Анализ психологических особенностей личности.
Личность формируется в процессе ее многостороннего взаимодействия с обществом. Причем личность – не пассивный объект тех или иных общественных отношений; она взаимодействует с обществом, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями, выступает как активный преобразователь природы и общества – всего того, с чем она соприкасается.
В деятельности, в процессе познания окружающего мира и его изменения происходит развитие самой личности, осознание ею своего положения в обществе, формирование жизненной позиции, которая является выражением сущности личности.
Итак, личность должна рассматриваться как общественно-историческая категория. Общественная сущность и социальные функции – это узловые моменты в структуре личности.
Содержание личности – продукт активной деятельности и общения. И в то же время у личности образуются свои индивидуально-личностные отношения к материальной жизни, к труду, к обществу, к отдельным людям, к себе. Процесс становления личности – длительный и сложный.
Единство деятельности и общественных отношений – ведущий объяснительный принцип в научном понимании психологической сущности личности, которая представляет собой, по определению С. Л. Рубинштейна, «воедино связанную совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Именно эта сторона личности и является объектом психологических исследований. Однако для осуществления подлинно научного и глубокого психологического анализа личности необходимо разграничить такие понятия, как «индивид», «личность», «индивидуальность». Они связаны между собой, но не тождественны.
Человек как биологический вид Homo sapiens уникален, неповторим. Другого такого вида на Земле нет. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид». «Реальный индивид – это живой, действующий человек, носитель общих свойств психики» (например, возбудимости, подвижности, инертности, чувствительности). Свойства индивида возникают на самых ранних ступенях развития живого существа. Мы можем рассматривать младенца как индивида, но понятие «личность» к нему пока еще неприложимо.
Личность – относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. Личностью не рождаются, ею становятся.Личность – это индивид, наделенный системой социально значимых качеств. Личность необходимо рассматривать как «новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность». В ходе овладения социальным опытом индивид превращается в личность, т. е. в активного деятеля, способного изменять окружающую среду в соответствии со своими сознательными целями и мотивами. Личность формируется в процессе ее деятельности (производственной, общественно-политической, семейно-бытовой) и общения как одного из важнейших условий овладения социальным опытом.
Определяя структуру личности, следует учитывать и биологическое,исоциальное в личности. При этом нельзя отводить им равное место, ведь мы понимаем личность как существо прежде всего социальное, но и нельзя абсолютизировать общественное до такой степени, чтобы личность превращалась в чисто социальную категорию. Личности без психики не существует. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное в структуре личности образуют единство и не могут механически противопоставляться друг другу.
Личность является результатом формирования в условиях общественного, конкретно-исторического существования, обучения и воспитания, деятельности.
На основе (и в результате) накопления различных знаний и одновременного формирования отношения к действительности у личности появляются мировоззрение, убеждения, идеалы, определенные способы действий, поведения, различные формы протекания эмоциональных процессов. В конечном итоге у личности формируются способности к самостоятельному сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный, неповторимый характер.
Понятие «индивидуальность» дает возможность получить более глубокое и полное представление о конкретной личности. Индивидуальность— это личность во всем ее своеобразии, иными словами, это то, чем та или иная личность отличается от окружающих (особенности психологических свойств, чувств, воли личности). Индивидуальность личности говорит не только о непохожести одной личности на другую. Она позволяет выявить творческие возможности, меру социальной инициативы, активности, оригинальности личности, которые оказывают особое влияние на деятельность. В структуре личности осуществляется сложное взаимодействие между основными ее компонентами: направленностью, темпераментом, способностями, характером; психическими процессами, психическими состояниями и образованиями. Природное и социальное в их взаимообусловленности и взаимозависимости образуют единство. Поэтому изучение психической деятельности личности, изучение процесса ее формирования (а равно и сам процесс формирования личности) должны осуществляться с учетом неразрывного единства биологических и социальных факторов при ведущей роли социальных свойств. Одна из основных проблем психологической науки — проблема механизма усвоения человеком социальных программ поведения и деятельности.
Одна из наиболее характерных сторон личности человека – ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Прежде всего они проявляются в психических свойствах личности: направленности, темпераменте, характере и способностях.