Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками

Не менее сложным для организации плодотворного учебно-воспитательного процесса для педагогов оказывается и ранний юношеский возраст. Юноша – это человек, личность которого приобрела целостный облик, воспринимающий себя уже взрослым, да и требования к нему в большинстве ситуаций предъявляются уже как к взрослому. Тем не менее, достаточно часто и в семье, и в школе он оказывается в позиции ребенка. Возникающее противоречие можно смягчить, изменив манеру преподавания, скорректировав стиль педагогического общения со старшеклассниками, в то время как сохранение навыков, сложившихся при работе с подростками, может служить причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Естественно, при работе учитель должен учитывать все психологические особенности этого возраста. Среди них можно выделить завышение требований к взрослым при снисходительном отношении к своим недостаткам, эмоционально завышенные переживания личных неудач, относительно завышенная самооценка и т. д.

Опасность педагогических конфликтов в этот возрастной период возрастает в связи с необходимостью психологической подготовки старшеклассника к вхождению во взрослую жизнь, профессиональному самоопределению. Морально-психологические травмы, порожденные противоречиями с учителями, администрацией школы могут крайне негативно сказаться на этих процессах. Однако в то же время школьные конфликты могут служить средством повышения нервно-психической устойчивости, поскольку приобретенный таким образом опыт иногда помогает более стойко решать первые проблемы, которые возникают во взрослой жизни.

Сказанное выше вовсе не означает, что в старшем школьном возрасте невозможно бесконфликтное взаимодействие учащихся со своими педагогами. Учителя вполне могут наладить практически бесконфликтные отношения с юношами. Но для этого необходимо, чтобы учитель сумел найти единственно правильный стиль общения и педагогического руководства старшеклассниками, умело сочетал с высокой требовательностью уважение к личности ученика, учитывал его мнение, вел совместный с ним поиск выхода из сложных ситуаций. Если учителю удается это осуществить, то после окончания школы большая часть учеников воспринимает этот этап (особенно по сравнению с подростковым) весьма положительно.

Наиболее распространенной причиной конфликта в юношеском возрасте является ситуация противоборства позиций. Имея уже достаточно устоявшийся взгляд на многие вещи, собственное мнение о том, как следует вести себя в том или ином случае, старшеклассники довольно часто выступают инициаторами конфликта при несовпадении каких-то взглядов. По этой же причине виновником возникновения конфликтной ситуации может стать и учитель. И от степени его профессионализма, такта в отношениях с учениками напрямую зависит степень успешности разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Обобщая причины конфликтов детей рассмотренных выше возрастов с педагогами можно отметить тот факт, что красной нитью через весь период обучения в школе проходит именно проблема оценивания знаний, умений и навыков учащихся. В старшем школьном возрасте, по данным В.И. Журавлева, наблюдаются следующие причины конфликтов, связанных с оцениванием учебных успехов школьников:

¨ использование отметки не по назначению (за поведение, как награда или наказание);

¨ предвзятость и несправедливость преподавателей при выставлении оценок (завышение отличникам, занижение двоечникам);

¨ манипуляции с отметками - двойные отметки в разных школьных документах, уничтожение и исправление ранее выставленных оценок и т. д.;

¨ тенденции к внезапности контроля у учителей, резкое неприятие ими взаимопомощи при затруднениях товарищей;

¨ завышение оценок при снижении требований к знаниям старшеклассника;

¨ влияние на отметку учительских симпатий и антипатий;

¨ зависимость отметки от сиюминутных настроений учителя.

В связи со всем вышеперечисленным становится понятна важность объективности и беспристрастности учителя. Более значимой, чем на предыдущих этапах, становится мотивированная развернутая оценка, когда учитель не просто объявляет результаты урока, но и комментирует ответы школьников, отмечая их достоинства и недостатки.

И таким же актуальным остается значение поведения педагога при общении с учениками, высокий профессионализм не только в смысле знания своего предмета, но и в следовании высоким морально-этическим принципам.

