Психолого-педагогические основы семейного воспитания.
5. Стили семейного воспитания.
6. Содержание семейного воспитания.
Взаимодействие семьи, школы и социума.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее
всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не запечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Н.И. Новиков
1.Социальные проблемы современной семьи
Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей.
Семья -малая, социально-психологическая группа, основанная на браке и /или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.Онаявляется первым и ведущим субъектом воспитания, детей.
В Конвенции о правах ребенка (1983) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Ф.М. Достоевский писал, что семья тоже созидается, а не дается готовой, и никаких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви.
Социальные проблемысовременной семьи:
1) резкое расслоение общества,
2) недостаточная помощь государства,
3) затрудненность социальной и географической мобильности,
4) миграция,
5) ухудшение состояния здоровья населения и семей,
6) демографическая ситуация убыли населения (малодетные - и бездетные семьи),
7) изменение традиционных ролей членов семьи (особенно женщины),
8) рост количества неполных семей (разводы, вдовство, внебрачные семьи),
9) повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы и т.п.),
10) насилие в семье,
11) социальное сиротство,
12) появление нетрадиционных видов семей.
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства.
«Социальное» сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку.
Социальные сироты - это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Семьи социального риска являются главным источником социального сиротства
«Скрытое» социальное сиротство - характеристика, обнаруживаемая у «социального» сиротства в последнее время. Данная характеристика связана с ухудшением условий жизни семьи, падением его нравственных условий и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Причины того, что дети при живых родителях остаются наедине со своей трудной судьбой:
1) урбанизация современного общества,
2) социальные потрясения,
3) интенсивная миграция населения,
4) материальные и жилищные трудности родителей,
5) нездоровые отношения между родителями.
2. Функции семьи
Функции семьи:
1) репродуктивная(продолжение рода),
2) хозяйственно - экономическая,
3) воспитательная(формирование личности ребенка и развитие его способностей; систематическое воспитательное воздействие семёйного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию и изменению своего поведения («И если мы их (детей) учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними»));
4) социальная(являясь малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта);
5) психотерапевтическая(отдушина),
6) рекреативная(восстановительная),
7) регулятивная -регулируются отношения внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом;
8) фелицитологическая - создание условий для счастья каждого члена семьи,
9) коммуникативная.
3. Психолого-педагогическая типология семьи
Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям):
1) по составу семьи:распространенный тип семьи -нуклеарная,состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной. Если в семье есть прародители, их дети и внуки, семья считается расширенной;
2) по количеству детей:однодетные, малодетные, многодетные;
3) по типу главенства в семье: эгалитарная(равноправная),патриархальная, матриархальная;
4) по качеству отношений: счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи (культ силы, страх, изолированность членов семьи и др.) или гармоничные, псевдосолидарные (семьи, в которых наблюдается наличие доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все, в такой семье отсутствует эмоциональная теплота и царствует деспотизм; ребёнок выступает в такой семье как опекаемый и долженствующий опекать), деструктивные (семья отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости) и др.
Типология социального риска (девиантные семьи) - это выделение семей, где по объективным или субъективным причинам, социальное функционирование затруднено.
K ним относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные, с избыточной иждивенческой нагрузкой: многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, детей-инвалидов, неполные; военнослужащих срочной службы, семьи безработных, семьи, проживающие в депрессивных районах, а также семьи с неблагополучными условиями воспитания: алкоголиков, наркоманов, семьи с асоциальным поведением и установками родителей.