Педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.).
1. Педагогическая деятельность и взгляды А.Дистервега. Разработка им проблем развивающего и воспитывающего обучения. Требования к учителю и его подготовке. Влияние идей А.Дистервега на дальнейшее развитие педагогики.
2. Жизнь и педагогическая деятельность И.Ф. Гербарта. Развитие и обоснование И.Ф. Гербартом идеи воспитывающего обучения. Теория многосторонних интересов. Теория «формальных ступеней обучения» И.Ф.Гербарта. Нравственное воспитание по Гербарту.
3. Педагогические идеи Г.Спенсера.
4. Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).
5. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
Самостоятельная работа: составить сравнительную таблицу педагогических теорий и систем различных авторов Зап. Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.).
Ф.И.О педагога, характеристика исторического этапа | Цель и задачи педагогической системы | Основные принципы педагогической системы | Форма организации педагогического процесса | Воспитательно-образовательные средства | Содержание воспитательно-образовательного процесса |
8. Практическое занятие (2 часа(ов)):
Реформаторская педагогика в Западной Европе и США конца XIX‑ начала XX вв.
1. Исторические, социокультурные и научные предпосылки реформаторской педагогики.
2. Основные течения реформаторской педагогики конца XIX ‑ начала ХХ вв. в Западной Европе и США: трудовая школа и гражданское воспитание (Г.Кершенштейнер), экспериментальная педагогика (В.А. Лай, Э.Мейман), прагматическая педагогика в США (Дж.Дьюи) и их последователи.
3. Теория свободного воспитания (М.Монтессори).
4. Вальдорфская педагогика.
5. Влияние реформаторской педагогики на практику массовой школы (Дальтон-план, метод проектов, комплексное обучение и др.).
Самостоятельная работа: сделать подборку видеоматериалов (интернет-источники) методики М.Монтессори ипровести их анализ по плану:
1. Принцип свободы ребенка в педагогическом методе М. Монтессори (теория витализма).
2. Интеллектуальное развитие детей на основе самовоспитания и саморазвития.
3. Организация воспитательно-образовательной работы в Домах ребенка.
4. Методика развития сенсорной культуры дошкольников.
9. Практическое занятие (2 часа(ов)):
Основные тенденции развития образования и педагогической мысли в странах Западной Европы и США в ХХ – начале ХХI вв.
1. Демократизация, гуманизация, дифференциация образования.
2. Реорганизация школьных систем, пересмотр школьных программ, форм и методов обучения.
3. Поиски новых подходов к обучению: программированное обучение, технологизация процесса обучения, использование новейших технических средств, личностно-ориентированный подход к обучению и т.д.
4. Развитие школы и просвещения в крупнейших странах ВосточнойАзии(Индия, Китай, Япония).
5. Общие тенденции развития мировой педагогической науки и практики воспитания к началу XXI в.
Самостоятельная работа: составьте кроссворд на тему: «Идея всестороннего гармоничного развития личности в истории философско-педагогической мысли».
10. Практическое занятие (2 часа(ов)):
Образование и педагогическая мысль в России в эпоху Средневековья.
1. Образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Роль православной культуры и церкви в становлении и развитии просвещения в Древней и Московской Руси.
2. Памятники религиозно-педагогической культуры.
3. Основные виды и формы обучения. Первые русские школы. Школы повышенного типа. Братские школы в Белоруссии и на Украине. Появление учительского корпуса. "Мастера грамоты".
4. Педагогические воззрения выдающихся деятелей культуры ХV - ХVII вв. (М.Грек, И.Федоров, С.Полоцкий и др.) Ведущие направления воспитания и обучения в ХVII в.: латино-фильское, византийско-русское, славяно-греко-латинское, старообрядческо-начетническое.
5. Профессиональное образование в России в эпоху Средневековья. Зарождение и развитие ремесленного ученичества.
6. Профессиональная подготовка воинов.
7. Профессиональное обучение при Московских приказах.
8. Художественное образование.
9. Зарождение высшего светского профессионального образования. Киево-могилянская академия (1632г.). Славяно-греко-латинская академия (1687 г.).
Самостоятельная работа:работа студентов со словарем педагогических терминов по древнерусской педагогике (познакомьтесь с представленными понятиями и дайте им определение):
1. Азбуковники –
2. Апология –
3. Аталычество –
4. Аскеза –
5. Братские школы –
6. Вежество –
7. Гридница –
8. Дитя –
9. Домострой –
10. Домовнее строение –
11. Душевное строение –
12. Запуки –
13. Заклички –
14. Изборник –
15. Киево-Могилянская Академия –
16. Книжник –
17. Мастера грамоты –
18. Мирское строение –
19. Молодец –
20. Монастырские школы –
21. Наказание
22. Отрок –
23. Пестушки –
24. Приходская школа –
25. Славяно-греко-латинская Академия –
26. Секуляризация –
27. Учение книжное –
28. Ученичество –
29. Училище –
30. Чадо –
11. Практическое занятие (2 часа(ов)):
Образование и педагогическая мысль в России в XVIII в.
1. Социально-экономическая, политическая и культурная обусловленность реформ образования в России в начале XVIII в.
2. Организация государственных светских школ. Попытка создания системы начальных школ в России: цифирные школы.
3. Сословная направленность образования после 1825 г.: гарнизонные, горнозаводские, архиерейские школы, кадетские корпуса.
4. Создание Академии наук.
5. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Открытие Московского университета.
6. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II.
7. Деятельность И.И.Бецкого по реализации идеи воспитания «новой породы людей».
8. Деятельность Ф.И.Янковича. Устав народных училищ 1786г.
9. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Н.И.Новикова.
10.Революционно-просветительские идеи А.Н.Радищева, обоснование им идеала «истинного сына Отечества».
Самостоятельная работа: заполнение таблицы по педагогической мысли в России в XVIII в.
Кто? | Когда? | Что? | Почему? |
12. Практическое занятие (2 часа(ов)):