Некоторыезаключительныезамечания
Переходвмеждународноммасштабеотметодов,центрированныхна преподавателе,кметодамобразования,базирующимсянарезультатах,получилновый импульсотБолонскогопроцесса,сегоакцентомнастуденто-центрическоеобучениеис требованиембольшейчеткостивструктуреисодержанииучебныхпрограмм.Очевидно, чторезультатыобученияиграютключевуюрольвобеспечениипрозрачности квалификацийиквалификационныхструктур.Крометого,онисерьезноспособствуют
реализацииразличныхлинийдействияБолонскогопроцессанавсемЕвропейском пространствевысшегообразования.
Необходимостьсделатьпроцессыпреподаванияиобученияболеепрозрачнымии более проработанными являетсянастоящимвызовом длявсехвовлеченныхвобразование. Вкраткосрочнойперспективеэтоозначаетрешениезадачиописаниямодулейипрограмм втерминахрезультатовобучения.Вдолгосрочнойжеперспективепринятиеметода результатовобучениямодетспособствоватьразвитиюболеесистематическогоподходак проектированиюпрограммимодулей.Хочетсянадеяться,чтоданнаякнигапоможетвсем намдостойноответитьнавызовыБолонскогопроцесса,атакжевключитьрезультаты обучения в обучающуюиучебную деятельность и в оценочныезадания.
Приложение1: Глоссарий общепринятых терминов
Объяснить:Пролить свет на, раскрыть, обосновать некотороеутверждение.
Анализ:способностьразбиватьинформациюнасоставляющие,например,искать взаимосвязи и идеи. (Таксономия Блума).
Болонский процесс:Попыткасоздать Европейскоепространствовысшего образованияпутемгармонизациистандартовакадемическихстепенейистандартов обеспечения качестваво всей Европе.
Задача:Задачамодуляилипрограммы-этоконкретнаяформулировкаучебных намерений.Онаотноситсякоднойизконкретныхобластей,которуюпреподаватель намерен охватить в блокеобучения.
Знание:Способностьвоспроизвестиилизапомнитьфакты,необязательно понимая их. (ТаксономияБлума).
Иллюстрировать:спомощьюпримеровпрояснитьнекоторуюобласть обсуждения.
Компетенции:"Компетенциипредставляютсобойдинамическуюкомбинацию характеристик,способностейипозиций.Развитиекомпетенцийявляетсяцелью образовательныхпрограмм.Компетенцииформируютсявразличныхкурсовыхединицах иоцениваютсянаразныхэтапах.Онимогутподразделятьсянакомпетенции, относящиесякпредметнойобласти(отражающиеспецификуобластиобучения)и универсальные(общиедля всехстепеней)». ECTS Users’ Guide, 2005).
Конструктивнаясогласованность:Проектированиеучебныхпрограмм, предполагающеесогласованностьобучающейдеятельности,учебнойдеятельностии оценочныхзаданийсрезультатамиобучения.
Кредит:Единица,используемаявЕвропейскойсистемепереносаинакопления кредитов(ECTS).КредитыECTSиспользуютсядляизмеренияучебнойнагрузки студентов втерминахвремени.
Критерииоценивания:Описаниятого,чтодолженсделатьстудент,чтобы подтвердитьдостижениенекоторогорезультатаобучения.
Критиковать:Опираясьнафактыидоказательства,выноситьсуждениео достоинствахаргумента,теорииилимнения.
Курсоваяработа:Задания,предусмотренныедлянекоторогомодуляилиединицы программы.
Модуль:Независимаячастьучебнойнагрузкистудентапопрограммезагод, предусматривающаяотдельныйэкзамен,ясносформулированныерезультатыобученияи соответствующиекритерии оценивания
Накоплениекредитов:Система,вкоторойдляуспешногозавершенияпрограммы необходимо получитьустановленное число кредитов.
Непрерывноеоценивание:оценивание,проходящеевтечениевсегоучебного периодаи влияющеенаитоговон оценивание.
Обобщить:Представитькраткие,четкиеобъясненияилиотчетпонекоторой области.Привести основныемоменты,избегаямелкихподробностей.(Аналогичнотермину очертить).
Обосновать:Раскрытьоснованиядлявыводовилидляпринятиярешений. Сформулировать ответы навозможныевозражения.
