Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано
Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передёргивают смысл его слов, чтобы таким путём добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.
Обозначим основные факторы, способствующие установлению благоприятного климата речевого общения:
· Признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия разных точек зрения на проблемы.
· Предоставление каждому возможности осуществить право высказать собственную точку зрения.
· Предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции.
· Осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем как с той, так и с другой стороны.
· Стремление найти в высказываниях партнёра и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения.
Несоблюдение этих условий, игнорирование названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный, препятствуют организации эффективной речевой коммуникации.
Главная причина появления деструктивных элементов в процессе общения – нетерпимость к чужому мнению. Основанием к нетерпимости могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждения, неспособность идти на компромисс, поступиться собственными интересами, а также отсутствие здравого смысла, непонимание реальных процессов, которые происходят в обществе.
Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Это умение важно не только для рецепиента, но и для коммуникатора, так как диалогический характер общения признаётся наиболее эффективным.
Слышать и слушать – это не одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать – это сосредоточиться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей плохо умеют слушать слова других, особенно если они не задевают их реальных интересов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника обладают не более 10 % людей, а руководители слушают с 25 % эффективностью.
Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимание речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнёра, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это психологическая готовность к контакту с другим человеком.
Как говорят психологи, слушание – это тяжёлый труд, но и ценнейший дар, которым можно одарить другого.
Манера слушать во многом зависит от личности собеседника, от характера и интересов слушателей, от пола, возраста, служебного положения участников общения. Например, подчинённые более внимательны в разговоре с руководителем, они далеко не всегда решаются прервать своего оппонента.
Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в разговоре мужчина перебивает женщину почти в два раза чаще. Примерно одну треть разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход прерванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны слишком быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.
Различают два вида слушания. Один из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. На первый взгляд такое слушание кажется пассивным, но оно требует значительного физического и психологического напряжения. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать своё отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем. Однако такое слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Нерефлексивное слушание порой ошибочно истолковывают как принятие позиций оппонента. Поэтому на много честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.
Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые собеседники не имеют достаточного желания высказать собственное мнение, другие, напротив, ждут активной поддержки, одобрения своим словам. В таких случаях рекомендуют применять другой вид слушания – рефлексивный. Суть его заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга, умении выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.
Необходимое условие активного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга внимательно и заинтересованно.
Когда речь идёт об эффективном слушании, то целесообразно обращать внимание на позу участников общения, на межличностное пространство, на мимику, жесты, интонацию.
Другой важный принцип хорошего слушания психологи сформулировали следующим образом: «Покажите говорящему, что вы его понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, нужно использовать различные приёмы рефлективного слушания. Можно обратиться к говорящему за уточнениями, используя такие фразы, как: «Я вас не понял, Не повторите ещё раз?, Что вы имеете в виду?».
Целесообразно сформулировать мысли говорящего своими словами, чтобы уточнить сообщение: «Как я вас понимаю; По вашему усмотрению; Другими словами вы считаете…»
Иногда необходимо понять и определить чувства говорящего: «Мне кажется, что чувствуете, вы, вероятно расстроены…».
Можно использовать так называемый приём резюмирования. Слушающий подытоживает основные идеи: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…, Если теперь обобщить сказанное вами, то…».
К сожалению, названный принцип часто нарушается. Люди нередко не вслушиваются в слова оппонента, не уточняют его позиции, не взвешивают его доводы и отвечают не на его, а на свои мысли.
При организации коммуникации следует помнить о двух важных законах коммуникации:
1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.
2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несёт отправитель.
Серьёзным препятствием в информационных обменах является расхождение в понимании смысла употребляемых слов у отправителя и получателя. Это нередко бывает связано с неточностью словоупотребления, неправильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Поэтому при отборе лексических средств для сообщения рекомендуется учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетаемость с другими словами, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления, грамматическую оформленность.
Как показывают экспериментальные данные психолингвистов и социологов, чем богаче тезариус реципиента, шире база его речевой деятельности, тем адекватнее смысловое восприятие, тем точнее он выражает свои мысли, тем эффективнее речевое воздействие.