Конфликтные ситуации в вузе

Процессы воспитания и обучения, начатые в семье и средней школе продолжаются в вузе. Основные трудности адаптации студентов к новым требованиям проявляются в основном на первом-втором курсах, когда они только входят в жизнь высшего учебного заведения, овладевают методикой вузовской работы.

Возникающие проблемы и конфликтные ситуации могут существенно отличаться от рассмотренных ранее и характерных для периода учения в школе. Так, иногда оказывается, что специальность или даже вуз выбраны студентом ошибочно в связи с неправильными представлениями о будущей профессии и характере работы по окончании учебного заведения. Сам процесс обучения может оказаться не по силам студенту или кажется ему неинтересным. Бывают случаи, когда у студента выявляется отсутствие умения работать самостоятельно, правильно организовать свой труд и распределить время. Иногда учебные занятия не удовлетворяют студента потому, что учебный материал кажется ему простым и легким и во многом повторяющим школьный курс, в то время как он ждал от вуза немедленного раскрытия каких-то больших научных истин. Поэтому достаточно часто причиной педагогических конфликтов могут быть не только внешние обстоятельства. В частности в роли причин, провоцирующих конфликт, могут выступать несовпадение ожиданий и реальностей студенческой жизни, собственное несоответствие системе требований, предъявляемой студенту системой обучения в вузе.

Другой причиной конфликта с преподавателем может стать настрой студента на полноценную активность только во время сессии, а в течение семестра выполняются лишь самые необходимый минимум работы (с точки зрения студента). Высвободившееся от занятий время используется на личные нужды. Негативным фактором является и отсутствие установки на получение высоких результатов на зачетах и экзаменах, стремление учиться с минимальной затратой сил, необходимой лишь на удовлетворительную сдачу сессии в установленные сроки.

Как и в школе, одной из часто встречающихся причин конфликта остается оценка учебной деятельности студента. На первом месте по силе психологических переживаний, по глубине воздействия на психику стоит экзаменационная сессия и ее результаты. Причиной стресса можно считать противоречие между самооценкой собственных знаний и умений и требуемым по программе их уровнем, хотя в данном случае велика роль индивидуально-психологических особенностей студента.

Конфликт более вероятен, если преподаватель, принимающий экзамен, воспринимается студентом негативно, есть причины бояться его мести за какие-то проступки в течение семестра и т. п. Усиливать субъективный страх перед экзаменом может «традиционная» боязнь какого-либо предмета, слухи о чрезвычайной строгости и требовательности преподавателя, неудачная сдача предшествующего экзамена или сессии, решающая роль именно этой оценки для получения стипендии. Иногда подобные переживания может спровоцировать и сам преподаватель, использующий будущий зачет или экзамен как стимул повышения активности студентов в ходе семестра. Относительно частой причиной конфликтов может быть и необъективность оценок, причем как реальная, так и мнимая - в случае, если преподаватель не объясняет, почему был поставлен тот или иной балл.

Повышать общую конфликтность и преподавателей, и студентов могут и внешние факторы как внутривузовского, так и более широкого плана. Здесь можно назвать плохую организацию учебного процесса, чрезмерную нагрузку по большинству дисциплин, возникшую из-за несогласованности учебного плана факультета, несоответствие каких-либо требований реальным обстоятельствам, задержки в выплате стипендий и зарплат, проблемы с жильем, трудоустройством после окончания вуза и прочее.

Межличностные конфликты среди студентов наблюдаются относительно редко, чаще всего проявляются на младших курсах, в начальный период формирования группы. Социометрические исследования показывают, что пары студентов-первокурсников, выбранные по критерию взаимной симпатии-антипатии обнаруживают следующую тенденцию: большинство пар со взаимной симпатией сохраняют свои отношения и на старших курсах, а пары с взаимным отвержением в основном меняют негативные отношения на нейтральные или даже на положительные.

Таким образом, среди всех возможных причин конфликтов во время обучения в высшем учебной заведении выделяются противоречия дидактического плана между преподавателем и студентом.

Наши рекомендации