Обрисовать: Привести основныехарактеристики или общиеосновынекоторой темы,невдаваясьвподробностиипридаваяособоезначениеструктуреиорганизации этой темы.
Обсудить:Объяснитьипредставитьразличныестороныпроблемыилюбые возможныепоследствия.
Объяснить:Датьподробнуюинформациюпорассматриваемойпроблемеили области.
Описать:Дать подробнуюинформациюпонекоторой теме.
Определять:Указать точноезначение словаилифразы.
Отметочныекритерии:Показателитого,какимтребованиямдолженотвечать студент для получения отметки, болеевысокой, чемудовлетворительный балл по модулю.
Оценивание:Совокупностьписьменных,устныхипрактическихтестов, экзаменов,проектовипортфолио,используемыхдляоценки успеваемостистудентав программноммодулеилив программной единице.
Оценить:Датьоценку,составитьмнение.
Оценка:Способностьсудитьоценностиматериаладляданнойконкретнойцели (Таксономия Блума).
Понимание:способностьпониматьиинтерпретироватьосвоеннуюинформацию. (ТаксономияБлума).
Приложениекдиплому:Дополнениекофициальнойквалификациивыдаетсяв стандартноммеждународномформате.Внемописываетсяхарактер,уровень,контекст, содержаниеистатускурсаобучения,пройденногоиуспешноизавершеногообладателем этой квалификации.
Применение:способностьиспользоватьизученныйматериалвновыхситуациях, например, применять идеи и концепции к решениюпроблем (Таксономия Блума).
Противопоставить:Найти различиямеждудвумя областями.
Процесс:Последовательностьдействий,измеренийилифункций,приводящихк некоторомурезультату.
Различать (дифференцировать):находить отличия.
Рассмотреть:Подробно исследовать некоторую область.
Результатыобучения:формулировкитого,что,какожидается,будетзнать, пониматьи/илибудетвсостояниипродемонстрироватьучащийсяпоокончаниипроцесса обучения.
Рубрика:Рубрика–этооценочныйинструментописаниякритериев,используемых дляоценкиуспеваемостистудентов.Рубрикачеткоопределяет,какбудетоцениваться работастудентов.Обычнорубрикасостоитизнаборакритериевисвязанныхсними отметкамиилибаллами.
Синтез:Способностьсоединятьчастивцелое (ТаксономияБлума).
Сравнивать:Искатьсходствомеждудвумя областями.
Сравнитьипротивопоставить:Найтинекоторыеобщиеточкимеждудвумя областямии показать,какив чемониразличаются.
Суммативноеоценивание:Оценивание,подводящееитогиучебнойдеятельности студентавопределенныймоментвремени,обычновконцемодуляилипрограммы. Использованиесуммативногооцениванияпозволяетвывестиотметку,отражающую достижения студента.
Сформулировать:Прелставитьвкраткой,яснойформебезкаких-либо разъяснений.
Таксономия:Класссификациянаосновеопределенныхкритериев.
Установить:выявитьиопределитьсуществованиенекоторойточкизренияили концепции.
Формативноеоценивание:Типоценивания,котороеслужитисточником информацииобуспеваемостистудентовкакдляпреподавателей,такидлясамих студентов.Формативноеоцениваниеобычнопроводитсявначалепрограммыиливходе ее.Обратнаясвязь,получаемаястудентамиотпреподавателя,помогаетимулучшитьсвою учебу.
Цель:широкаяобщаяформулировкаучебныхнамеренийпреподавателя.Она указывает, чтоименно преподаватель планирует охватить в блокеобучения.
Приложение2:ПримерырезультатовобучениядлямодулейУниверситетского колледжаКорка
Названиемодуля:Биология систем
Код модуля:BL6005
Результаты обучения написаны доктором Шиобан О’Салливан (Siobhan O'Sullivan) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Описатьхарактеристики раковыхклеток.
• Провестиразличиямеждупрото-онкогеномионкогеномнапримерекаждогоиз нихиобяснитьих рольвразвитиирака.
• Иллюстрировать клеточныйциклидифференцироватьегоразличныеэтапы.
• Сравнитьlac-опероны иtrp-оперонысточкизренияфункционированияи регуляции.
• Обсудитьрольрегуляциигеноввбактериальныхсистемахспривлечением соответствующихпримеров.
