Перечень картинок для развития мыслительной деятельности
(Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета)
Тема «Овощи и фрукты»
1. 3 вида овощей, 1 вид фруктов.
2. 3 вида фруктов, 1 — овощей.
3. 3 вида ягод, 1 — фруктов.
4. 3 вида фруктов (нецитрусовых), 1 —лимон.
5. 3 вида фруктов с веточками, 1 — без веточек.
6. 3 вида сладких фруктов, 1 — кислый.
7. 3 вида фруктов круглой формы, 1—овальный..
8. 3 вида фруктов большого размера, 1 — маленького.
9. 3 яблока целых, 1 — половина яблока.
10. 3 вида фруктов жарких стран, 1 — средней полосы. 6-2457
11. 3 вида фруктов, растущих на деревьях, Г—сорванный.
12. 3 вида фруктов, 1 —фруктовый магазин.
13. 3 картинки с изображением фруктовых магазинов, 1—игрушечного магазина.
14. 3 овоща красного цвета, 1 — зеленого.
15. 3 овоща, растущих на кустах, 1 —в земле.
16. 3 овоща, растущих в земле, 1 на кустах.
17. 3 корзинки с собранными овощами, 1 корзина — пустая.
18. 3 картинки с изображением работы в саду, 1—на огороде.
19. 3 картинки с изображением детей, которые едят овощи, 1 — с изображением овоща.
20. 3 картинки с изображением овощей и соков из них, 1—с изображением только овоща.
21. 3 картинки, на которых поливают овощи, 1 —на которой копают картофель.
22. 3 картинки, на которых копают картофель, морковь, чеснок, 1 — собирают огурцы.
23. 3 картинки, на которых срывают помидоры, огурцы, кабачки, 1 — окучивают овощи.
24. 3 картинки овощей с ботвой, 1—без ботвы.
25. 3 картинки с цветущими овощами, 1 — со зрелыми овощами.
Тема «Транспорт»
1. 3 картинки транспорта, 1— мебель.
2. 3 картинки транспорта наземного, 1 — подземного.
3. 3 картинки транспорта воздушного, 1 — наземного.
4. 3 картинки транспорта с электрическими дугами, 1 — без них.
5. 3 картинки транспорта речного, 1 — воздушного.
6. 3 картинки транспорта с водителем, 1 — без него.
7. 3 легковых машины, 1 — грузовая.
8. 3 грузовых машины, 1 — легковая.
9. 3 специальных машины, 1 — легковая.
10. 3 взрослых автомобиля, 1—детский.
11. 3 самолета на аэродроме, 1 — в полете.
12. 3 самолета приземляющихся, 1 — взлетающий.
13. 3 автобуса с пассажирами, 1 — пустой.
14. 3 части автобуса, 1 — автобус целиком.
15. 3 вида транспорта, 1—часть машины.
16. 3 автобуса с четырьмя колесами, 1 (сломанный) — с двумя.
17. 3 машины с двумя фарами, 1 — с 1 центральной фарой.
18. 3 трамвая стоят на рельсах, 1 — сошел с рельсов.
19. 3 машины въезжают в гараж, 1 — выезжает из гаража.
20. 3 машины выезжают из гаража, 1 — въезжает в гараж.
21. 3 машины въезжают на мост, 1 —съезжает с моста.
22. 3 поезда подъезжают к вокзалу, 1 — отъезжает от вокзала.
23. 3 лодки подплывают к пристани, I — отплывает от пристани.
24. 3 электрички стоят около платформы, 1—идет (вне вокзала),
25. 3 поезда с электровозами, 1 — без него.
26. 3 поезда без электровоза, 1-е электровозом.
27. 3 поезда с электровозом, 1 — с паровозом.
28. 3 поезда с паровозами, 1 — без него.
29. 3 машины заправляются на бензоколонке, 1—стоит в стороне.
30. 1 машина едет и поливает улицы, а 3 поливочные машины стоят на обочине дороги.
31. 3 машины новые, 1 —после аварии (с повреждениями).
32. 3 машины окрашены, а одну — только красят.
33. 3 лодки с веслами, 1 — без них.
Тема «Мебель»
1. 3 картинки с мебелью, 1 —с одеждой.
2. 3 дивана с пестрой обивкой, 1 — с гладкой.
3. 2 стула и диван с пестрой обивкой, 1 диван—с синей обивкой.
4. 1 картинка с игрушечной мебелью, 3 картинки с обычной.
5. 3 картинки с игрушечной мебелью, 1 —с обычной.
6. 3 картинки с деревянной мебелью, 1 — с металлической.
