Методы воспитания, их общая характеристика
В философском значении понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. Перенеся данное понятие в область педагогики, метод воспитания может пониматься как способ действия воспитателя. Но воспитатель может действовать по-разному:
- «воздействовать» на ребенка, и тогда маленький человек будет представляться ему мягким воском; взрослый будет ждать от своего воздействия немедленного следа в поведении подопечного;
-«противодействовать», т.е. искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;
- «содействовать», значит помогать;
-«взаимодействовать», т.е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руке».
Во всех случаях действие воспитателя будет организовано разными способами. Это зависит от цели воспитания, его содержания и деятельности детей. Метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания - явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании. По существу, средства воспитания - это весь окружающий мир: природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д.
Метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л.С.Выготский), т. е. от влияния на ребенка социальной среды и его отношения к этим влияниям. Поэтому есть методы, которые невозможно применить в воспитании дошкольников и младших школьников, а есть такие, которые уже не нужны воспитателю старшеклассника.
Метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя.
Прием воспитания - составная часть метода, один из его «кирпичиков». Например, беседа с дошкольниками, которая длится всего 10-15 мин, строится как целая система приемов: нужен прием яркого начала беседы, чтобы дети заинтересовались темой, приемы обращения к художественной литературе, нужны приемы удержания и переключения внимания, прием завершения разговора.
Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. Эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания. По сей день это самая спорная теоретическая проблема. В основе любой классификации методов воспитания лежит определенный критерий, т.е. главный признак, основание, по которому методы группируются и обособляются. В 60-е годы общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все методы делились в зависимости от того, на что они направлены, - на сознание ребенка или на его поведение. Считалось, что сознание и поведение - главные области воспитательного воздействия.
В 70-е годы значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: методы целенаправленного формирования качеств личности; методы стимулирования естественного саморазвития личности; методы коррекции развития личности.
В конце 70 - начале 80-х годов в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию (Т.Е.Конникова, Г.И.Щукина). В их системе рассматривались три группы методов воспитания: методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; методы формирования общественного сознания; методы стимуляции деятельности.
Дадим общую характеристику методов воспитания. Педагогическое требование широко используется в воспитательномпроцессе и поэтому по форме очень разнообразно: это и прямые, краткие,категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные вюмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие,которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.
Использование педагогического требования в качестве метода воспитания должно учитывать следующие условия:
1. Педагогическое требование нельзя предъявлять сгоряча или из простогожелания добиться немедленного послушания ребенка. Он долженчувствовать и быть уверен, что ваше требование - не от раздражения ибеспомощности, а от силы, уверенности и знания.
2. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано. Исовсем необязательно, чтобы ребенок замечал этот контроль. Если какое-то требование нельзя проконтролировать, лучше его не предъявлять.
3. Строгих, жестких требований, если воспитатель по-доброму относится кдетям, должно быть очень немного.
4. Включить маленького ребенка в деятельность насильно довольно просто -этому служат прямые требования сильной формы. Но это – обманчиваяпростота авторитаризма: ребенок подчинился только силе и власти педагога.
При гуманном взаимодействии с детьми необходимо настоящеепедагогическое искусство предъявления требований.
Упражнение. В старые времена в классической педагогике этот метод чаще именовали «приучение». Результат упражнений - устойчивые качества личности, навыки и привычки. В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают прямые упражнения, т. е. совершенно открытая демонстрация ребенку той или иной поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия. Методом прямого упражнения - малыша учат пить из чашки, держать ложку, надевать одежду. Не меньшую значимость в воспитательном процессе имеют косвенные упражнения. Определение это довольно условно, оно лишь подчеркивает «непрямую» природу таких упражнений, более скрытую от детей. Эффективность метода упражнений зависит от определенных педагогических условий:
1. Упражнение должно быть доступным для данного ребенка, соразмерным его силам. Как недопустимы, например, для мальчика в 6 лет тренировки в подъеме штанги, так нельзя тренировать у первоклассника собранность с помощью жесткого режима, да еще с хронометражем.
2. Некоторая доля механических повторений действия в поведенческихупражнениях, конечно, необходима (например, стоит многократно, безособых рассуждений повторять приемы аккуратного складывания одеждыпосле прогулки). Но основная деятельность детей в ситуации упражнениятребует осознанного, мотивированного участия. Ребенок, котороговоспитатель приучает к новому действию, помогает ему выработать новыенавыки и привычки, должен хорошо понимать, зачем ему такая привычканужна, он должен очень захотеть ее иметь, стремиться к новой линииповедения.
3. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действия, где важны точность и последовательность, правильнее выполнить часть этихдействий вместе с ребенком или с группой детей, обращая их внимание надостижения каждого. Еще Л. С. Выготский убеждал, что «всякая высшаяпсихическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды -сперва как деятельность коллективная, социальная второй раз какдеятельность индивидуальная». Эта закономерность свойственна иформированию поведенческих привычек.
4. Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль за всеми ихдействиями и в каждом необходимом случае - помощь. Как это сделать,чтобы не обидеть ребенка, не спугнуть его первый робкий успех, помочьсправиться со страхом, что ничего не получится, подбодрить – областьчеловеческого и педагогического творчества самого воспитателя.
