Технология обучения жизни и деятельности в условиях рыночной экономики
Она направлена на развитие деловых умений, коммуникативных способностей, навыков и умений бытового общения.
Интенсификация обучения связана, прежде всего, с реализацией дидактической системы, в основу которой положены следующие принципы: построение обучения на высоком уровне трудностей (при строгом соблюдении меры этих трудностей), дающих пищу для напряженной умственной работы; прохождение учебного материала быстрым темпом (в разумных пределах); резкое повышение удельного веса познавательной стороны обучения, то есть теоретических знаний. Овладение материалом должно осуществляться путем глубокого осмысления полученной (в том числе и с помощью самостоятельного поиска) информации, самоконтроля и самопроверки обучающегося. При таком обучении обучающиеся приобретают более глубокие и содержательные знания, обеспечивается более высокий уровень их интеллектуального развития, формируется и поддерживается положительное отношение к учению.
Рассмотренные психологические предпосылки эффективности деятельности обучающего можно сгруппировать и выделить из них личностные(базовые) и ситуативные (процессуальные) предпосылки. К личностным предпосылкам относятся:
Ø положительные черты направленности личности обучающего (устойчивый интерес к обучению, чувство ответственности за качество подготовки подчиненных и др.);
Ø проявления темперамента, адекватные требованиям педагогической деятельности;
Ø благоприятные особенности характера, наличие таких черт, как доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость;
Ø педагогические и организаторские способности.
Будучи сформированными, личностные предпосылки помогают обучающему проявлять устойчивость в практическом осуществлении целей деятельности, сохранять постоянство стиля работы.
К ситуативным предпосылкам относятся:
Ø ясное понимание обучающим текущих задач своей деятельности и деятельности обучающихся;
Ø достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению стоящих целей;
Ø адекватно протекающие психические познавательные процессы;
Ø стенические психические состояния.
Ситуативные предпосылки возникают благодаря осознанию возникающих задач под влиянием работы по подготовке к занятиям и их проведению.
Общая схема психологических предпосылок эффективности деятельности обучающего включает: личностные предпосылки, педагогическое мастерство, ситуативные (процессуальные) предпосылки и профессиональные знания, эрудицию, культуру. Основными чертами учебного процесса должны быть: органическое сочетание учебной и обязательной учебной нагрузки и увеличение самостоятельных, контролируемых обучающим занятий с элементами творчества и самообучения; сочетание индивидуальных методов обучения с групповыми занятиями; активный творческий характер учебного процесса.
Совершенствованию интенсификации процесса обучения способствует определенная система преподавания1. Она связана с выявлением резервов интеллектуального развития обучающихся и исследованием путей реализации этих резервов. Доказано, что ведущим звеном в усвоении знаний должны выступать знания теоретического и обобщающего характера, на основе которых изучаются многообразные их конкретные проявления.
В педагогике выявлены и обоснованы условия активизации мыслительной деятельности обучающихся, овладения ими методами самостоятельного умственного труда. Выявлено также соотношение в процессе учения усвоения "готовых" знаний и самостоятельно приобретенных. В качестве основных выделяются следующие педагогические условия:
Ø предусмотрение в содержании изучаемой учебной дисциплины особых типов познавательных и практических задач, помогающих развитию способностей самостоятельно добывать знания, творчески мыслить и действовать;
Ø стимулирование познавательной активности обучающихся путем применения логических операций: сравнения, сопоставления, противопоставления и т.д., заданий типа "найдите отличие", "установите общее";
Ø создание проблемных ситуаций, разрешать которые приходится самостоятельно обучающемуся.
Одним из направлений интенсификации процесса обучения является его индивидуализация и связанное с ней развитие способностей обучающихся. Индивидуализация обучения ориентирует должностных лиц МЧС на учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Ведется этот учет при выборе, применении методов, средств и приемов обучения, при дозировке учебных заданий на самостоятельную работу и при определении вариантов аудиторных контрольных работ (по степени их трудности)1. В организации процесса обучения следует ориентироваться на понятие обучаемости как восприимчивости к обучению. Под обучаемостью понимается совокупность интеллектуальных свойств обучающихся, от которой при прочих равных условиях зависит успешность обучения. Это те особенности мыслительной деятельности, которые играют заметную роль в успеваемости. К этим свойствам и особенностям обычно относят: обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, гибкость мыслительных процессов, легкость или трудность приспособления к изменяющимся условиям задач, смысловую память, характер связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления.
В педагогической практике выделяется два типа обучающихся с различной обучаемостью. Первый тип – обучающиеся, для которых характерен быстрый темп усвоения, связанный с быстрым обобщением, высоким уровнем анализа и синтеза; гибкость (подвижность) мыслительного процесса. Второму типу присущ замедленный темп усвоения, слабость обобщения, низкий уровень аналитико-синтезирующей деятельности, инертность (слабая подвижность мышления).
Обучаемость в ходе учебного процесса развивается и совершенствуется. Следовательно, работа по развитию творческого мышления у обучающихся ведется непрерывно. С обучающимися первого типа – путем максимального усиления проблемности, с обучающимися второго типа – путем предупреждения стойкого отставания, замедленного темпа в предъявлении информации, большого количества упражнений, постепенного повышения трудности задач. Особенностью работы с обучающимися второго типа должно быть не пассивное приспособление к слабым сторонам их психики, а активное воздействие на умственное развитие этого типа обучающихся.
В последние годы значительно возросла роль технических и электронных средств обучения. Технические средства позволяют руководителю передавать обучающимся более полную и более точную информацию об определенных явлениях и процессах, в большей степени заинтересовывать и повышать их активность и самостоятельность, эффективнее моделировать деятельность спасателя, организовывать в ходе обучения систематический контроль и самоконтроль.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. –М., 1982.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000.
3. Педагогический поиск. – М., 1988 .
4. Психология и педагогика./ Под ред. Радугина А. А. – М ., 1996.
5. Психология и педагогика /Под ред. К. А. Абульханоевой, Л. Г.Лаптева, В. А. Сластенина. – М.: Совершенство, 1999.
6. Харламов И. Ф. Педагогика. – М ., 1997.
Занятие 8/2. Лекция