7. 3 картинки с деталями стула, 1 — целый стул.
8. 3 картинки (со стулом, табуреткой, креслом) на 4 ножках, 1 — металлический табурет к пианино на 1 ножке.
9. 3 картинки — табурет, скамейка, пуфик (без спинки), 1 картинка—стул.
10. 3 картинки — стулья с мягкими сиденьями, 1 —с жестким сиденьем.
11. 3 картинки с разными видами стульев, 1 —с креслом.
12. 3 картинки с изображением спальной мебели, 1-е изображением стула.
13. 3 картинки стульчика с орнаментом, 1 — без него.
14. 3 вида столов (письменный, обеденный, журнальный) прямоугольных, 1 — круглый.
15. 3 картинки с изображением шкафа (книжного), полки (для книг), этажерки, 1 —с изображением книги.
16. 3 картинки с изображением двустворчатой мебели: шкафа, полки, тумбочки, 1—с изображением трехстворчатого шкафа.
17. 3 картинки с куклами, сидящими на скамейке, диване, стуле, 1 — с куклой, лежащей на кровати.
18. 3 картинки со сломанной мебелью, 1 — с новым шкафом.
19. 3 картинки, на которых дети качаются (в гамаке, на качелях), 1 — дети катаются на лодке.
20. 3 картинки с мебелью, которая используется в учебном процессе (парта, доска, письменный стол), 1—с мебелью медицинского назначения (зубоврачебное кресло)
21. картинки с кухонной мебелью, 1 — со спальной. 3 картинки с разными видами мебели, 1 —с изображением мебельного магазина. 3 картинки с разными видами кресел, 1—с изображением кровати.
Тема «Профессии»
1. 3 картинки с атрибутами разных профессий, 1 —с изображением работающего человека.
2. 3 картинки с изображением этапов работы человека определенной профессии, 1 — атрибут данной профессии.
3. 3 картинки с атрибутами профессий, 1 —с изображением действий.
4. 3 картинки с изображением действий, относящихся к одной профессии, 1— к другой (портниха шьет платье, примеряет, кроит; продавец взвешивает яблоки).
5. 3 картинки с изображением людей по характеру своей профессии, связанных с транспортом (летчик, машинист, шофер),.
6. 3 картинки с изображением законченных действий (построен), 1 —с незаконченным действием (недостроен)
7. 3 стакана с разными видами жидкости, 1 — с ягодами.
8. 3 сковороды большого размера, 1 — маленького.
9. 3 маленьких мисочки, 1 — большая.
10. 3 красных кастрюли, 1 — с рисунком.
11. 3 вида игрушечной посуды, 1 — взрослой.
12. 3 вида взрослой посуды, 1 — игрушечной.
13. 3 вида чайной посуды, 1 — столовой.
14. 3 вида кухонной посуды, 1 — чайной. 3 картинки со сковородками без ручек, 1 — с ручкой.
15. 3 картинки с кастрюлями, стоящими на плите, 1 —на столе.
16. 3 картинки с частями посуды, 1 — с изображением целого чайника.
17. 3 картинки с изображением поваров, жарящих котлеты, блины, картошку, 1 — с изображением только сковороды.
18. 3 картинки с кипящими чайниками, 1 чайник без воды. 3 картинки с заварочными чайниками, 1 — с обычным.
19. 3 картинки, на которых наливают чай, суп, молоко, 1 — где выливают воду.
Тема "Животные"
1. 3 нерогатых животных, 1—рогатое.
2. 3 детеныша животных, 1 —взрослое.
3. 3 диких животных, 1 — домашнее.
4. 3 животных, 1 рыба.
5. 3 животных жарких стран, 1 животное средней Полосы.
6. 3 животных сидят, 1—бежит.
7. 3 части тела животных, 1 животное целиком;
8. 1 неодушевленный летающий предмет, 3 летающие птицы (насекомые).
9. 3 скачущих насекомых (пресмыкающихся, животных), 1 летающая птица.
10. 3 птицы перелетные, 1 — зимующая.
11. 3 птицы летающие, 1—нелетающая.
12. 3 гнезда на дереве, 1 — конура собаки.
13. 3 насекомых (млекопитающих), 1 лягушка.
14. 3 хвоста животных, 1 — павлиний.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речи, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщать логопеду.
Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение.
Собственно речевым навыкам предшествуя практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В I периоде обучения такие виды работ, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картин, пересказы, не проводятся.
Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).
Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:
1) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
2) с помощью правильного образца речи воспитателя они учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
3) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.
Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картин и беседы но вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков); который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Специфика работы воспитателя 'в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после .дневного сна (до или после полдника).
