ЛЕКЦИЯ № 8. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
ЛЕКЦИЯ № 8. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
План:
1.Социальные проблемы современной семьи.
2. Функции семьи.
3. Психолого-педагогическая типология семьи.
Психолого-педагогические основы семейного воспитания.
5. Стили семейного воспитания.
6. Содержание семейного воспитания.
Взаимодействие семьи, школы и социума.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее
всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не запечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Н.И. Новиков
1.Социальные проблемы современной семьи
Семья является социальным институтом, т.е. устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворения их потребностей.
Семья -малая, социально-психологическая группа, основанная на браке и /или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.Онаявляется первым и ведущим субъектом воспитания, детей.
В Конвенции о правах ребенка (1983) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Ф.М. Достоевский писал, что семья тоже созидается, а не дается готовой, и никаких прав и никаких обязанностей не дается тут готовыми, все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом любви.
Социальные проблемысовременной семьи:
1) резкое расслоение общества,
2) недостаточная помощь государства,
3) затрудненность социальной и географической мобильности,
4) миграция,
5) ухудшение состояния здоровья населения и семей,
6) демографическая ситуация убыли населения (малодетные - и бездетные семьи),
7) изменение традиционных ролей членов семьи (особенно женщины),
8) рост количества неполных семей (разводы, вдовство, внебрачные семьи),
9) повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы и т.п.),
10) насилие в семье,
11) социальное сиротство,
12) появление нетрадиционных видов семей.
Наиболее грозным явлением в последние годы в России стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства.
«Социальное» сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку.
Социальные сироты - это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.
Семьи социального риска являются главным источником социального сиротства
«Скрытое» социальное сиротство - характеристика, обнаруживаемая у «социального» сиротства в последнее время. Данная характеристика связана с ухудшением условий жизни семьи, падением его нравственных условий и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Причины того, что дети при живых родителях остаются наедине со своей трудной судьбой:
1) урбанизация современного общества,
2) социальные потрясения,
3) интенсивная миграция населения,
4) материальные и жилищные трудности родителей,
5) нездоровые отношения между родителями.
2. Функции семьи
Функции семьи:
1) репродуктивная(продолжение рода),
2) хозяйственно - экономическая,
3) воспитательная(формирование личности ребенка и развитие его способностей; систематическое воспитательное воздействие семёйного коллектива на каждого члена семьи в течение всей его жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию и изменению своего поведения («И если мы их (детей) учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними»));
4) социальная(являясь малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта);
5) психотерапевтическая(отдушина),
6) рекреативная(восстановительная),
7) регулятивная -регулируются отношения внутри семьи, с другими людьми, со всем обществом;
8) фелицитологическая - создание условий для счастья каждого члена семьи,
9) коммуникативная.
3. Психолого-педагогическая типология семьи
Типы (формы, модели) семей (по разным основаниям):
1) по составу семьи:распространенный тип семьи -нуклеарная,состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной. Если в семье есть прародители, их дети и внуки, семья считается расширенной;
2) по количеству детей:однодетные, малодетные, многодетные;
3) по типу главенства в семье: эгалитарная(равноправная),патриархальная, матриархальная;
4) по качеству отношений: счастливые, благополучные, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально неблагополучные, дезорганизованные семьи (культ силы, страх, изолированность членов семьи и др.) или гармоничные, псевдосолидарные (семьи, в которых наблюдается наличие доминирующего лидера, которому беспрекословно подчиняются все, в такой семье отсутствует эмоциональная теплота и царствует деспотизм; ребёнок выступает в такой семье как опекаемый и долженствующий опекать), деструктивные (семья отличается изолированностью отдельных ее членов, атмосферой эмоционального напряжения и конфликтности, отсутствием душевной близости) и др.
Типология социального риска (девиантные семьи) - это выделение семей, где по объективным или субъективным причинам, социальное функционирование затруднено.
K ним относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные, с избыточной иждивенческой нагрузкой: многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, детей-инвалидов, неполные; военнослужащих срочной службы, семьи безработных, семьи, проживающие в депрессивных районах, а также семьи с неблагополучными условиями воспитания: алкоголиков, наркоманов, семьи с асоциальным поведением и установками родителей.
Содержанием семейного воспитания является формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов.
В условиях семейного воспитания на первом месте с рождением ребёнка стоит его физическое развитие и воспитание, охрана физического и психического здоровья: создание нормальных санитарных и гигиенических условий. Закаливание, занятие с ним физическими упражнениями, а по мере роста приобщение его к занятиям физкультурой и спортом. Ребенок должен много гулять, находиться на свежем воздухе. Совместные прогулки и экологические экскурсии, походы объединяют всех членов семьи и способствуют укреплению здоровья детей.
В дружной, любящей семье, где все дорожат друг другом и оказывают внимание и поддержку, у ребенка, как правило, хорошее психическое здоровье.