Названиемодуля:Групповойпроектпопрограммномуобеспечению
Кодмодуля:CS3305
Результаты обучения написаны профессоромДжоном Моррисоном(JohnMorrison) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Определятьплан управленияпроектом.
• Сводитьпланытестированиявтаблицу.
• Сравнитьальтернативныепроцедуры реализации.
• Обсуждатьчрезвычайныепланы.
• Создаватьработающийкодитестироватьреализованныйкодe.
• Планироватьзадания длядостиженияпоставленныхцелей.
• Разрабатыватьинтерфейс “человек-компьютер”.
• Оценитьрезультаты проектасточки зренияисходныхтребований.
• Дифференцироватьхорошиеиплохиечеловеко-машинныеинтерфейсысточки зренияфизическоговзаимодействияиэргономики,необходимыхпользователюпрограмм длядостиженияжелаемогорезультата.
…
Названиемодуля:Экономика–вводныйкурс
Кодмодуля:EC1102
Результаты обучениянаписаныдокторомНоэлемВудсом (NoelWoods)
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Выявлятьосновныеиндикаторы для прогнозирования фондового рынка.
• Описывать иразличатьосновныеэкономическиеиндикаторы.
• Интерпретироватьотчет о национальныхдоходахи расходахИрландии.
• Проводить различие между кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политикой.
• Выполнять экономические расчеты, позволяющие обучаемому с большей ясностью оценить экономическиеконцепции.
• Критиковатьбюджетныерешения, основываясь наэкономическихкритериях.
• Разрабатыватьиинтерпретироватьфинансовуюотчетностьибухгалтерские коэффициентыкомпании.
• Разрабатыватьсоответствующуюбюджетнуюполитикувответнаизмененияв бизнес-цикле.
• Оцениватьустановкибюджетно-налоговой политикиправительства.
Названиемодуля:История образования вИрландии
Кодмодуля:ED401
Результаты обучениянаписаныдоктором ТрейсиКонноли(TraceyConnolly) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Описатьирландскую системуобразования и ееэволюцию.
• Обсудитьустойчивыехарактеристики образования в изучаемый период.
• Применятьнавыкиисторикадля анализапрошлого.
• Анализировать подходы разныхправительствк образованию.
• Предложитьподходы,которыемоглибыбытьиспользованыдляразвития образования в контекстетого времени.
• Выявитьпроблемы,скоторымисталкивалосьирландскоеобразованиявходе своейэволюции.
• Обобщитьпричиныиследствияконкретныхявленийвисторииирландского образования.
…
Названиемодуля:ПолитикаЕвропейскогоСоюза
Кодмодуля:GV1202
Результатыобучениянаписаны докторомМэриС.Мерфи,(MaryсMurphy), Департамент правительства,УниверситетскийколледжКорка
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Объяснитьлогикусоздания Европейского Союза.
• Описатьразличие междунаднационализмомимежправительственностью.
• Критиковатьструктуруи деятельность основныхинститутов ЕС.
• Оценитьполитическое и экономическоезначениеотдельныхлиний действия ЕС
• Прогнозировать будущуюструктуруи характер ЕС.
• Перечислитьпреимущества и недостатки членстваИрландии в ЕС.
• Эффективноивсестороннеисследовать и представлятьинформацию.
• Подвергатьсомнениюсмысл имотивацию политическихсобытий.
• Оригинальноитворческианализироватьинформациювпоискахрешения политическихзадачи проблеми задач.
Названиемодуля:Пенология
Кодмодуля:LW545
Результаты обучениянаписаныдокторомШейн Килкоммис(ShaneKilcommins) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Различатьуголовноеправо, как документ иуголовноеправо вдействии.
• Обрисовать ипроследитьизменения в наказанияхстечениемвремени.
• Установить основные факторы, определяющие наказание в современном обществе.
• Использоватьразличныетеоретическиеподходы куголовно-правовым явлениям.
• Рассмотреть,вкакоймеретакиетеориимогутобъяснитьявлениявсовременном ирландскомобществе.
• Интерпретироватьположенияуголовногоправа,законыирекомедациипо вопросамполитики Ирландии с социально-правовой точки зрения.
• Связатьизменяющеесязначениенаказанияиотношениекнемусизменением значенияуголовного праваиуголовно-процессуальныхнорм.
• Оценитьдействующуюполитикууголовногоправосудиясточкизренияего осуществленияивоздействия(втом,чтокасаетсяобвиняемых,потерпевших,учреждений и политиков).