На вечернюю логопедическую работу выделяется до 5—7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов; упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.
Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера. В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений повеем видам учеб ной деятельности. Заполняется специальная схема обследования.
Схема обследования воспитателем умений и навыков детей
по всем видам учебной и неучебной деятельности
I. Развитие элементарных математических представлений:
1) счет в пределах 5—10;
2) сравнивание предметов;
3) отбор предметов по заданному числу;
4) понятия о величине предметов (узкий—широкий, толстый—тонкий; высокий—низкий, длинный—короткий);
5) различение геометрических форм;
6) ориентировка в пространстве.
II. Рисование.
1) Умение:
а) держать карандаш;
б) провести горизонтальную линию;
в) провести вертикальную линию;
г) нарисовать круг;
д) нарисовать овал.
2) Рисование с натуры.
3) Знание цветов.
III. Лепка различных фигур (с образцом или без него);
1) шарик;
2) колбаска;
3) баранка.
IV. Аппликация.
1) Умение:
правильно держать ножницы;
е) резать бумагу вдоль и поперек;
ж) вырезать круг, овал;
з) расположить узоры из геометрических форм.
2) Конструирование (по образцу или без него):
а) складывание целого из частей (картинки, кубики);
б) конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских кубиков.
V. Моторные навыки:
прыжки на 1 ноге, на 2 ногах, на 2 ногах с продвижением, вперед, назад, перепрыгивание;
3) удар мяча о землю. Умение его подбросить вверх и поймать, перебрасывать мячи друг другу, прокатывать их в ворота, попадать в цель
4) лазание по гимнастической лесенке вверх и вниз, с одной лесенки на другую;
5) равновесие (ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске; стояние на одной ноге).
VI. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Умение:
1) застегивать и растеривать пуговицы, зашнуровывать ботинки;
2) мыть руки, пользоваться полотенцем;
3) пользоваться столовыми приборами;
4) правильно есть, и пользоваться салфеткой;
5) накрыть на стол, убрать постель, игрушки.
VII. Игры:
1) участие в подвижных, дидактических, индивидуальных, коллективных, сюжетно-ролевых играх;
2) целенаправленность игрового процесса.
Полученные результаты обследования воспитатель сравнивает с программными требованиями данной и нижестоящих возрастных групп. На основании этого воспитатель намечает объем материала по разным видам учебной деятельности и последовательности его усвоения.
Развитие элементарных математических представлений. За время обучения дети должны овладеть счетом в пределах 5—10, научиться пересчитывать предметы, составлять группы в соответствии с предложенным образцом, добавлять к меньшей группе недостающие предметы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов.
Различать количественный и порядковый счет (который? какой?); сравнивать числа в пределах 5; выполнять простейшие счетные операции — сложение и вычитание (2, 3 единиц) на наглядном материале.
Детей нужно научить сравнивать контрастные и одинаковые предметы по длине и ширине, пользоваться приемами наложения и приложения. Специальное внимание уделяется геометрическим формам. Дети зрительным и осязательным путем различают круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб; определяют геометрическую форму в обиходных предметах (тарелка, блюдце, круг, яблоко, арбуз, мяч, шар и т.п.); закрепляют пространственные и временные представления (в плане пассивной речи): слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
Большую пользу приносит осознанное выполнение действий, изменяющих положение, того или иного предмета по отношению к другому, например, поставь справа от шкафа — стул, и т. п.
Конструирование. На протяжении занятий необходимо научить детей дифференцировать основные детали (кирпичик, брусок, длинный брусок, кубик и т. п.), правильно использовать их с учетом формы, величины, назначения; понимать в обращенной речи соответствующие слова; различать пространственные признаки (высокий - низкий, короткий—длинный, узкий—широкий); выполнять тройки (заборчик, ворота, автобус, кроватка); упражнять в конструировании из готовых форм, из бумаги, природного мате-(ала (рыбка, петушок, елочные украшения); различать предметы детали по форме, весу, величине и отдельным свойствам визуально, а затем и осязательно (без зрительной опоры).
Изобразительное искусство. Занятия проводятся в соответствии объемом требований, предусмотренных для старшей группы детского сада общего типа. Для детей, плохо владеющих необходимыми навыками, целесообразно в начале обучения придерживаться требований, предъявляемых к средней группе.
Физическая культура. Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными движениями рук являются необходимыми звеньями в общей системе коррекционного обучения.
В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить нескоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связанным с употреблением некоторых орудий труда и инструментов (кисточка, ножницы, карандаш и др.).
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных.
В группе с общий недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемое.