Организация обучения детей в младшем школьном возрасте
При поступлении в школу у ребенка происходит перестройка отношений с окружающим миром, социумом. Отношение взрослых и сверстников к ребенку в значительной мере определяется тем фактом, что он начинает учиться в школе. Ребенок впервые начинает выполнять социально-значимую деятельность (учебную деятельность), от хода и результатов которой зависят его отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками), у него появляются новые права и обязанности. Школьный учитель для младшего школьника олицетворяет общество, и взаимоотношения с ним являются взаимоотношениями ребенка с обществом, с серьезным миром взрослых.
Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте, она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в психическом развитии младших школьников. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Продуктом учения (не только в младшем школьном возрасте) является не изменение предлагаемого учебного материала, а изменение ребенком самого себя. В совместной деятельности учителя и учащихся постепенно формируются познавательные интересы, учебные умения, развивается способность произвольно управлять своими психическими процессами.
Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте: осознанность и произвольная регуляция процессов познавательной деятельности, поведения; изменения в области самосознания. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий. Итак, младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Впрочем, произвольность мышления остается низкой, преобладает наглядно-образное мышление.
Формирование учебной деятельности младшего школьника является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться.
О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Вне зависимости от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. У них еще не сформированы познавательные мотивы, адекватные учебной деятельности, которую он осуществляет. Поэтому психологи говорят о переходном периоде от дошкольного детства к младшему школьному возрасту, который называют периодом адаптации ребенка к школе. Задача учителей и родителей состоит в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка, умело и эффективно помочь ему преодолеть возникшие трудности. Психолого-педагогический анализ показывает, что у первоклассников чаще всего встречается два вида трудностей: связанные с выполнением требований режима и связанные с налаживанием взаимоотношениё с взрослыми. Распространенным явлением отрицательного характера является также пресыщение занятиями. Внешне оно проявляется в снижении интереса к школе и учебным предметам.
Этого явления можно избежать, если включить в действие дополнительные стимулы учебной деятельности: моральные и материальные (первые в этом возрасте более действенны в силу социальной мотивации учебной деятельности). К числу моральных стимулов относят, например, похвалу, одобрение, постановку ребенка в пример другим детям. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют ситуативно. Их можно применять, сочетая их с моральными стимулами, но не стоит злоупотреблять ими.
Рис. 11.1. Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников процессу к обучения в школе
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами (мотивы учения; учебные задачи; учебные действия; контроль; оценка) в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей, поэтому необходимо анализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.
Особенно важно формирование мотивации учения. Казалось бы, с этим нет особенных трудностей – маленькие школьники в огромном своем большинстве любят учиться. Учение привлекает их как серьезное занятие, поэтому их привлекают уроки, на которых учат, а к урокам, напоминающим деятельность дошкольника, они относятся гораздо холоднее. Очевидно, что такая мотивация учения носит социальный характер, она направлена на процесс учения, а не на его результат. Но задача педагога и родителей состоит в том, чтобы на основе имеющихся широких социальных мотивов учения сформировать познавательную мотивацию. Это в особенности необходимо потому, что социальные мотивы исчерпываются к концу обучения в начальной школе (а у некоторых детей – уже к концу первого года обучения), и тогда родители жалуются: «Мой ребенок не любит учиться».
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является сензитивным для:
¨ формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
¨ усвоения социальных норм, нравственного развития;
¨ становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
¨ раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
¨ развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
¨ развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
¨ развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Первоначально процесс обучения в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности: учебными ситуациями, учебными действиями, контролем и оценкой. В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач, причем воспроизведение этих способов выступает как основная цель учебной работы. Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач. Одно из основных требований психологии - преподавание большинства тем и разделов программы должно происходить на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способов выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса. Если у детей в этом возрасте не сформировано умение преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, то при дальнейшем обучении ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Хорошие результаты в обучении детей младших классов дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры.
Каждый из основных видов деятельности (учение, игра и труд) выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Игра совершенствует предметную деятельность. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для разных видов будущей профессиональной деятельности. Он должен быть разнообразным и интересным для детей.
Общение присутствует во всех видах деятельности. Оно обеспечивает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать людей, их деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип общения и отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества, общественного мнения сверстников.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности», проявляющаяся в кризисе семи лет (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы личности, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Формирование произвольности, центрального психологического новообразования младшего школьного возраста не происходит само собой.
В учебной деятельности, по мнению Л.И. Божович, учитель должен помочь ребенку научиться управлять движениями, преодолеть импульсивность, неусидчивость и запреты мало помогут в этом. Нужно не запрещать и подавлять, а организовать движения детей и научить детей организовывать себя. С формированием произвольности тесно связно умение преодолевать трудности в обучении. Мощным психологическим средством преодоления трудностей в этом возрасте является умение ставить цели, добиваться их достижения и способность контролировать себя. Цель должна быть трудной, но посильной и вовремя поставленной. Формирование произвольности тесно связано с умственным развитием.
Помимо обучения и общения важным источникам умственного развития, особенно в 3-4 классах школы, становятся различные виды искусства и средства массовой коммуникации (печать, телевидение, радио). Они расширяют и углубляют кругозор ребенка, улучшают его знания, повышают уровень эрудиции и общей культуры.
Знакомство с изобразительным искусством углубляет интеллектуально-эмоциональное восприятие мира. Важность театра для развития детей состоит, в частности, в том, что он учит их воспринимать и оценивать людей в разных реальных жизненных ситуациях. Дети, много читающие, обнаруживают большую понятливость, более высокий уровень развития интеллекта. Специфической особенностью детей младшего возраста является то, что в этом возрасте обычно обнаруживаются первые признаки отставания детей в учении, причем в эти годы отставание может быть успешно ликвидировано.
Основные причины отставания в учениив младшем школьном возрасте связаны обычно с обучаемостью и умственным развитием ребенка. Часто причиной низкой обучаемости младших школьников является их слабая память, плохое запоминание материала. Устранить их можно за счет формирования у младших школьников способов эффективного осмысленного запоминания.