• Исследовать, в какой степени уголовное право является действительно объективными свободнымот оценочныхсуждений.
Названиемодуля:Микробнаягеномикаокружающейсредымикробов:рольи экологии микроорганизмов вокружающей среде
Код модуля;MB3005
Результаты обучениянаписаныдокторомДжономМоррисси(John Morrissey) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Обрисовать основные классы микробиот, присутствующих в природных экосистемах.
• Объяснить,какфизическая,химическаяибиологическаясредавлияетна жизнедеятельность микроорганизмов.
• Описать,используяпримеры,различныхтипыэкологическихвзаимодействийс участием микроорганизмов.
• Объяснитьобщеезначениемикробных сообществдляфункционирования экосистем.
• Описать,сравнитьипротивопоставитьметоды,приенимыедляизучения микробов и микробных сообществ вокружающей среде.
• Объяснить,используяпримеры,применениеразличныхметодовдляпонимания функции микроорганизмов вприродныхэкосистемах.
Названиемодуля:Методыработыв микробиологии
Код модуля:MB3016
Результаты обучениянаписаныКармейШортисс (CarmeiShortiss)
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Выявитьэтапы,необходимыедлязавершенияэкспериментасамостоятельноив группе.
• Определитьпоследовательностьэтапов,приводящуюкзавершениюэксперимента.
• Подобрать реагенты,культуры,среды и т.д., необходимыедля эксперимента.
• Вестивлабораторнойтетрадичеткиенаучныезаписикаждогоэкспериментаи данных,полученныхвходеэксперимента.
• Оценить полученныеданныесамостоятельно в ходегруппового обусждения.
• Определитьсамостоятельноивходегрупповогообсуждениявыводы,которые можно получить наосновании данныхэксперимента.
• Представитьписьменныйотчет о выполненномэксперименте.
• Представить устный доклад о выполненном эксперименте, с указанием результатов каждого извышеупомянутыхэтапов и обращая особоевниманиенавыводы.
Названиемодуля:Стратегияуправлениявразвивающихсяорганизациях
Код модуля: MG5001
Результаты обучениянаписаныПэтрисКупер(PatriceCooper)
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Обсуждатьосновныетеориистратегическогоуправленияиконкуренции.
• Применять базовые стратегические рамки к прецедентным проблемам и предлагатьрешения.
• Критическиоцениватьприменяемыестратегии,имеющиесяресурсыиварианты стратегии,доступныеорганизации.
• Демонстрировать навыки и способности управления, такие, как ведение переговоров,коммуникация,управлениепроектами,решениепроблемиработавкоманде.
• Оспариватьгосподствующие парадигмыстратегическогомышления.
Названиемодуля:Исследовательскийпроектпопедиатрии
Кодмодуля:PC2007
Результаты обучениянаписаныдокторомЭйлинМэлоун (AileenMalone)
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Определятьграницыисследования,проводитьразличиемеждухорошимиплохим качествомнаучныхисследований,основываясь насоответствующихкритериях.
• Сформулироватьоригинальныйвопросдляисследования.
• Сделатьисчерпывающийобзорлитературы.
• Выявлятьиполучатьдоступкбиблиографическимресурсам,базамданныхи другимисточникаминформации.Сознаватьпреимуществаинедостаткиразличных методовсбораданных.
• Собиратьисходныеданные,используянаиболееподходящиеметодыисследования.
• Распознаватьпредвзятость.
• Интерпретироватьрезультаты исследования.
• Приниматьвовнимание вопросыконфиденциальностииэтики.
• Надлежащимобразомсообщатьрезультатыисследованийввидеписьменнойи устнойпрезентации.
Названиемодуля:Базовыеоперациивхимическойтехнологииитехнологиячастиц
Кодмодуля:PE3002
Результаты обучения написаны доктором ДжономФицПатриком (John Fitzpatrick) Поуспешномзавершении данного модулястуденты должны быть способны:
• Определитьсвойствачастиципорошка,такие,например,какразмерчастиц, содержаниевлаги,плотностьчастиц,объѐмнаяплотность,текучесть/поверхностное трение.
• Длякаждой указаннойоперации:
- Объяснить,каконавыполняется.
- Определятьосновныепеременныевеличины,определяющиекапитальныеи эксплуатационныезатраты.
