Психология педагогического воздействия (на уроке)
Урок – организационная форма развивающего обучения школьников, направлен на реализацию двух основных целей:
¨ интеллектуальное, эмоционально-волевое и личностное развитие ребенка;
¨ формирование у детей знаний, навыков и умений (ЗУН).
Именно на уроке происходит координация и интеграция всех действий учащихся, именно на уроке учитель целостно реализует требования образования и воспитания. Достижение указанных целей возможно на основе следующих принципов:
¨ деятельностного подхода;
¨ индивидуального подхода;
¨ личностного подхода.
Таблица 9.1
Реализация индивидуального, личностного и деятельностного подходов
в учебной деятельности
Наименование подхода | Психологические основы | Пути реализации в учебной деятельности |
Индивидуальный | Индивидуально-типологические особенности учащихся, различия в уровне развития познавательных процессов психики | Использование средств вербальной и невербальной коммуникации, непосредственное обращение к каждому учащемуся, индивидуальные задания, оптимальная нагрузка и темп деятельности, тактичная оценка достижений |
Личностный | Особенности направленности личности, место личности в системе межличностных отношений, подчиненность логики развития психических процессов логике развития личности, превращение психических процессов в сознательные регуляторы действий | Сочетание высокой требовательности и уважения к личности, благоприятная психологическая атмосфера для совместной деятельности и общения, позитивные ожидания в отношении каждого учащегося |
Деятельностный | Психические качества личности в деятельности и проявляются, и формируются | Формирование мотивов, целей, действий, знаний, умений и навыков в процессе учения |
Важно, чтобы на уроке весь класс, каждый ученик в полной мере включились в учебную деятельность, то есть:
¨ испытывали положительную мотивацию (побуждение) в виде интереса, любознательности, наслаждения процессом, самореализации и т.д.;
¨ ясно осознавали цель урока и отдельных его этапов, т.е. заранее видели конечный результат своих усилий;
¨ изменяли предмет своей активности, т.е. не «поглощали» все в готовом виде, а переделывали материал самостоятельно: связывали рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами; пересказывали в уме своими словами; делали записи отдельных мыслей, решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т.д.
Главное для детской активности и творчества – иметь возможность по-своему воспринять цель и способы ее выполнения. Мастерство педагога состоит в том, чтобы дать простор самостоятельности (но под общим руководством учителя).
Каждый школьник – уникально индивидуален и неповторим, т.е. общую задачу каждый ребенок решает в своем индивидуальном «ключе»: один быстро мыслит, но не умеет тщательно реализовать план, другие – медлительные, но педантичны; одни – застенчивы, другие – самоуверенны и т.д., - но при поддержке их индивидуальных особенностей по-своему могут успешно решить учебную задачу. Какие же различия между учащимися нужно учитывать для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, для дифференциации обучения?
Прежде всего, необходимо понять, что в каждом классе учащиеся отличаются друг от друга по следующим показателям: общее развитие (в том числе по состоянию здоровья, работоспособности, выносливости), по типу памяти, степени концентрации внимания, скорости протекания познавательных процессов. Индивидуально-психологические различия учащихся проявляются и в их способности к усвоению и закреплению нового материала, в темпе учебной деятельности. Большое влияние на успеваемость школьников оказывают различия в уровне овладения устной и письменной речью, в скорости чтения. Необходимо учитывать также различия в быстроте и гибкости мышления учеников. Кроме того, «колебания» в успеваемости учащихся существенно определяются различиями в мотивации учебной деятельности.
Обеспечить на уроке индивидуальный подход к каждому ученику – значит вовлечь его в учебный процесс. Это возможно, если вы будете стремиться к непосредственному общению с каждым учащимся. Не забудьте, что для этого есть целая палитра приемов: побуждение, требование, вопросы, подтверждения, подсказка вполголоса, вопросительный или недоуменный взгляд, одобрительные реплики, ободряющий кивок и др.
Весьма действенны средства невербальной коммуникации - жесты и выражение лица учителя. О многом скажет и мимика учащегося - например, о том, понял ли он объяснение, знает ли, как дальше решать задачу.
Возможности непосредственного обращения к каждому ученику существует при любой организационной форме обучения. Особенно благоприятствует этому самостоятельная работа учащихся на уроке. Проходя по рядам, обязательно обращайтесь к ребятам. Одному ученику нужно подсказать, с чего начать выполнение задания; другому – предложить подумать над тем, что в нем основное, а что второстепенное; третьему – обратить внимание на один какой-либо, более узкий вопрос; четвертому – помочь найти другой способ решения и т.д.
Задания для индивидуальной самостоятельной работы желательно подбирать и составлять таким образом, чтобы все учащиеся успешно с ними справились, а наиболее сильные при этом не скучали и интенсивно работали на уроке. Для этого используются карточки с заданиями, материалы по программированному обучению, обучающие программы для ЭВМ.
В ходе учебной беседы старайтесь чаще обращаться к более робким, слабым ученикам, в то же время, не ставя их в неловкое положение. Для таких учащихся деликатное обращение, похвала, одобрение учителя исключительно важны. Учителю необходимо в ходе урока следить за движением мысли и чувства каждого ученика. В случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащихся учитель должен уметь объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность, привести дополнительный, вернуться назад. Это помогает учащимся не только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем. Дисгармония взаимоотношений учителя и учащихся на уроке может стать серьезным препятствием к взаимопониманию и сделать безрезультатными все попытки учителя воздействовать на учеников. Психологические исследования свидетельствуют, что привораживать сердца ребят могут только учителя, работающие творчески и с увлечением.
Индивидуальная учебная работа происходит и при оценке деятельности ученика на уроке. При этом важны обоснование оценки, указание на успехи и достижения, рекомендации. Не забудьте, что одним из показателей успешной индивидуальной работы является активность учащихся на уроке. Хорошо, если от урока к уроку слабые ученики чаще поднимают руку, хотят ответить.
Внимания учителя требуют и сильные, наиболее развитые и подготовленные ученики. Помня о таких учениках, следует иметь под рукой творческие задания, задачи и упражнения повышенной сложности, практиковать домашние задания исследовательского характера. Делайте это спокойно, не подчеркивая преимуществ ребят перед товарищами по классу.
Личностный подход предполагает сочетание высокой требовательности к ребенку на основе высокого уважения его как человека, личности. Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:
¨ не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
¨ не противопоставлять сильных слабым;
¨ не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
¨ замечать даже небольшие успехи слабоуспевающих учащихся, но не подчеркивать это резко;
¨ воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
¨ формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.
Кроме того, личностный подход означает умелую помощь школьнику включиться в круг общения одноклассников, повысить в их глазах свой авторитет. Нельзя на уроке публично подчеркивать те личностные качества ребенка, которые ведут к насмешке со стороны сверстников, исключению из их круга общения. Вышеназванные принципы можно использовать как критерии психолого-педагогического анализа урока.
Повышение эффективности и отдачи урока требует от учителя наличия у него знаний и умений по осуществлению управления познавательной и эмоционально-волевой сферами учащихся. Напомним, что к познавательным процессам относят ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Таблица 9.2