Тема 9. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели, методы, формы и средства воспитания
Понятие воспитания. Сущность воспитания. Исторический характер целей воспитания, национальное своеобразие целей воспитания. Цели и задачи гуманистического воспитания. Движущие силы воспитания. Логика воспитания. Структура воспитания. Содержание воспитания. Сопротивление воспитанию. Законы, закономерности, принципы и правила воспитания.
Проблема цели воспитания в современных условиях. Отражение в целях воспитания многообразной сущности человека. Цель воспитания как гармоничное сочетание социального заказа и учеталичностных особенностей воспитанников. Идеальные и реальные цели воспитания. Многоуровневый характер целей воспитания. Своеобразие целей воспитания в различных педагогических парадигмах (дошкольной, школьной, профессионального образования, дополнительного профессионального образования). «Образ выпускника» как цель воспитания конкретного образовательного учреждения. Типы образовательных учреждений по их отношению к педагогическому целеполаганию.
Понятие о методе воспитания и методическом приеме. Классификация методов воспитания. Характеристика основных групп методов воспитания. Психолого-педагогические условия выбора и эффективного применения методов воспитания. Понятие о средствах воспитания. Классификация средств воспитания. Выбор средств воспитания.
Понятие о формах воспитания, их функции. Классификация форм организации воспитательного процесса. Основные типы форм: мероприятия, дела, игры. Методика коллективных творческих дел. Требования к выбору и сочетанию форм воспитательного процесса. Воспитательное дело (мероприятие) как форма воспитательного процесса. Методика подготовки, проведения и анализа воспитательного дела. Игровые формы в воспитательном процессе. Характеристика, классификации и воспитательное значение игр.
Основные понятия: метод воспитания, прием воспитания, классификация, средство воспитания, форма воспитания, мероприятие, дело, коллективное творческое дело, игра.
Вопросы к экзамену:
1. Педагогика как наука, ее предмет и объект.
2. Категориальный аппарат педагогики.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
4. Педагогическая деятельность: особенности, виды, структура.
5. Профессиональная компетентность педагога. Требования к профессионализму деятельности и профессионализму личности педагога.
6. Образование как общественный и культурно-исторический процесс.
7. Образование как исторический процесс.
8. Самообразовательная деятельность человека. Единство образования и самообразования.
9. Методология педагогической науки, ее уровни.
10. Научное исследование в педагогике.
11. Методы педагогического исследования.
12. Сущность процесса обучения.
13. Движущие силы и логика образовательного процесса.
14. Закономерности и принципы обучения.
15. Анализ современных дидактических концепций.
16. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
17. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесс.
18. Двусторонний и личностных характер обучения.
19. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
20. Современные модели организации обучения.
21. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
22. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
23. Государственный образовательный стандарт.
24. Общая характеристика методов обучения.
25. Классификация средств обучения.
26. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.
27. Урок как целостная система. Типы уроков и их структура. Основные требования к современному уроку.
28. Диагностика, контроль и оценивание в процессе обучения.
29. Предметное тестирование, рейтинговая система контроля в обучении.
30. Этапы управления процессом обучения (планирование, организация, стимулирование, контроль, оценка и анализ), их характеристика.
31. Образовательные технологии: понятие, уровни, структура.
32. Классификация образовательных технологий.
33. Характеристика образовательных технологий.
34. Сущность и особенности воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса.
35. Воспитание как компонент социализации человека и средство трансляции культуры.
36. Движущие силы и логика воспитательного процесса.
37. Проблема цели воспитания в современных условиях. Идеальные и реальные цели воспитания. Своеобразие целей воспитания в различных педагогических парадигмах.
38. Цели и задачи гуманистического воспитания.
39. Законы и закономерности воспитания.
40. Принципы и правила воспитания.
41. Базовые теории воспитанияи развития личности. Основные подходы к определению содержания воспитательной работы.
42. Нравственное воспитание. Общечеловеческие ценности как основа содержания нравственного воспитания. Формирование нравственного сознания, суждений, чувств. Выработка привычек нравственного поведения.
43. Эстетическое воспитание в школе, его сущность и основные задачи. Этапы эстетического развития личности. Формирование у учащихся художественного вкуса.
44. Сущность трудового воспитания. Организация трудовой деятельности учащихся. Сущность, основные направления и методы профессиональной ориентации.
45. Восприятие патриотизма и гражданственности.
46. Понятие, цель и основные средства физического воспитания. Внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа (кружки, секции, самостоятельные занятия, соревнования, спортивные праздники, дни здоровья).
47. Формирование научного мировоззрения учащихся. Педагогические условия формирования мировоззрения учащихся. Критерии сформированности мировоззрения.
48. Понятие о методе воспитания и методическом приеме. Классификация методов воспитания, их характеристика.
49. Понятие о средствах воспитания. Классификация средств воспитания, выбор средств воспитания.
50. Понятие о формах воспитания, их функции. Классификация форм организации воспитательного процесса. Требования к выбору и сочетанию форм воспитательного процесса.
Основная литература:
8. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2013.
9. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
10. Педагогика / под ред. Л.П. Кривошеенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
11. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, 2010. – 502 с.
12. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2010. – 574 с.
13. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2008. – 576 с.
Дополнительная литература:
1. Андреева В.И. Педагогика. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.
2. Борытко Н.М. Педагогика. – М.: Академия, 2007. – 492 с.
3. Введение в педагогическую деятельность. / сост. А.С. Роботова и др. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. – Ростов-на –Дону, 2008. – 282 с.
5. Воспиательная деятельность педагога / под общ. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесникова. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
6. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
7. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
9. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Академия, 2007. – 208 с.
10. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. – М.: Высшая школа, 2004. – 156 с.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис Пресс, 2008. – 256 с.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
13. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика. – М.: Триктика, 2008. – 287 с.
14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 223 с.
15. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону, 2005. – 474 с.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 268 с.
17. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
18. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2007. – 175 с.
19. Педагогические технологии / под общ. Ред. В.С. Кукушкина. – Ростов-на-Дону, 2006. – 333 с.
20. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.
21. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Роспедагенство, 1996. – 269 с.
22. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007. – 365 с.
23. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2004. - –84 с.
24. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. –Т.2. – 815 с.
25. Ситаров В.А. Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
26. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе. – М.: Дашков и К, 2002. – 358 с.
27. Харламов И.В. Педагогика. – М.: Гардарики, 2007. – 520 с.
28. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
29. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.