- Выполнять,гдевозможно,проектныерасчетыдлявычисленияэтихпеременных. Втехслучаях,когдырасчетыневозможны,описать,какделаетсяоценкапеременных.
- Выполнятьэксперименты/лабораторныеопытыдлявычислениязначений параметров,используемыхвпроектныхрасчетах(сушка,фильтрация,псевдосжижение, проектбункера).
• Демонстрировать пониманиетого,каксвойствачастицисвойствапорошкавлияют напроизводство,хранение,транспортировку,разделенияипереработкусистем,состоящих изтвердыхчастиц.
Названиемодуля:Прикладнаятермодинамикаимеханикажидкости
Кодмодуля:PE3001
Результаты обучениянаписаныдокторомЭдмондомБирном(EdmondByrne) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Оценитьлюбуютрубопроводнуюсистемусточкизренияперепададавленияи расходажидкостииспроектироватьсистемунасос-трубопроводовдляламинарногоили турбулентного,одно-или многофазногопотоканьютоновской илиненьютоновской жидкости черезпрямой, разветвленныйилисетевойтрубопровод.
• Выбиратьнасосы,подходящиедляпроцессов,которыевстречаются обрабатывающих отрасляхпромышленности.
• Классифицироватьразличныеэлементарныепоточныесистемыстем,как использоватьуровненияНавье-Стокса,которые,всвоюочередь,описываютэтисистема. Демонстрироватьприменениеэтихуравненийкболеесложнымсистемамспомощью программногообеспечениядлявычислительнойгидродинамики.
• Краткоописатьхарактервысокоскоростногопотокасжимаемойсредыи набросать дросселируемыйпоток.
Названиемодуля:Биоактивныенатуральныепродукты-фармакогнозия
Кодмодуля:PS3005
РезультатыобучениянаписаныдокторомБарбаройДойл-Прествич(BarbaraDoyle- Prestwich)
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Выявлятьразличныеклассывторичныхметаболитов растений.
• Объяснитьсмыслвозникновениявторичныхметаболитоввразличные таксономические группы,вразличныхчастяхрастенийивразныхчастяхмирв(влияние окружающей среды).
• Обсуждатьэтическиепроблемы,связанныеспроизводствомлекарствиз растений,находящихсяподугрозойисчезновения,иответственностьсборщиковэтих растений перед населениемданного региона.
• Разрабатыватьпротоколыповышающейрегуляциивторичныхметаболитовв растенияхспомощью биотехнологического подхода.
• Проводитьлабораторныеэкспериментыпофитонутриентам(сиспользованием титрованияихроматографии)(атакжесиспользованиемметодовгеннойинженериидля изменениянеобходимыхслечебной точки зрения растений).
• Написатьобзорнуюстатьюобъемом3000словповыбраннойтеме,используя опубликованныеисточники.
• Проводить различия между имеющимися стратегиями для этического и рационального использования природныхресурсов.
• Использоватьинформацию,полученнойвходепосещенияпромышленных площадок,дляболееполнойоценкивнедрениясистемыконтролякачества экстрагирования природныхрастительныхпродуктовв промышленныхмасштабах.
• Защищать использованиередкихвидов растений в терапевтическихцелях.
…
Названиемодуля:Сравнительнаяфизиологияи физиология животных
Кодмодуля:ZY3011
Результаты обучениянаписаныдокторовСаройКаллоти(SarahCulloty)
Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:
• Описатьосновныекомпонентыиммунной системы.
• Сравнить иммуннуюсистемупозвоночныхи беспозвоночных.
• Противопоставитьиммунную системупозвоночныхибеспозвоночных.
• Оценитьэффективностьразличныхмеханизмов,используемыхпаразитамидля защиты от реакциихозяина.
• Демонстрироватьпрактическиенавыки,необходимыедляобнаруженияиоценки компонентовиммунной системы.
• Защищатьрезультатылабораторныхисследований внаучной публикации.
Ссылки
[1]Adam,S.(2004)UsingLearningOutcomes:Aconsiderationofthenature,role,application andimplicationsforEuropeaneducationofemployinglearningoutcomesatthelocal,national andinternationallevels.ReportonUnitedKingdomBolognaSeminar,July2004,Herriot-Watt University.
[2]Adam,S.(2006)Anintroductiontolearningoutcomes,inEUABolognaHandbook,Froment E., KohlerJ, PurserL,Wilson L (Eds), article B.2.3-1.Berlin, Raabe.
