Ценность познавательных занятий
Кроме вышеперечисленных, при подготовке детей к школе широко практикуются так называемые познавательные занятия. На них дошкольные педагоги в доступной для детей форме знакомят их с явлениями природы, окружающим миром, природой родного края. Детям старших дошкольных возрастов можно дать первоначальные, самые общие представления о географии, естествознании, ботанике, зоологии. К старшему дошкольному возрасту у многих из них уже есть общие представления о явлениях природы. Они черпают их из общения со взрослыми, телевизионных передач, программ по радио. Но очень часто эти представления носят поверхностный, не всегда верный характер.
На познавательных занятиях в подготовительной группе детского сада детей можно познакомить с особенностями различных физических явлений, закономерностями неживой природы. Любознательность дошкольников растет вместе с их интересом к окружающей действительности. При ознакомлении детей с миром физических явлений надо учитывать возрастные особенности их мышления, восприятия.
Для примера детей можно познакомить со свойствами воды. В исследовании ее свойств каждый ребенок к шестилетнему возрасту в состоянии опираться на собственный опыт. Он уже способен понять, что лед, пар, жидкость, снег – все это разнообразные состояния все той же воды. Задайте детям вопросы, что произойдет с водой, если ее заморозить? Как называется это состояние воды? Если есть возможность, проведите опыт с водой, попросив заморозить воду в специальной формочке, предложите дошкольникам понаблюдать, сколько времени на это понадобится. Попросите детей порассуждать, почему это происходит? Пусть они расскажут, как образуется пар, что происходит с паром? Таким образом произойдет знакомство детей с круговоротом воды в природе. Им будет интересно узнать, что такое привычное с самого раннего детства вещество может быть таким изменчивым и многообразным.
Вода – это быстрая река и спокойное озеро, огромный бурный океан и небольшой деревенский пруд, звонкий ручеек, и даже облако в небе – это тоже вода. Педагог может также рассказать детям о том, какое огромное значение имеет вода в жизни людей. Ведь она приводит в движение мощные турбины, вырабатывающие электричество.
Детей также можно познакомить со свойствами воздуха, например, объяснить, что ветер – это движение воздуха и что во время ветра воздух можно «увидеть». Это – качающиеся ветки деревьев, бегущие по земле листья. Объясните огромное значение воздуха для всего живого.
На занятиях в подготовительной группе педагоги помогают детям открыть восхитительный мир природы. Знакомство с природой способствует развитию любознательности, помогает увидеть интересное в привычном и обыденном, постичь многие явления. Для этого педагогу надо попытаться увидеть окружающую реальность глазами ребенка, постепенно открывающего для себя мир.
Знакомство детей с тем, что их окружает, может стать не только источником новых знаний, но и мощным стимулом для развития исследовательских способностей.
Начинать занятия по изучению родной природы педагогу желательно с учетом смены времен года. Так, осенью, когда дети только еще приходят в подготовительную группу, можно устроить экскурсию в лес или в парк. По ее ходу дети расскажут, какие изменения они видят в окружающей природе по сравнению с прошедшим летом. Они научатся понимать красоту золотой осени, листопада. Предложите им собрать опавшие листья и сделать осенний гербарий. Обращайте их внимание на разнообразие форм и окраски листьев разных растений, на то, что, например, листья клена бывают ярко—желтой и красной окраски, а вот у березы – только желтые листочки, листья дуба желтеют и опадают позже всех остальных.
Здесь можно рассказать дошкольникам, почему деревья сбрасывают на зиму листья, выяснить вместе с ними различия между лиственными и хвойными деревьями, собрать созревшие каштаны, желуди, которые пригодятся для изготовления поделок. Кроме того, обратите внимание детей на птиц. Какие из них улетели на юг, а какие остались зимовать? Попросите назвать известных перелетных птиц, дайте дошкольникам задание изготовить из картона кормушки для птиц.
С приближением зимы обратите внимание детей на уменьшение светового дня, в доступной для их понимания форме объясните, почему это происходит. Дошкольников можно познакомить с термометром, объяснить принцип его действия. На прогулке зимой, когда лежит снег, вместе с детьми рассмотрите снежинки, объясните, что в зависимости от погоды снег бывает разный: липкий, мягкий, из которого дети с удовольствием лепят снеговиков, или наоборот, колючий и сухой при более низкой температуре. На экскурсии или на прогулке желательно внимательно рассмотреть деревья. Дошкольники замечают, что ели и сосны стоят зеленые, а лиственные деревья – обнаженные. Важно связать эти сведения с необходимостью помощи птицам в благополучной зимовке, рассказать о значении птиц в жизни лесов, парков, садов. Попросите ребятишек рассказать, какую пользу птицы приносят деревьям?
Весна приносит много нового и интересного. Изменения происходят с первых весенних деньков до самого лета. Педагог вместе с детишками исследует такие, казалось бы, привычные явления, как постепенное таяние снега, весенняя капель. Дети подмечают, что на различных участках снег тает неравномерно. Почему это происходит? Очень хорошо, если дошкольники обратят при этом внимание на то, что земля в течение дня прогревается неравномерно. С каждым днем дети подмечают происшедшие изменения и рассказывают о них во время занятий, например, на каких деревьях уже появились почки или первые листики, а какие еще «спят», какие цветы первыми распустились, какие перелетные птицы вернулись.
С приходом лета поле наблюдения за природой значительно расширяется. Педагоги могут организовать экскурсию детей совместно с родителями на берег реки, озера, в лес почти на весь день. Дети старшего возраста вполне способны проходить около двух километров. Во время похода можно сделать привал на лесной поляне или на берегу пруда, озера. Лес, луг, поле дают широкий простор для наблюдений. К шестилетнему возрасту дети уже знают названия многих цветов, деревьев и трав. Научите их находить различия между растениями в листьях, стеблях, соцветиях.
В солнечный день уместно рассказать детям о существовании «цветочных часов», показать, какие цветы раскрываются и «засыпают» раньше, какие позже, определить время с помощью цветов. Дошколята в это время с интересом наблюдают за насекомыми. На уроке после такой замечательной экскурсии они с удовольствием ответят на вопросы о том, каких насекомых они знают, как собирают нектар шмели, пчелы, бабочки. Педагог может построить рассказ о том, как пчелы делают мед, а дети дополнят его. Во время похода в лес хорошо обратить внимание дошкольников на муравейник, рассказать им о жизни муравьев, об их значении для леса.
Летом часто бывают грозы, которые у многих вызывают сильный страх. Можно посвятить целое занятие рассказу о сущности этого явления, объяснить в доступной форме причину появления молнии, громовых раскатов. Обратите внимание ребятишек на явления, предшествующие грозе (быстрое, внезапное потемнение неба, сильный ветер, сгоняющий грозовые тучи), на поведение животных и птиц перед грозой, расскажите об основных правилах поведения во время грозы, почему нельзя прятаться под деревом во время грозового ливня.
Дошкольные педагоги и воспитатели могут помочь детям присмотреться к тому, что их окружает, обратить их внимание на те явления, которые станут для дошкольников источником новых знаний и радости.