Игры, развивающие восприятие качеств величины
Если ребенку трех лет предложить на выбор два предмета различной величины, например большое и маленькое яблоко, то далеко не каждый малыш, знающий его приятный вкус, выберет то, которое больше. Значит, в этом возрасте многие дети еще не осознают величину предметов и не выделяют ее как важный отличительный признак. Такие качества величины, как длина, ширина, высота, либо вовсе не различаются малышами, либо воспринимаются смутно и безотчетно. А если кто—то и принимает их во внимание, то все они обозначаются одинаковыми словами – «большой» и «маленький», что, конечно, не отражает специфических особенностей этих пространственных признаков.
Между тем четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно—практическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие величины, выделение ее разных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а, следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.
В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов.
В дополнение к этим приемам используйте игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков. В большинстве предлагаемых игр действуют народные игрушки – пирамидки, матрешки, мисочки—вкладыши и другие деревянные поделки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов.
Художественному оформлению и дидактической ценности этих игрушек, точности градаций величины разных деталей может позавидовать любое современное пособие. Недаром эти чудесные игрушки получили заслуженное признание педагогов как классический дидактический материал и «подлинный народный дар маленьким детям» (Ф. Н. Блехер). Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. С помощью взрослого ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Целью проведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине. Большинство игр проводится небольшими группами или индивидуально. Но в некоторых из них можно участвовать всей группой вместе и под наблюдением взрослого.
«Что делают матрешки?
Особенности игры и ее воспитательное значение
В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов – величину. Им предлагается русская народная игрушка – матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.
Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.
Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.
Игровой материал
Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10–12 предметов. При его отсутствии можно использовать два—три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах, а также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.
Описание игры и приемы ее проведения
Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку:
– Посмотрите, какая красавица к нам пришла!
Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит:
– Что—то она тяжелая. Может быть, там что—нибудь есть? Давайте посмотрим!
Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова:
– Матрешка, матрешка, откройся немножко!
Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей. Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что—нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.
Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по—своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие – в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.).
Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение – отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу».
– А теперь наши матрешки пойдут гулять, – предлагает воспитатель. – Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы. – Он поручает кому—то из детей построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.
Далее воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.
– А теперь поиграем по—другому, – говорит воспитатель. – Матрешки будут друг друга прятать. – Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: – Сестричка, сестричка, спрячь меня!
– А ты скажи, какого цвета на мне платочек, – отвечает матрешка, – тогда спрячу!
Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее. Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую.
– Вот она, наша самая большая красавица, – говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом заканчивается.
Правила игры
1. Все действия с матрешками выполняются детьми только после вызова воспитателя.
2. Вызываются для выполнения поручений только те дети, которые играют дружно и не мешают другим.
Советы воспитателю
Роль воспитателя в данной игре своеобразна. Взрослый не только организует игру и обучение, но и является активным ее участником, подавая пример заинтересованности и эстетического отношения к игрушкам.
Очень важно поддерживать интерес к игре от ее начала до конца и обеспечивать постоянную активность всех детей. Для этого, во—первых, давайте поручения отдельным детям от лица всей группы, например: «Кого мы пошлем построить матрешек? Давайте пошлем Мишу» и т. д. Во—вторых, каждый раз для оценки правильности выполнения поручений привлекайте всех участников игры, которые еще не были вызваны. В—третьих, вызывая отдельных детей, предлагайте разные варианты обучающей задачи всем остальным. Учитывая, что в каждой группе есть уверенные в себе или же пассивные дети, склонные отказываться от непривычных действий, можно им в помощь позвать кого—нибудь из более смелых.
Здесь описан самый простой, первоначальный вариант игры. При ее повторении обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Важно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т. п. Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила.
«Раз, два, три – ищи!»
Особенности игры и ее воспитательное значение
Цель – научить ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. У детей уже есть опыт выполнения игровых поручений. Новое заключается в том, чтобы найти предмет (колечко от пирамидки) по представлению о его величине: образец нужного размера сначала дается ребенку в руки, но поиск осуществляется без него.
Правильность своих действий дети проверяют, используя уже знакомый прием накладывания колечка на образец. Это позволяет ребенку осмыслить данный прием как средство самоконтроля. Таким образом, игра подготавливает к самоконтролю, что не только совершенствует восприятие ребенка, но и оказывает влияние на развитие его личности. Предыдущие игры подготавливали детей к успешному решению этой задачи.
Игра имеет контрольный характер. Она позволяет педагогу выяснить, кто из детей уже освоил приемы сравнения и оценки величины, а кто еще нет.
Как и другие коллективные игры, она обогащает социальный опыт детей. Выполнение поручений по словесному сигналу способствует воспитанию выдержки и у тех, кто задействован в процессе, и у тех, кто оценивает его правильность.
Игровой материал
Одноцветные пирамидки (желательно желтые и зеленые) с количеством колец не менее семи. Нужны две—три пирамидки каждого цвета.
Описание игры и приемы ее проведения
Дети усаживаются на свои стульчики, расставленные полукругом, воспитатель раскладывает на двух—трех столах разобранные пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки разных цветов ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает троих детей и каждому из них дает по колечку одного размера. Каждому поручается найти пару к своему колечку точно такого же размера.
– Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? – спрашивает воспитатель малышей по очереди. Если ребенок затрудняется с ответом, предлагает ему подойти к собранной пирамидке и приложить свое кольцо к колечку такой же величины. Затем этим детям предлагает оставить колечки на своих стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины.
Воспитатель предупреждает, что искать колечки можно только после того, как все дети скажут следующие слова: «Раз, два, три – ищи!» Он просит всех сидящих детей повторить вместе с ним их, и с последним словом трое вызванных малышей начинают искать колечки.
– Посмотрим, как они выполнят наше поручение и что они нам принесут, – обращается воспитатель к остальным детям.
Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Убедившись в правильности выбора, он берет оба колечка в руки и показывает их всем детям. Если он убеждается в ошибке, ему разрешается исправить ее, заменив выбранное колечко на другое.
Выполнив задание, дети показывают всем свои колечки, остальные хлопают, говорят: «Мо—лод—цы!» Колечки возвращаются к воспитателю, а малыши садятся на свои места. Кто—либо из детей кладет найденные колечки на столы, затем игра повторяется с участием других детей.
Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
Правила игры
1. Внимательно рассмотреть полученное колечко—образец, постараться запомнить его величину и оставить колечко на стульчике.
2. Искать колечко разрешается только по сигналу «Ищи!»
3. Искать можно колечко любого цвета, но точно такого размера, как образец.
4. Прежде чем показать найденное колечко группе, нужно убедиться в правильности выполнения задания (наложить его на колечко—образец).
Советы воспитателю
Поскольку игра направлена на проверку достижений каждого ребенка, готовясь к ней, следует заранее составить список детей, чтобы в ходе игры отмечать результаты каждого.
Если кто—то не справляется с задачей, можно разрешить ему взять образец с собой, чтобы на месте исправить ошибку. Дети могут брать колечки любого цвета. Соблюдение этого правила способствует отвлечению от несущественного для данной деятельности признака, что очень важно для интеллектуального развития детей.
Проводя эту игру, постарайтесь особое внимание уделить развитию у детей самоконтроля. Следите, чтобы каждый участник игры обязательно проверял себя перед тем, как показать найденное кольцо другим. Не надо препятствовать, если ребенок в ходе выполнения поручения оглядывается на оставленный на стуле образец. Это говорит о том, что малыш нуждается в обновлении зрительного образа и пытается контролировать себя в ходе игровых действий.