команда, занявшая первое место, получает 3 балла за конкурс, второе место – 2 балла, третье место – 1 балл.

Примечание. Поощряйте творческое оформление плаката.

Подготовка и реквизит: распечатка текста на А4 в 3-х экземплярах; чистые листы А1 формата 3 шт.; простые карандаши, ножницы и фломастеры по 3 шт.; крепежи на доску; слайд или распечатку правильного разделения особенностей воспитания и образования.

III. Подведение итогов

Перед объявлением общего результата соревнования команд обязательно обсудите с участниками основные ошибки, пробелы в знаниях, выявленные вследствие игры.

Команда, собравшая за 4 конкурса максимальное количество баллов, объявляется победительницей. Участники этой команды получают наши поздравления и 2 оценки «отлично» в журнал. Серебреные медалисты также, но только 1 оценку «отлично», бронзовые – 1 оценку «хорошо».

Поблагодарю участников за интересную игру!

Методическое обеспечение игры:

– три комплекта разных вопросов (по 10 шт.) с равным количеством простых и сложных;

– кроссворд (не менее 30 слов);

– список трех цивилизаций (их исторических периодов), имеющих очень характерные черты в воспитании и образовании;

– список особенностей, характерных черт разных цивилизации Древнего мира, в том числе города-государства Афины (Античный мир) и ранних христиан (христианский мир).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вопросы из первобытной эпохи,

Вопросы из первобытной эпохи,

Вопросы из первобытной эпохи,

По горизонтали

1. Основная форма воспитания в первобытном обществе.

2. Неспособный к постижению знаний по Конфуцию.

3. Образованный раб в Древней Греции, сопровождающий ребенка на занятия.

4. Легендарный древнегреческий поэт, которого Платон называл первым воспитателем эллинов.

5. Исторический период Древней Индии.

6. Что по педагогическим суждениям Сократа является сутью достижения всяческих жизненных целей?

7. Общественное разделение в Индии.

8. Философ, создавший первую теорию воспитания, в которой государство является доминирующим и определяющим фактором.

9. Древнейший тип письма.

10. Один из главных очагов обучения и воспитания в древних цивилизациях.

11. Гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.

12. Главный источник воспитательных идей у ранних христиан.

13. Государственное воспитательное учреждение в Древних Афинах, посещаемое юношами 16-18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и т.д.

14. Специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 7 до 20 лет.

15. Учитель в Афинах, обучавший мальчиков 7-14 лет музыке и пению, а также знакомивший их с поэзией.

16. Одна из высших каст в Древней Индии, имеющая наиболее широкую программу образования.

По вертикали

17. Воспитатель в агеллах.

18. Выпускник школы в Месопотамии.

19. Стержень для письма в древней Греции и Риме.

20. Диминирующий очаг воспитания детей в Древнем Риме.

21. Важный фактор развития школы.

22. Счетная доска с полосами, по которым передвигались камешки или кости; применялась в Греции для обучения детей вычислениям.

23. Один из ориентиров дифференциации в первобытном обществе.

24. Процедура посвящения во взрослые в первобытном обществе.

25. Обязательная для свободорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.

26. Учитель красноречия.

27. Школы в Древней Индии, ставшие прообразом повышенного образования для юношей высших каст.

28. Кто целиком и полностью руководил воспитанием граждан в Древней Спарте?

29. Учитель в школе грамматиста в Древних Афинах, который обучал детей чтению, письму и счету.

30. Учебное заведение в Древнем Риме, готовившие ораторов и политических деятелей.

31. Основной метод обучения и воспитания в Древних Афинах.

Литература

ПРИМЕР ЗАНЯТИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Дисциплина: История педагогики и философии образования.

Тема занятия: Воспитание и обучение в первобытном обществе и Древнем мире.

Время занятия: 4 часа.

Занятие проводится в игровой форме, а именно как командное состязание в четырех конкурсах.

Дидактическая цель игрового занятия:

– закрепление лекционного материала по темам разделов 1 и 2;

– контроль приобретенных знаний;

– знакомство с разными формами представления учебного материала.

Воспитательная цель игрового занятия:

– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми, в команде;

– порождение творческого мышления;

– преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

Игровая цель занятия:

– выиграть соревнование команд, продемонстрировав лучшие знания учебного материала, смекалку и артистизм.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников в данном игровом занятии представлена схематически на рисунке.

конкурс «пантомима (фразы или герои)» - student2.ru конкурс «пантомима (фразы или герои)» - student2.ru конкурс «пантомима (фразы или герои)» - student2.ru

Схема взаимодействия участников игрового занятия

Сценарий игры

I. Вступление

1. Наше первое практическое занятие по теме «Воспитание в первобытном обществе и Древнем мире» мы проведем в игровой форме. Сегодня три команды будут соревноваться в знаниях, смекалке, артистизме, скорости и терпимости.

2. Сейчас вы разделитесь на 3 команды. В этой коробочке находятся листочки с номерами 1, 2 и 3. Кто какой номер достанет, тот идет в соответствующую команду: первую, вторую, третью.

3. Итак, команды сформировались. Теперь придумайте быстро название команды и капитана. (Преподаватель записывает на доске названия команд).

4. Начнем соревнование! Увидим, чья команда сильнее.

Помните! Победа зависит только от слаженности работы команды.