Интеллектуальное развитие детей, подготовка их к школе – очень серьёзный и ответственный момент в жизни семьи. С детьми надо много играть, читать книги, пока они маленькие, использовать развивающие компьютерные игры (но крайне осторожно в меру), много разговаривать и отвечать на все возникающие вопросы. Посещение театров, выставок, музеев расширяет детский кругозор, даёт пищу для ума.
Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научить детей читать и писать, речь идет о формировании положительной мотивации к учению в школе (а не о запугивании дошкольников школой, как это очень часто встречается), развитии мелкой мускулатуры рук, укреплении здоровья, воспитании усидчивости, трудолюбия, укреплении воли и обучении доводить начатое дело до конца. Когда ребенок начинает учиться, нужна постоянная поддерживающая помощь и контроль со стороны родителей.
Формирование самосознания ребенка, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной ориентациив условиях семьи - сложный длительный и противоречивый процесс. Из-за обилия неверных и ошибочных представлений многих родителей о воспитании детей именно этот аспект семейного воспитания больше всего порождает проблемы. Понятие «ценностное отношение к жизни» сравнительно недавно стало входить в общий обиход и практику воспитания. Подавляющая часть родителей ни на сознательном, ни на интуитивном уровне не ставит таких задач перед собой в воспитании детей. Даже социальная и профессиональная ориентация, которые в первую очередь должны осуществляться в семье, не являются значимой проблемой для очень многих родителей, за исключением семей с другой крайностью, когда за маленького ребёнка решают, кем он будет, и вопреки его желаниям, способностям и интересам понуждают приобретать выбранную родителями профессию.
Нравственноеигражданское воспитание детей в семье осуществляются прежде всего на примере родителей и других членов семьи. В.А. Сухомлинский писал, что тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными. Нравственный багаж, с которым дети выйдут в жизнь, определяется поведением родителей, тем, о чем и как говорят, какую систему ценностей внушают своим детям.
Экономическое воспитание осуществляется всем хозяйственным укладом семьи, отношения к деньгам, их зарабатыванию, материальным ценностям и их месту в жизни человека.
Экологическое воспитаниеведётся с помощью общения с природой, осознания места природы в жизни человека. Полезно держать в доме каких – нибудь животных, рыбок, птичек. Если есть участок, ребёнку надо показать все, что на нём растёт, объяснить, почему человеку интересно ухаживать за растениями, учить этому.
Трудовоевоспитание осуществляется на протяжении всего детства ребенка. Он должен в меру своих сил и возможностей иметь определенные поручения, приобщаться к помощи взрослым членам семьи, овладевать всеми сторонами трудовой жизни семьи: учиться готовить, шить, стирать, убираться, делать мелкий ремонт в доме. При этом в зависимости от сил, интересов ребенка надо учитывать половые различия, но в то же время не стоит формировать стойкие установки только на женские или только мужские дела. Жизнь семьи сложна и многообразна, поэтому и девочке могут оказаться полезными в жизни элементарные умения держать молоток в руках, провести несложный ремонт мебели др., а мальчику - готовить, стирать, убираться. И конечно, родителям надо внимательно присматриваться, к чему более склонен ребенок, и чем он проявляет наибольший интерес и успешность, чтобы вместе с ним правильно выбрать будущую специальность.
Эстетическоевоспитание начинается с игрушек, колыбельных песен матери, игр-потешек, поговорок-скороговорок, одежды ребёнка, интерьера помещения, где он находится, эстетики окружающего его жизненного пространства. В семье растут не просто дети, а мальчики и девочки. Воспитание сына и дочери также требует специального внимания и заботы родителей. Прежде всего, здесь важно, чтобы семья была полной. При этом наличие обоих родителей одинаково важно и для мальчика, и для девочки. Очевидно, что первым сознательным и бессознательным образцом для девочки служит мама и другие старшие родственники женского пола, но девочка, выросшая без отца, не имеет образцов (положительных или отрицательных) мужского поведения и общения, нередко ей трудно устанавливать контакты с представителями другого пола. Очень сложные и значимые отношения складываются между мамами и сыновьями, которые не только определяют взаимоотношения выросшего сына в будущем с другим полом, но и вообще являются определяющими и становлении личности и характера будущего мужчины.
Усиление в нашей стране деятельности всевозможных религиозных конфессий ставит вопрос о религиозном воспитании. Но здесь каждый должен определяться сам. Если семья верующая, то, скорее всего, ребёнок. С рождения приобщённый к религии, вырастет верующим человеком. Но этого может и не произойти: по мере взросления он отвернётся от внушаемой ему веры, изберёт другую или вообще откажется от веры. В неверующей семье, бывает, растёт верующий ребёнок. Во всех случаях родители в этом вопросе во-избежании конфликтов, ломки характера и сознания детей, могущих привести и к трагическим последствиям, должны проявлять максимум терпения, осторожности, выдержки и такта.
Весь арсенал методов воспитания, описанный выше, используется в семейном воспитании. Плохо, когда в семье единственными из всего многообразия методов воспитания становятся методы наказания и поощрения с неправильной технологией их применения.
ЛЕКЦИЯ № 8. СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
План:
1.Социальные проблемы современной семьи.
2. Функции семьи.
3. Психолого-педагогическая типология семьи.