Занятие 6. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
Цель: сформировать научное представление о воспитании в социальном и педагогическом контексте, уяснить смысл основополагающих закономерностей воспитания как социально-педагогического явления.
Основные понятия:воспитание в широком социальном смысле, воспитание в педагогическом смысле, педагогический процесс.
Вопросы:
1. Сущность воспитания как общественного явления, его основные признаки и функции. Социально-исторический характер воспитания.
2. Структура и функции воспитания как педагогического процесса, его характерные признаки. Воспитательная и воспитывающая деятельности.
3. Характеристика основных закономерностей и принципов воспитания и их взаимосвязь.
Методические рекомендации:
На занятии необходимо выделить общие и особенные черты воспитания как общественного явления и воспитания как педагогического процесса. Их соотношение может быть выражено в схеме.
Целесообразно провести грань между педагогическим процессом и воспитанием в широком социальном смысле. Особое внимание следует обратить на закономерности воспитания. Каждая высказанная в ходе коллективного обсуждения идея должна быть проанализирована.
Могут быть проверены предшествующие семинарские и словарные работы студентов.
Литература:
1. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. – Каунас. 1984.
2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-16.
3. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т.1. С. 165-168.
4. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика. 1997. № 4. С.45-52.
5. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание…. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
6. Легенький Г.И. Педагогический процесс как целостная педагогическая система. – Харьков. 1979.
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.
8. Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. № 8. С. 14-20.
9. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.
10. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания. – М., 1986.
Занятие 7. Планирование и план воспитательной работы
Цель: усвоить теоретические основы планирования воспитательной работы, осмыслить логические взаимосвязи планирования с целью, диагностикой и прогнозированием педагогических явлений и процессов. Сформировать умения составления различных планов воспитательной работы исходя из поставленных целей педагогической деятельности.
Основные понятия: планирование, план, планирование воспитательной работы, план воспитательной работы.
Вопросы:
1. Сущность и функции планирования воспитательной работы.
2. Педагогические основы и принципы планирования воспитательной работы .
3. Виды планов воспитательной работы. Содержание, форма и структура планов.
Методические рекомендации:
Первая часть занятия посвящена теоретическому осмыслению вопросов семинара. После обсуждения и рефлексии вопросов микрогруппам предлагается пакет школьных документов (планы воспитательной работы школы, классных руководителей, организатора по воспитательной работе на год, четверть, месяц) для их содержательного и структурного анализа. На основе анализа этих планов микрогруппам предлагается составить и защитить собственные варианты планов воспитательной работы. На доске отражается выработанная совместно схема плана воспитательной работы классного руководителя.
Литература:
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1998.
2. Воронов В. Как составить план работы.//Воспитание школьников. 1999. №4 С.23-28.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности./ Под. ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001
4. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М., 1999.
5. Певрушина Л.В. План воспитательной работы классного руководителя //Классный руководитель. 1999 №3. С.41-49.
6. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие./Под. ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.
7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 1999.
8. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе/ Авт.-составитель Л.А. Байкова и др. – М., 1999.
9. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М., 1999.