РАЗДЕЛ I. Введение в психологию
Тема 1. Предмет, задачи, методы психологии
Определение психологии. Этапы становления психологии как самостоятельной науки. Предмет психологии на современном этапе развития. Понятие психики, ее функций и проявлений. Особенности психического отражения как базовой функции психики. Мозг и психика. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Структура современной психологии. Основные отрасли психологии. Методология и методы психологии. Понятие о методологии. Уровни методологии. Методологические принципы психологии. Понятие о методе науки. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г. Ананьеву). Характеристика методов исследования, применяющихся в психологии. Этапы психологического исследования. Требования к организации и проведению психологического исследования.
Основные понятия: психология, метод, психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, методология, методологический принцип, наблюдение, экспериаменит, беседа, опрос, интервью, анкетирование, анализ продуктов деятельности, социометрия.
Тема 2. Сознание как высшая форма развития психики
Сознание, факторы, определившие развития сознания у человека. Структура сознания. Значение и личностный смысл. Сознание, бессознательное и предсознание. Проявления бессознательного. Психологическая защита, виды. Коппинг-стратегии поведения, виды коппинг-стратегий поведения. Самосознание как высший уровень развития сознания. Структура самосознания. Самооценка как ядро самосознания. Самооценка и уровень притязаний. Самосознание, Я-концепция и Образ-Я. Самосознание и рефлексия.
Основные понятия: сознание, бессознательное, предсознание, психологическая защита, коппинг-стратегия, самосознание, самопознание, самопонимание, самоконтроль, саморугялиция, самооценка, самоотношение, самоуважение, Я-концепция, Образ-Я, рефлексия.
Тема 3. Деятельность
Понятие о деятельности. Отличие деятельности человека от активности животных. Структура деятельности. Характеристика компонентов деятельности (мотивационно-целевой, операционально-технический, контрольно-оценочный). Внешняя практическая и внутренняя психическая деятельность. Интериоризация и экстериоризация. Освоение человеком деятельности. Формирование умений и навыков. Взаимодействие навыков. Привычки и их роль в поведении человека. Основные виды деятельности и их характеристика. Индивидуальный стиль деятельности и его формирование.
Основные понятия: деятельность, активность.действие, операция, проактивное торможение, ретроактивное торможение, интериоризация, экстериоризация, привычка, навык, умение, мотив, цель, оценка, контроль, интерференция навыков, индивидуальный стиль деятельности.
Тема 4. Личность
Общее понятие о личности. Зарубежные и отечественные теории развития личности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность. Индивидуальный подход. Активность личности, ее источники. Понятие о потребностях как внутреннем источнике развития личности. Классификация потребностей. Понятие о мотивах поведения. Мотивация поведения как проявление потребностей и направленности личности. Формирование личности. Методы изучения личности.
Основные понятия: личность, человек, индивид, субъект деятельности, индивидуальность, потребность, мотив, мотивировка, мотивация, направленность личности, личностный смысл, уровень притязаний, локус контроля, индивид, субъект деятельности, индивидуальность, установка.
РАЗДЕЛ II. Индивидуально-типологические особенности личности
Тема 5. Темперамент
Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Исследование темперамента И.П. Павловым, Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным. Основные свойства и проявления темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.
Основные понятия: темперамент, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов, реактивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.
Тема 6. Характер
Понятие о характере. История учений о характере. Природное и приобретённое в характере.структура характера. черты Характера. Свойства характера. Характер и темперамент. Характер и направленность личности. Акцентуации характера. Формирование характера.
Основные понятия: характер, акцентуация характера, психопатия, черта характера.
Тема 7. Способности
Понятие о способностях. Врожденное и приобретенное в способностях. Задатки как природная предпосылка развития способностей. Способности и склонности. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей, виды способностей, уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность). Развитие способностей. Проблема диагностики способностей.
Основные понятия: способности, задатки, склонности, талант, гениальность, одаренность.