Какие функциональные обязанности возлагаются на должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой?
Эти обязанности детально определяются специальными положениями, регламентирующими деятельность директора школы, его заместителей и других должностных лиц по различным вопросам учебно-воспитательной работы, которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Раскроем наиболее существенные из них.
Функции и обязанности директора школы. Директор школы несет персональную ответственность за деятельность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.
В его обязанности входят:
— правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества и внедрение передового педагогического опыта обучения и воспитания;
— осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса, качеством знаний и личностным развитием учащихся, содержанием и организацией внеклассной работы;
— организация воспитательной работы по профессиональной ориентации учащихся и оказание им помощи в жизненном самоопределении;
— оказание практической помощи и активизация деятельности органов ученического самоуправления, деловое сотрудничество с общественными организациями учителей и учащихся по совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе;
— определение и конкретизация в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязанностей работников школы;
— организация работы и оказание помощи органам родительской общественности;
— осуществление деловых контактов с местными общественными организациями, учреждениями и базовыми предприятиями;
— поддержание необходимого санитарно-гигиенического режима в школе, охрана труда и соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий и других видов деятельности учащихся, учителей и обслуживающего персонала школы;
— укрепление и развитие современной учебно-материальной базы школы;
— прием на работу и увольнение с работы обслуживающего персонала школы;
— представление учителей и других работников школы по согласованию с педагогическим советом школы к поощрениям и награждениям.
Функции и обязанности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. Они включают в себя:
— организацию учебных занятий в школе и воспитательной работы в процессе обучения;
— контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;
— организацию внеклассной учебной работы по различным предметам (предметных кружков, обществ, олимпиад, конкурсов и т.д.);
— регулирование учебной нагрузки учащихся;
— анализ учебно-воспитательной работы школы и составление статистических и письменных отчетов о результатах деятельности педагогического коллектива;
— реализацию и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов образования по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы;
— обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной работы;
— руководство работой предметных методических комиссий (секций) учителей.
Обязанности заместителя директора по воспитательной работе в школе. К ним, в частности, относятся:
— организация и координация внеклассной воспитательной работы с учащимися;
— проведение методической работы с классными руководителями и воспитателями групп продленного дня по совершенствованию воспитания учащихся;
— поддержание деловых контактов с родителями учащихся, руководителями внешкольных детских организаций;
— научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта.
В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.