Основные проблемы педагогической психологии
В соответствии с предметом, объектом и задачами, которые предстоит решать именно педагогической психологии, перед ней поставлен ряд крупных проблем, теоретическое и практическое решение которых обеспечивает выделение и существование этой самостоятельной области психологических знаний.
Рассмотрим эти проблемы, исходя из их типологии, которую предложил Р.С. Немов. Одной из центральных в развитии детей, по его мнению, является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Сущность анализируемой проблемы состоит в том, что:
¨ во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и конец;
¨ во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному;
¨ в-третьих, необходимо установить все психологические качества ребенка, которые могут быть сформированы и развиваться именно в этом сензитивном периоде;
¨ в-четвертых, требуется точно установить все признаки начала сензитивного периода.
Вторая проблема рассматривает вопросы, которые касаются связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием. Самые существенные из них следующие.
¨ Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет?
¨ Любое ли обучение является развивающим (развивает личность ребенка)?
¨ Существует ли связь между биологическим созреванием организма, обучением и развитием ребенка?
¨ Если - да, то каков характер этой связи?
¨ Как связаны между собой обучение и развитие?
Третья проблема предполагает решение вопросов, затрагивающих общее и возрастное сочетание обучения и воспитания. Известно, что каждый возраст ребенка раскрывает свои особенные, присущие только ему возможности для интеллектуального и личностного роста. Поэтому решение данной проблемы предполагает получение ответов на ряд вопросов.
¨ Являются ли одинаковыми указанные возрастные возможности для всех детей, а также, каким образом можно рационально использовать эти возможности?
¨ Как следует соединять в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие учащихся?
¨ Что должно быть приоритетно для ребенка именно в данный возрастной период обучение или воспитание?
¨ Как определить в интеллектуальном, познавательном или личностном развитии нуждается ребенок в данный период в своей жизни?
Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексность педагогических воздействий. Несмотря на то, что она имеет, на первый взгляд, преимущественно теоретический интерес, ее решение позволяет в значительной степени оптимизировать весь учебно-воспитательный процесс в школе. Ее сущность заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого обязательно сказывается на становлении множества других свойств и, в свою очередь, зависит от них. Кроме этого, она позволяет установить, по каким законам происходит развитие системы психологических качеств личности ребенка, а также в чем состоят ключевые воздействия на нее.
Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В самой обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка. В частности, ее решение предполагает получение ответов на следующие вопросы.
¨ Целесообразно ли начинать обучение детей тогда, когда еще полностью не сформировались у них соответствующие нейрофизиологические структуры?
¨ Может ли обучение влиять на органическое созревание ребенка и, если да, то каковы пределы этого влияния?
¨ Как связаны между собой задатки и способности?
¨ Способны ли задатки сами по себе независимо от обучения превращаться в способности?
Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, обязательно нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:
¨ в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;
¨ в смысле личного уровня развития;
¨ в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.
Кроме этого, здесь принципиальным является вопрос, касающийся методов психодиагностики, которые бы позволяли достоверно определять уровень психологической готовности ребенка к обучению и воспитанию в школе.
Не менее важной является проблема педагогической запущенности ребенка. Под ней подразумевается неспособность ребенка к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, которая вызвана устранимыми причинами, например, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали. Основной вопрос, решаемый здесь – как отличить ребенка, который действительно отстал в своем развитии от педагогически запущенного. А для этого следует разработать надежные и достоверные критерии отбора детей во вспомогательные и специальные школы.
Обеспечение индивидуализации обучения является следующей актуальной современной проблемой педагогической психологии. Ее решение подразумевает необходимость научно-обоснованного разделения детей по определенным группам, которые бы полностью соответствовали имеющимся у них способностям и задаткам, а также применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые наилучшим образом подходят к его индивидуальным особенностям.
Завершает перечень проблем, рассматриваемых педагогической психологией, проблема социальной адаптации и реабилитации. Ее решение позволит ответить на систему вопросов, тесно связанных с оказанием действенной психологической помощи детям, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети, которые много болели, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений.
Обратимся к базовым понятиям, используемым для постановки и решения данной проблемы. Социальная реабилитация- это восстановление нарушенных социальных связей и психики детей, которые являются социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Адаптация школьная (лат. adaptio - приспособлять) - это процесс приспособления ребёнка к условиям школьной жизни, к её нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
В связи с тем, что решение указанных выше проблем требует от педагога высокого уровня профессионализма, в котором значительную часть составляют именно психологические знания, умения и навыки, Р.С. Немов выделяет еще одну, как он указывает, «дополнительную» проблему педагогической психологии. Она оказывается неразрывно связанной с процессомповышения квалификации и переподготовкой учителей и воспитателей в области психологии. Поскольку педагогическая действительность показывает, что психологических знаний, которые даются будущим учителям в вузах явно не хватает, то отсюда вытекает еще одна задача педагогической психологии – определение содержания, объема, средств, методов этой дополнительной психологической подготовки педагогов.