[3]Allan, J.(1996)Learningoutcomesinhighereducation,StudiesinHigherEducation,21(10) p. 93 – 108.
[4]Anderson,L.W.,&Krathwohl,D.(Eds.)(2001).ATaxonomyforLearning,Teachingand Assessing: A RevisionofBloom's Taxonomy ofEducationalObjectives. New York:Longman.
[5]Biggs,J.(2003a)TeachingforQualityLearningatUniversity.Buckingham:OpenUniversity
Press.
[6] Biggs J. (2003b) Aligningteachingand assessingto course objectives.Teaching and Learning in Higher Education: NewTrendsand Innovations. Universityof Aveiro, 13– 17April2003.
[7]Bingham,J.(1999),GuidetoDevelopingLearningOutcomes.TheLearningandTeaching
Institute Sheffield HallamUniversity, Sheffield:Sheffield HallamUniversity.
[8] Black, P andWilliam, D(1998)Inside the BlackBox: Raising Standardsthrough Classroom Assessment, London: Kings College.
[9]Bloom,B.S.,Engelhart,M.,D.,Furst,E.J,Hill,W.andKrathwohl,D.(1956)Taxonomyof educationalobjectives. Volume I: The cognitive domain.New York:McKay.
[10] Bloom, B.S., Masia, B.B. and Krathwohl, D. R. (1964).Taxonomy ofEducationalObjectives
VolumeII: The Affective Domain.New York:McKay.
[11]Bloom,B.S.(1975)TaxonomyofEducationalObjectives,Book1CognitiveDomain. Longman Publishing.
[12]BritishColumbiaInstituteofTechnology(1996),WritingLearningOutcomes,British
Colombia, Canada:LearningResources Unit.
[13]Brown,S.(1999)InstitutionalStrategiesforAssessment.InBrown,S.andGlasner,A. (Eds), AssessmentMatters in Higher Education. Buckingham:SRHE and OUPress.
[14] Brown, S.,andKnight, P. (1994)AssessingLearnersin Higher Education. London:Kogan. [15]Purser,L.(2003),ReportonCouncilofEuropeSeminaronRecognitionIssuesinthe BolognaProcess,Lisbon,April2002,inBergan,S.(ed),RecognitionIssuesintheBologna Process, http://book.coe.int/EN/ficheouvrage.php?PAGEID=36&lang=EN&produit_aliasid=1618
[16]Dave,R.H.(1970).DevelopingandWritingBehaviouralObjectives.(RJArmstrong,ed.) Tucson, Arizona:EducationalInnovators Press.
[17]Dawson,W.R.(1998),ExtensionstoBloom’sTaxonomyofEducationalObjectives, Sydney, Australia:PutneyPublishing.
[18]Donnelly,RandFitzmaurice,M.(2005).DesigningModulesforLearning.In:Emerging Issuesin the PracticeofUniversity Learning andTeaching, O’Neill, Getal. Dublin :AISHE. [19]ECTSUsers’Guide(2005)Brussels:Directorate-GeneralforEducationandCulture. Available online at:http://ec.europa.eu/education/programmes/socrates/ects/doc/guide_en.pdf [20]Ferris,TandAzizS(2005)ApsychomotorskillsextensiontoBloom’sTaxonomyof EducationObjectivesforengineeringeducation.ExploringInnovationinEducationand Research,March 2005.
[21]Fry,H.,Ketteridge,S.,Marshall(2000)AHandbookforTeachingandLearninginHigher Education. London:Kogan Page.
[22]Gosling,D.andMoon,J.(2001)HowtouseLearningOutcomesandAssessmentCriteria.
London: SEECOffice.
[23]Harden,R.M.(2002a).Developmentsinoutcome-basededucation.MedicalTeacher,24(2) 117 – 120.
[24]Harden,R.M.(2002b).Learningoutcomesandinstructionalobjectives:istherea difference?MedicalTeacher, 24(2) 151– 155.
[25]Harrow,A.(1972)Ataxonomyofthepsychomotordomain-aguidefordeveloping behavioralobjectives.New York:David McKay.
[26]Jenkins, A. & Unwin,D. (2001)Howto write learningoutcomes. Availableonline:
[27]Krathwohl,David,R.(2002)ARevisionofBloom’sTaxonomy:AnOverview.Theoryinto Practice, 41(4).
