Психологические теории воспитания
Теории воспитания - это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины 20 века наибольшее распространение получили теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием условий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть характеристик личности воспитанию не подлежит. Так считали, например, Э. Кречмер, У. Макдауголл, С. Холл, З. Фрейд. Такие теории называют биогенетическими.Слабым местом теорий этой группы является отождествление развития и биологического созревания, универсальность этих процессов для любого субъекта и независимость от него.
Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории. Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Их недостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть сформированы; 2) из психиатрии и психопатологии известно, что существует связь между болезненными состояниями организма и изменениями в психологии личности больного человека. Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию, хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.
Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групп теорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие личности зависит как от биологических, так и социальных факторов. Сторонники этих теорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.
Таблица 5.1
Психологические теории, объясняющие происхождение,
формирование и развитие личности
Признаки теорий | Биогенетический подход | Социогенетический подход | Психогенетический подход |
Основные категории и понятия | Развитие, созревание, среда | Социализация, научение, роль, жизненное пространство | Эмоции, мотивы, интеллект, эгоцентризм, децентрация |
Как решается проблема детерминации | Ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, основные психологические свойства как бы заложены в самой природе человека и определяют его судьбу | Личностные качества формируются и развиваются под влияние структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми | Не отрицает значения ни биологии, ни социальной среды, но на первый план выдвигает собственно психические процессы |
Типичные недочеты | Универсальность процессов развития и созревания, их независимость от субъекта | Социальное поведение человека объясняется исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден приспосабливаться; не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека | Психическое детерминируется психическим же, следовательно, замыкается на себе |
Пример реализации подхода (теории и их авторы) | Э. Кречмер (конституциональная теория), У. Макдауголл (теория социальных инстинктов), С. Холл (теория рекапитуляции), З. Фрейд (психоанализ) | А. Бандура (теория социального научения), Дж. Мид, Э. Гоффман (символический интеракционизм), К. Левин (теория поля), теории социализации, ролевые теории | Э. Эриксон, А. Фрейд (психодинамические теории), Ж. Пиаже, Дж. Келли (когнитивистские теории), Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу (персонологические теории) |
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.
Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.).
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Колли и др.).
Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).
Современная психология считает, - что личность биосоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему- либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности.
Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное
Психологические теории воспитания различаются также и по тому, какие психологические свойства человека в них подчеркиваются. Например, есть группа теорий, предметом исследования в которой выступают характер человека, черты личности и т.д.
Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем меньше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт.
Что же касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а тем более - высших черт духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды. Утверждается, что их можно воспитывать у человека в течение всей жизни, но для этого необходима специальная практика.
Своеобразно решается вопрос о воспитании личности необихевиористами. Например, Б. Скиннер и его последователи считают, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрения за положительные и наказания за отрицательные реакции, можно преобразовать личность в любом возрасте в нужном направлении. Отечественные же психологи считают, что уже в старшем школьном возрасте для личности характерна относительно устойчивая система нравственных убеждений, жизненных целей и перспектив.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит психологический аспект воспитания?
2. Каковы достоинства косвенных методов воспитания?
3. Каковы недостатки прямых методов воспитания?
4. Сравните воспитательные возможности основных институтов воспитания?
5. Дайте оценку психологическим теориям воспитания и развития личности.