Теория и методика изобразительной деятельности / Под ред. В. Б. Косминской.
Диагностика освоения старшими дошкольниками изобразительного искусства - Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников - Педагогика -
Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства) .
Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста к предметам изобразительного искусства – пейзаж, натюрморт, портрет.
Способы обработки и анализа материалов.
Все данные, полученные в результате проведённой диагностики были зафиксированы в таблице, где:
Н – низкий уровень (синий)
ребёнок не интересуется и не любит заниматься художественной деятельностью;
не знает и не называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;
не проявляет интереса при рассматривании эстетически привлекательных объектов;
не отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;
не реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;
не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;
не использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;
не использует образные сравнения при рассматривании предметов;
не выражает собственного мнения по отношению к произведениям изобразительного искусства.
С – средний уровень (зелёный)
ребёнок проявляет незначительный интерес к занятиям художественной деятельностью;
знания о жанрах изобразительного искусства сформированы недостаточно;
бегло рассматривает эстетически привлекательные объекты;
частично отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;
недостаточно эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;
наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;
частично использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;
частично использует образные сравнения при рассматривании предметов;
испытывает затруднения при выражении собственного мнения.
В-высокий (красный)
ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует;
знает и называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;
продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты – «созерцание», повторное рассматривание;
отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;
эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;
наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;
использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения;
использует образные сравнения при рассматривании предметов;
выражает собственного мнения и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки») ;
Статьи
1. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Киселева О.Н. № 11ноябрь 2013 ЖУРНАЛ.молодой ученый
2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МИТУЛИКИНА А.А. № 5 май 2014 ЖУРНАЛ.молодой ученый
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена выявлению содержания и особенностей организации образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, ориентированного на условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
3. С. Климова, Н. Марченко, Ю. Чичиланова. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте.Журнал «Дошкольное воспитание» > 2014 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 07/2014.
Практич 10
Методика "Лабиринт"
Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007
Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Материал представляет собой изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач — задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспериментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и домики в конце них; на всех остальных каждый участок дорожки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ломаная линия), и необходимые ориентиры.
Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — сочетания ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления поворотов.
Инструкция
Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.
"Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли" .
Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:
"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону" .
Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.
К задачам 1-2:
"Вписьме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его" .
К задаче 3:
"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".
К задаче 4:
"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".
К задачам 5-6:
"Будьте очень внимательны. Смотрите на пись-мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".
К задачам 7-10:
"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".
Оценка результатов.
Оценка производится в сырых баллах без перевода в нормализованную шкалу.
При обработке результатов по каждой из задач №1 – 6 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую из задач – 4. В задачах №7 – 10 за каждый правильный поворот начисляется 2 балла, в задачах №7, 8 (два поворота) максимальное количество баллов равно 4; в задачах №9, 10 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются.
При оценке результатов необходимо учитывать номер выбранного домика и номер задачи (см. ключ). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол. Все оценки суммируются. Максимальное количество очков — 44.
Интерпретация полученных результатов
38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.
31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений.
24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.
18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве.
Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.
Статьи
1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.Черноусова Н. В.Журнал «Дошкольное воспитание» > 2014 > Журнал «Дошкольное воспитание» — 10/2014
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.авторы Новицкая Е. С…Журнал
-Вестник Брянского государственного университета scholar
Выпуск № 1 / 2013