[28]Mager,R.F.(1984).Preparinginstructionalobjectives.2nded.,Belmont,California: Pitman Learning.
[29]McLean,JandLooker,P.(2006)UniversityofNewSouthWalesLearningandTeaching Unit.Availableonline: http://www.ltu.unsw.edu.au/content/course_prog_support/outcomes.cfm?ss=0
[30] Moon, J. (2002)The ModuleandProgrammeDevelopmentHandbook.London: KoganPage Limited.
[31]O'Neill,G.(2002)Variablesthatinfluenceateacherversusstudent-focusedapproachto teaching. UCD, Centre forTeachingand Learningreport.
[32]Osters,SandTiu,F.(2003),WritingMeasurableLearningoutcomes.Articleavailableon: http://qep.tamu.edu/documents/Writing-Measurable-Learning-Outcomes.pdf
[33] Ramsden, P (2003)Learning to Teachin HigherEducation, London:Routledge.
[34]Shuell,T.J.(1986)Cognitiveconceptionsoflearning,ReviewofEducationalResearch,56: 411-436.
[35]Simpson,E.(1972).Theclassificationofeducationalobjectivesinthepsychomotordomain: The psychomotor domain.Vol. 3. Washington, DC:Gryphon House.
[36]Toohey,S,(1999)DesigningCoursesforHigherEducation.Buckingham:SRHEandOU Press.
[37] University of Central England Educational and Staff Development Unit http://lmu.uce.ac.uk/OUTCOMES/UCE %20Guide %20to %20Learning %20Outcomes
%202006.pdf,http://lmu.uce.ac.uk/outcomes/#4.%20What%20are%20the%20benefits%20of
%20Learning%20Outcomes
(ПереводЕ.Н.Карачаровой)
УолшА., ВеббМ. Пособиепонаписаниюрезультатов обучения Кингстонского университета, 2002
WalshA.,WebbM. GuidetoWritingLearningOutcomes.LearningandTeaching
Development Unit. KingstonUniversity, Surrey.2002
Введение
Данноепособиебылоподготовленоподразделениемуниверситетапоразвитию процессапреподаванияиучениясцельюпомочьпреподавателям,вовлеченнымв обновлениеи модернизацию программподготовки.
Агентствопогарантиикачествавысшегообразованиярекомендоваловузам представлятьдокументациюпопрограммамподготовкиввидеСпецификациипрограмм, которыедолжны бытьнаписанысиспользованиемкомпетентностного подхода.
Данноепособиеявляетсяпопыткойиспользоватьрезультатыобучениявконтексте системызачетныхединиц(кредитнойсистемы)Кингстонскогоуниверситетаи предложить структурузаданныхрезультатов обучения.
Что такоерезультаты обучения?
Результатыобучениявключают,чтодолжензнатьстудент,пониматьиделатьпо окончаниипериодаобучения.
Результатыобученияиспользуютсякакинструментдляразработкимодели программподготовки.
Проектированиемодулейсиспользованиемрезультатовобучения-этодвижениев сторонуболеестудентоцентрированного подходав высшемобразовании.
Особоезначениепридаетсяпереходуотсодержаниямодуля/курса(чему преподавателидолжныучить)крезультатам(чтостудентдолженуметьделатьпосле успешногоокончаниямодуля).Результатыобученияпоказываютстудентам,чтоотних ожидается,стем,чтобыонизнали,чтоделатьдлядостиженияуспешностивосвоении модуля.
ОпытнаписанияРезультатовобученияможеттакжебытьполезным преподавателям,посколькуобеспечиваетимвозможностьрешать,чегодолжныдостичь студенты послеосвоения модуля. Эти достижения включают какзнания, такиумения.
Результаты обученияикредиты (зачетныеединицы)
Системанакопленияипереносакредитов(CAT)Кингстонскогоуниверситета основананаполученииобучающимисязачетныхединиц(кредитов).Основнымиблоками системыCATявляютсязачетныеединицы,которымиоцениваютсярезультатыуспешной учебынаопределенномуровне.ДостиженияРезультатовобученияявляютсяосновойдля присужденияакадемическихкредитов.КаждыйкомплектРезультатовобучения соответствуетнаборузачетныхединиц(кредитномузначению),которыйпоказывает трудозатраты(объемучебноговремени)визучениимодуля.Вдипломноймодульной схемеКингстонскогоуниверситетабольшинствомодулейсоставляет15зачетныхединиц наопределенномуровне.