Поручение - один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольники особенно трепетноотносятся к поручениям своего воспитателя. В зависимости отпедагогической цели, содержания и характера поручения бываютиндивидуальными, групповыми, коллективными, постоянными ивременными. При организации метода поручения следует обеспечиватьнекоторые специальные педагогические условия:
1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл. «На пользу - кому, на радость - кому» - такой принцип поиска смысла ребячьих дел обосновал ученый-педагог, автор методики коллективной творческой деятельности И.П.Иванов. Если самому воспитателю не очень ясно, для кого дети должны рисовать красочные открытки, следует или отменить задуманное дело, или лучше срочно найти живые объекты приложения детского творчества, тепла и заботы.
2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателяорганизации «первичного успеха». Детям часто без помощи взрослыххорошо не выполнить даже интересную затею.
3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость.Специальные педагогические исследования, опиравшиеся на знание возрастных и психологических особенностей дошкольников и младшихшкольников, показали, что старшие дошкольники и первоклассники могутвыполнять длительное поручение не дольше недели.
Пример. Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. Трудно представить, как долго, мучительно и малорезультативно проходило бы взросление человека, если бы он с рождения все открывал сам, а не подражал взрослым. Чем младше ребенок, тем менее осознанно и избирательно он подражает. Посмотрите на двухлетнего малыша: окружающих умиляет, как он копирует походку и жесты отца, повторяет типичные словечки старшего брата. Такой постоянно присутствующий неосознаваемый пример играет важную роль в воспитании. Это - способ приспособления ребенка к жизни. Хотя следует помнить, что такое приспособление может направляться и положительным, и отрицательным примером взрослых, ребенок еще этого не осознает, он просто подражает.
Пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы. Распространенной ошибкой воспитателей является прямое навязывание детям примера их сверстника: «Посмотри, какая Наташа хорошая девочка - спокойная, воспитанная. Почему бы тебе с ней не дружить».
Рассказ. Наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками. По своей методической сути - это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение из рассказа прямо, а, как советовал В.Г.Белинский, «спрятаться» за сюжет, предоставив возможность самим детям дать оценку услышанному, сделать выводы.
Беседа - это диалог воспитателя и детей (или одного воспитанника, если беседа индивидуальная). Беседа не только разъясняет нормы и правила поведения, не только формирует представление о главных жизненных ценностях, но и вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения. Диалоговая природа беседы обеспечивается системой вопросов и ответов. Вот ее логическая структура: воспитатель с помощью короткой, но яркой информации вводит детей в тему беседы и задает вопрос, предлагая его к обсуждению; дети высказываются: приводят примеры из своей жизни, доводы, подтвержденные эпизодами из прочитанных книг или запомнившихся фильмов, мнения авторитетных для них взрослых людей; воспитатель обобщает все высказывания, подчеркивает доказательства главных положений и помогает детям сделать убедительные выводы. Беседа, как впрочем, и другие словесные методы, требует строго отмеренных временных границ. Если разговор затягивается, дети быстро теряют к нему интерес, их внимание рассеивается, и желание высказываться пропадает. Поэтому беседа с дошкольниками не может быть более 10-15 мин. Воспитатель должен постараться найти очень точные слова, выстроить логику беседы так, чтобы за это короткое время детям удалось осмыслить некую область их социального опыта.
Соревнование. Соревновательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования. У соревнования как метода большие воспитательные возможности:
- оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в трудовой, игровой деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность;
- соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
- соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.
Организация соревнования требует соблюдения ряда важных педагогических условий.
1. Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической задачей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к которой детей надо привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение.
2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешности, хотя взрослые охотно проводят конкурсы разнообразных «мисс».
Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас - самый добрый, самый вежливый, самый милосердный. По этому поводу замечательно написано в стихотворении А. Барто «Два очка за старичка».
3. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета. Не забывайте - из соревнования детей ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.
4. Важны в соревновании гласность и сравнимость результатов. Весь ход соревнования должен открыто представляться детям, чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.
Поощрение. Важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей является поощрение. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.
Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами).
Наказание. Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глупые и неудачники, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот для чего и нужен специальный педагогический метод. В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объясняет слово «наказывать» как «дать наказ», т.е. совет, в некоторых случаях - повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова «наказание» точно прослеживается его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.
Небезынтересны «семь правил наказания» известного психотерапевта В.Леви:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать - не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один проступок - одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
И еще одно важнейшее предупреждение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Даже если ребенок набезобразничал так, что хуже некуда, но в то же время защитил слабого, помог больному, за это надо его похвалить и поощрить, как он того заслуживает.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя некоторое время.
5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение само по себе и будет наибольшим для него наказанием.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение его человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызовет у него отрицательную реакцию.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках больше ни слова!»
В методе наказания, так же как и в методе поощрения, важна не форма, а его функционально-динамическая сторона, те переживания, которые вызваны у ребенка.
Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. Мы лишь попытались разобраться в общих характеристиках их системы. Нет такой системы воспитания, которая может решить все проблемы становления личности ребенка, но есть путь, по которому надо идти, чтобы открывать эту систему воспитания.