Ознакомьтесь с методикой «Эффективность лидерства»
Данный опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В нем также на вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».
Текст опросника
1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?
а) да; б) нет.
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
а) да; б) нет.
3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
а) краткий, ясный, точный;
б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?
а) да; б) нет.
5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно
находятся в вашем подчинении?
а) да; б) нет.
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?
а) да; б) нет.
7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
а) да; б) нет.
8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
а) да; б) нет.
9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
а) да; б) нет.
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
а) да; б) нет.
11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
а) да; б) нет.
12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
а) да; б) нет.
13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и
ориентироваться на них в совместной работе?
а) да; б) нет.
14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?
а) да; б) нет.
15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных?
а) да; б) нет.
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
а) да; б) нет.
17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?
а) да; б) нет.
18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
а) наедине; б) в присутствии других.
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю?
а) да; б) нет.
20. Доверяете ли вы своим подчинённым ?
а) да; б) нет.
21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?
а) да; б) нет.
22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела?
а) да; б) нет.
23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы?
а) да; б) нет.
24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
а) да; б) нет.
25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?
а) да; б) нет.
26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
а) да; б) нет.
27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?
а) да; б) нет.
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности?
а) да; б) нет.
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
а) да; б) нет.
30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы?
а) да; б) нет.
31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу?
а) да; б) нет.
32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?
а) да; б) нет.
33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными?
а) да; б) нет.
34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и уважением?
а) да; б) нет.
35. Уверены ли вы в себе?
а) да; б) нет.
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
а) да; б) нет.
37. Часто ли вы проявляете творчество в работе?
а) да; б) нет.
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.?
а) да; б) нет.
39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми?
а) да; б) нет.
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется?
а) да; б) нет.
Замечание
Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.
За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.
Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов,то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.
Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше,то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или воинского коллектива.
2. По данной социоматрице составьте социограмму и определите неформального лидера, "изгоев" в данном коллективе, укажите диады, триады и тетрады. Выработайте рекомендации по работе с данным коллективом
Таблица 11
Кого выбирают Кто выбирает | Кол-во сделанных выборов | |||||||||||
К+ | Ко | К- | ||||||||||
1. | А. А. | Х | + | - | + | - | о | - | + | |||
2. | Б. Б. | - | Х | - | + | - | о | + | + | |||
3. | В. В. | - | + | Х | + | - | + | + | - | |||
4. | Г. Г. | + | - | + | Х | - | - | о | о | |||
5. | Д. Д. | - | о | + | о | Х | - | о | - | |||
6. | Е. Е. | + | + | о | - | - | Х | + | + | |||
7. | Ж. Ж. | - | о | - | + | - | + | Х | + | |||
8. | И. З. | + | - | - | + | - | + | + | Х | |||
Количество полученных положительных выборов (К+) | ||||||||||||
Количество полученных отрицательных выборов (К-) | ||||||||||||
Кол-во взаимных положительных выборов (К+) | ||||||||||||
Кол-во взаимных отрицательных выборов (К-) |
3. Ответив на предложенные вопросы, оцените характер взаимоотношений в своем коллективе и роль в этих взаимоотношениях Вашего руководителя.
1. Кто из членов вашего коллектива вносит наибольший вклад в разработку и выполнение всех задач, поставленных перед коллективом?
2. Кто из членов вашего коллектива вносит наибольший вклад в развитие товарищеских взаимоотношений?
3. Кто из членов вашего коллектива обладает наибольшей эрудицией?
4. Кто из членов вашего коллектива наиболее симпатичен вам?
5. Кто из членов вашего коллектива вносит наибольший вклад в разработку идей, в поиск наиболее оптимальных решений задач в связи с задачами, стоящими перед вашим коллективом?
6. Кто из членов вашего коллектива стремится первым помочь своим товарищам по работе в решении их личных проблем?
7. Кто из членов вашего коллектива вносит наибольший вклад в лучшую организацию дела?
8. С кем из членов вашего коллектива вы готовы поделиться своими мыслями, переживаниями, чувствуете себя наиболее непринужденно?
9. Кто из членов вашего коллектива наиболее авторитетен вам с точки зрения профессиональных знаний, мастерства?
10. С кем из членов вашего коллектива вам более приятно общаться во внерабочее время?
11. Вас удовлетворяет характер деловой атмосферы в коллективе?
12. Вас удовлетворяет характер эмоциональных межличностных отношений в коллективе?
Сумма баллов, полученных на каждого члена коллектива, включая руководителя, по вопросам 1, 3, 5, 7 и 9, позволяет определить ранговую структуру делового лидерства и место руководителя в ней.
Сумма баллов, полученных на каждого члена коллектива, включая руководителя, по вопросам 2, 4, 6, 8 и 10, позволяет определить ранговую структуру эмоционального лидерства и место руководителя в ней.
Таблица 12
№ вопроса | Полностью удовлетворяет | Удовлетворяет | Скорее не удовлетворяет | Не удовлетворяет |