Предмет, объект, задачи и место психологии в системе наук.
Предмет, объект, задачи и место психологии в системе наук.
Предмет – психика, внутренний мир человека. Объект –человек или группа людей.
Задачи –познание особенностей психики людей, закономерности ее возникновения, формирование, функционирование и проявление влияния на поведение и деятельность человека.
Связь психологии с другими науками.
Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.
Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других.
Структура и отрасли психологии.
· Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и качеств личности. Она имеет ряд направлений: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и т.д.
· Сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни.
·Специальная – изучает отклонения в развитии психики и также имеет более узкие отрасли.
Методы психологического исследования.
a) не экспериментальные психологические методы; (Наблюдение)
б) диагностические методы; (тесты)
в) экспериментальные методы; (естественный эксперимент(который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора);моделирующий эксперимент(при проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого);
лабораторный эксперимент.(искусственно созданных условиях))
г) формирующие методы(массовое описание, измерение обобщение).
Этапы исторического развития психологии.
На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека.
II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Понятие психики. Основные функции и свойства психики.
Психика – внутренне состояние человека. По немову психика – это свойство высокоорганизованной живой материи обладающими специфическими органами которые обуславливают наличии психики.
Можно выделить 3 основные функции психики:
отражение воздействий окружающего мира
осознание человеком своего места в окружающем мире
регуляция поведения и деятельности.
Кпсих свойств относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер.
Строение нервной системы.
2 функции: передача информации(периферийная нервная система к мусцам и тп.), интеграция преобразование полученной информации и программирование наиболее адекватных реакций.(ЦНЖ: моз гол и спен.)
Мозг и психика.
Спинной мозгпредставляет собой длинный тяж. Он заполняет полость позвоночного канала и имеет сегментарное строение, соответствующее строению позвоночника.
Головной мозг.Состоит из ствола и больших полушарий. Ствол мозга включает: продолгова-тый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок.
Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.
Класификация ощущений.
Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражение от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.
Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентацию движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах и имеют формы особых нервных телец (Паччини).
экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две группы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.
Свойства восприятий.
Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений.
Константность–мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.
Структурность – восприятие не сумма ощущений, а абстрагированная из них структура.
Осмысленность –восприятие тесно связанно с мышление, пониманием предметов.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Предметность – соотношение сведений внешнего мира к этому миру.отражающую действительность, как воздействие её отдельных предметов относящихся к отдельному классу явлений. Способность человека отражать окруж Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Апперцепция-зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Формы мышления.
Понятие -форма мышления, котораяотражает связь между предметами и явлениями. Суждение -это утверждение или отрицание чего либо. Умозаключение (вывод)-делается на основе нескольких суждений.
Национальный проект «Образование» в Российской Федерации.
5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте приоритетных национальных проектов: "Образование", …
Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
43. Государственная политика в области образования.
Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
44. Формы получения образования в современной России.
В Российской Федерации с учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования (с 1992 г.), самообразования, экстерната.
В последние годы интенсивно развивается дистанционное образование. Допускается сочетание различных форм получения образования.
45. Система образования Российской Федерации.
Дошкольное образование
Общее среднее образование
Дополнительное образование детей
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Дополнительное профессиональное образование.
Сущность процесса обучения.
Сущность процесса обучении - это целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,
- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- овладение научными знаниями умениями, навыками;
-формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений
I. Эмпирический этап.
Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений.
Типы воспитания в семье.
Традиционное воспитание, которое говорит, что ребенок всегда обязан слушаться родителей. Этот тип воспитания противоречив и неэффективен в настоящее время.
Потакающее воспитание, которое работает по принципу: ребенок всегда должен быть довольным. При таком воспитании ребенок вырастает эгоистом.
Развивающее воспитание. Основным принципом такого воспитания является мнение, что ребенок должен быть умным, но необходимо сочетать такое воспитание с нормами морали.
Программирующее воспитание. При таком воспитании ребенка готовят к какому-то определенному будущему, не обращая внимания на его стремления, увлечения и пристрастия.
Эпизодическое воспитание наблюдается в семьях, где родители поглощены работой и карьерой, и ребенку уделяют мало времени.
Благоприятным типом воспитания является личностно-ориентированное воспитание. Оно гармонично развивает ребенка, приобщает его к общечеловеческим ценностям, уважению.
Предмет, объект, задачи и место психологии в системе наук.
Предмет – психика, внутренний мир человека. Объект –человек или группа людей.
Задачи –познание особенностей психики людей, закономерности ее возникновения, формирование, функционирование и проявление влияния на поведение и деятельность человека.
Связь психологии с другими науками.
Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.
Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других.