Подготовка и реквизит: расставить парты в три круга; зарисовать на доске таблицу с названием конкурсов; принести коробочку, листочки с номерами 1, 2, 3 в количестве 6 шт. каждого номера.

II. Соревнование

Конкурс «РАЗМИНКА».

Правило: Каждой команде будет задано 10 вопросов разного уровня сложности, время на обдумывание ответа 20 секунд. После озвучивания вашего ответа ведущий объявляет правильный и решает, засчитывать или нет ваш ответ. При этом команды-соперницы не должны ни мешать, ни помогать отвечающей команде.

Каждой команде достанется свой набор вопросов с равным количеством простых и сложных.

Цель: Набрать максимальное количество правильных ответов. Команда, занявшая первое место, получает 3 балла за конкурс, второе место – 2 балла, третье место – 1 балл.

Подготовка и реквизит: три набора вопросов, жеребьевка последовательности ответов и набора вопросов; листочки с номерами для жеребьевки, черновые листы для записей.

Конкурс «КРОССВОРДЫ»

Правило: Каждой команде предлагает одинаковый кроссворд, состоящий из слов, терминов, определений из истории образования эпохи первобытного строя и древних цивилизаций.

Цель: За отведенное время отгадать по максимуму больше и правильно слов из кроссворда. Команда, занявшая первое место, получает 3 балла, остальные места оцениваются в 2 и 1 балла соответственно.

Подготовка и реквизит: Распечатка заполненного кроссворда преподавателю для проверки; распечатка самого кроссворда и вопросов к нему (2 шт. на команду), черновые листы для записей.

Примечание. Пока преподаватель (ассистент) проверяет ответы команд, можно дать распечатку правильно заполненного кроссворда для самостоятельного анализа студентами своих ошибок.

Конкурс «ПАНТОМИМА (ФРАЗЫ ИЛИ ГЕРОИ)»

Правило: Каждая команда должна подготовить и продемонстрировать пантомиму на тему «Цели, задачи и характерные черты воспитания и обучения ...», где название цивилизации или ее исторической эпохи достается каждой команде свое и держится в секрете перед командами-соперницами.

Порядок выступления команд определяется жеребьевкой. Количество участников пантомимы неограниченно. Время на подготовку – 5 минут.

Цель: Оригинально и творчески продемонстрировать перед соперниками пантомиму. Задача последних отгадать, о какой цивилизации (её историческом периоде) идет речь и, главное, на основе пантомимы рассказать о целях и характерных чертах воспитания и обучения этого мира.

Оценивается:

1) оригинальность, артистичность пантомимы (от 1 до 3 очков);

2) правильность и полнота расшифровки пантомимы командой (1-2 очка).

Команда, занявшая первое место по набранным очкам, получает 3 балла, остальные места оцениваются в 2 и 1 балла соответственно.

Реквизит: задачи для пантомимы, черновые листы для записей.

Конкурс «СОБЕРИ МОЗАИКУ»

Правило: Каждой команде выдается одинаковый набор листов А4 формата с текстом и чистый лист А1 формата. Требуется разрезать, разложить и в конце приклеить фрагменты листов А4 на А1 так, чтобы текст отвечал особенностям воспитания и образования Античного (на примере г. Афины) и христианского мира (на примере ранних христиан). При этом:

1) расположить текст не хаотично на 2 половинки, а структурно, соотносительно к той или иной проблеме, как бы сравнивая мнения;

2) можно подписывать, обрамлять, подрисовывать маркерами;

3) возможен текст, совсем не относящийся к этим двум темам, своего рода дезинформация;

4) время конкурса ограничено 20 минутами.

Примечание. Конкурс будет иметь смысл и успех только в том случае, если студенты при его выполнении будут основываться лишь на своих знаниях и логике (без конспектов и шпаргалок).

Цель: Правильно и вовремя, структурно и творчески разделить характерные особенности систем воспитания и обучения этих эпох. Команда, занявшая первое место, получает 3 балла за конкурс, второе место – 2 балла, третье место – 1 балл.

Примечание. Поощряйте творческое оформление плаката.

Подготовка и реквизит: распечатка текста на А4 в 3-х экземплярах; чистые листы А1 формата 3 шт.; простые карандаши, ножницы и фломастеры по 3 шт.; крепежи на доску; слайд или распечатку правильного разделения особенностей воспитания и образования.

III. Подведение итогов

Перед объявлением общего результата соревнования команд обязательно обсудите с участниками основные ошибки, пробелы в знаниях, выявленные вследствие игры.

Команда, собравшая за 4 конкурса максимальное количество баллов, объявляется победительницей. Участники этой команды получают наши поздравления и 2 оценки «отлично» в журнал. Серебреные медалисты также, но только 1 оценку «отлично», бронзовые – 1 оценку «хорошо».

Поблагодарю участников за интересную игру!

Методическое обеспечение игры:

– три комплекта разных вопросов (по 10 шт.) с равным количеством простых и сложных;

– кроссворд (не менее 30 слов);

– список трех цивилизаций (их исторических периодов), имеющих очень характерные черты в воспитании и образовании;

– список особенностей, характерных черт разных цивилизации Древнего мира, в том числе города-государства Афины (Античный мир) и ранних христиан (христианский мир).

Наши рекомендации