Чем было обусловлено одностороннее воспитание в эпохи домашинного производства?
Исследуя объективные предпосылки, которые так или иначе влияли на цели воспитания в различные эпохи, научная педагогика связывает их направленность с требованиями общественного производства. Именно характер и уровень развития производства, а также те отношения, которые складываются между людьми в системе этого производства, в конечном итоге и обусловливают соответствующие цели воспитания.
Обозревая историческую эволюцию воспитания, ученые не могли не обратить внимания прежде всего на его особенности в эпохи домашинного производства. Они установили, что в этот период воспитание по-разному осуществлялось по отношению к высшим и низшим сословиям общества, но и в том, и в другом случае оно носило односторонний и дуалистический характер. Высшая, аристократическая прослойка общества целиком посвящала себя интеллектуально-духовной деятельности и чуждалась физического труда. Уделом же большинства населения был малопроизводительный и тяжелый физический труд, по существу лишенный серьезного интеллектуального содержания. Этот разрыв между интеллектуальным и физическим трудом, которым занимались различные сословия людей, и обусловливал односторонний характер их воспитания и развития.
В этом нельзя усматривать лишь одну негативную сторону. Освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного труда позволяло им заниматься наукой, искусством, развивать духовную жизнь, которые достигли значительного расцвета уже в античном обществе и, в частности, в Древней Греции. Здесь впервые зарождается и идея о необходимости всестороннего развития личности, высказанная Платоном и нашедшая свое выражение в формуле "калокагатхии" (от греч. kalós - прекрасный, agathós - добрый).
Педагог М.М.Рубинштейн писал: "Вера в тесное единство добра, истины, красоты, освященное святостью, дала Платону полную возможность и право... требовать всестороннего гармонического развития человека".
Однако эта идея носила ограниченный характер и включала в себя главным образом интеллектуальное и эстетическое формирование личности и развитие культуры тела. Прославленный древнегреческий идеал "гармонической личности", как писал философ В.П.Тугаринов, не требовал ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявлял большие требования к эстетическому и физическому совершенству.
В период средневековья идея о всестороннем развитии личности была предана забвению и на первый план в воспитании стал выступать религиозный аскетизм как средство поддержания божественного благочестия. Выдвинутая вновь в эпоху Возрождения Т.Мором и Т.Кампанеллой, а затем французскими просветителями XVIII в. К.-А.Гельвецием, К.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и другими, эта идея, однако, не могла получить своего практического осуществления, ибо для этого не было соответствующих общественно-экономических предпосылок. Такие предпосылки сложились только с развитием машинного производства.
4. Какие особенности машинного производства обусловили необходимость всестороннего и гармонического развития личности как основной цели (идеала) современного воспитания?
Машинное производство, пришедшее на смену ручному труду, коренным образом изменило характер трудовой деятельности людей и выдвинуло новые требования к их подготовке. Главное в этих изменениях состояло в следующем. При ручном производстве трудовая деятельность человека была тесно связана с предметом труда и непосредственным выполнением производственных операций. Но поскольку ручной труд был малопроизводительным и требовал большого физического напряжения, он поглощал все силы и время большинства людей и фактически серьезно ограничивал их интеллектуальное и духовное развитие. Только небольшая прослойка общества - аристократическая верхушка могла заниматься интеллектуальной и нравственно-эстетической деятельностью, лишаясь, однако, оздоровительно-развивающего влияния физического труда, что обусловливало определенный разрыв между ними.
Машинное производство, наоборот, требовало соединения физического и интеллектуального труда. Связано это было с тем, что радикально изменился характер производственной деятельности человека. Эта деятельность опосредовалась машиной, которая выполняла все производственные операции. Деятельность же человека стала сводиться главным образом к управлению этой машиной и поддержанию ее в рабочем состоянии.
Каждая машина предназначена для выполнения одной-двух производственных операций, что, естественно, до крайних пределов доводит дифференциацию (разделение) труда внутри самого производства, порождает узкую специализацию рабочих. Но технический уровень производства постоянно совершенствуется, нередко в нем происходят настоящие технические перевороты, появляются новые, более сложные машины и механизмы, расширяются комплексная механизация, автоматизация и компьютеризация производства, коренным образом изменяющие характер трудовой деятельности рабочих. Она все более интеллектуализируется, что предъявляет все возрастающие требования к подготовке рабочих.
Чтобы работать на современном производстве, необходимо иметь основательную общеобразовательную и техническую (политехническую) подготовку, широкое умственное развитие, знать устройство и работу машин и быстро овладевать новыми трудовыми операциями, когда на смену устаревшим приходят новые технологии. Сама природа крупного промышленного производства обусловливает необходимость перемены труда, быстрого приобщения рабочего к новым производственным технологиям, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя частичной общественной функции, широко развитым индивидуумом.
Современное общество характеризуется еще более интенсивным развитием машинной индустрии, появлением еще более высоких технологий и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию всех участников общественного производства. Все это в конечном итоге привело к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная общественная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.
Однако к обоснованию необходимости всестороннего развития личности следует подходить и с другой стороны. В преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развить свои многообразные способности и творческие задатки.
Таким образом, и объективные потребности машинного производства, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего и гармонического развития. Поэтому современная школа так или иначе решает эту проблему.