Одназачетнаяединицасоответствует10минимальнымчасамуспешноговремени обучениястудента.Оновключаетобщийобъемучебноговременистудента(который долженпродемонстрироватьдостижениярезультатовобучения),аименно-контактное время(аудиторноевремя,работастьютороми т.д.),самоуправляемоеучебноевремя (самостоятельнаяработастудента)ивремядляподготовкикоценкеполученныхзнаний (кэкзаменам).В качестве общегоруководстванадоисходитьиз того,чтоодин15- кредитный модуль равен 150 часамучебного времени студента.
ПосколькууспехипоРезультатамобученияоцениваютсяприсуждениемзачетных единиц(кредитов),результатыобычнопишутсянаязыкепороговыхвеличин(значений) образца,т.е.точноопределяяРезультатыОбучения,минимальныйстандарткоторых студентдолжендостичь,чтобысдатьэкзаменпомодулю.ВРезультатыобучения включаютсятедескрипторы,которыепредставляютсущественнуючасть(суть)модуля. Поэтомурезультатыобучения(РО)должныпредставлятьскореенебольшуюгруппу индикаторов,которыеявляютсяфундаментальноважными,нежелидлинныйсписок поверхностных(несущественных)дескрипторовРО.Возможно,модульдолженвключать от4до8показателейрезультатовобучения.Важно,чтобыРОписалисьпостоянно, чтобы гарантировать прозрачность и ясностьмодулей.
Результаты обученияиуровень
Нарядусценностьюкредитов,важнуюрольиграетнабордескрипторов Результатовобучения,каждыйизкоторыхотноситсякопределенномууровню достиженийстудента.Наличествуетразличныйуровеньрезультатаобучениястудента, например,1-ый уровеньпосравнениюс3-имуровнем.Уровень-это«индикатор соответствующеготребования,комплексностииглубиныобученияиавтономии обучаемого».Уровенькаждогокредитасоответствуетопределенномууровню дескриптора.Какуказываетсявдокументе«NorthernIrelandCreditAccumulationand TransferSystem»,«описаниетиповобучениядолжносоответствоватьтребованиям каждогоуровня,накоторомобучаетсястудент».Дескрипторыуровнейявляются руководствомпоуровняможиданийРезультатовуспеховстудентавучебеипомогают установить эквивалентность междудисциплинами.
Результаты обученияиоценка
Оцениваяуспехистудентоввучебе,можнопонять,достиглилиониРезультатов модульногообучения.Видеаледолженсуществоватьцелыйрядоценочныхметодови средств,ионидолжнынапрямуюотражатьоцениваемыерезультаты.Необходимо гарантировать,чтометодыпреподаванияиобучениядаютстудентамвозможность формироватьтребуемыеуменияинавыкиипродемонстрироватьихприоценивании. Например,еслиоцениваетсяумениеработатьвкоманде,студентамдолжнабытьдана возможность работатьв группах.
Критерииоценкиуказывают,какогоуровнязнанийиуменийстудентдолжен достичь,чтобыпродемонстрировать,чтоРезультатыобученияпомодулюимосвоены. Методомоценкиможетбытьнаписание«очеркаобъемомв1500слов»,втовремякак
критериемоценкиявляетсяпредставление«хорошоструктурированногоочерка, состоящего из введения и заключения, соответствующихрекомендаций и библиографии».
Сточкизренияпороговыхзначениймодуля,оценочныекритерииуказывают,что
необходимостудентузнать/уметьдлясдачимодуля.Поэтомуониотличаютсяототметки
- показателя того, насколькохорошо студент соответствует оценочномукритерию.
НаписаниеРезультатовобучения
ВпредисловиикнаписаниюРезультатовобученияКингстонскогоуниверситета говорится:«Дляуспешногоокончаниямодуля,студентдолженуметь/бытьспособен
…».Этоявляетсягарантиейтого,чторезультатысоответственнобудутвыражатьсяпутем использованияглаголовидадутвозможностьстудентампродемонстрировать,чтоони освоили, какихрезультатов достиглипозавершении своейучебы.
ИспользованиенекоторыхглаголоввРезультатахобученияможетзатруднитьв получениисоответствующейоценки.Например,дескрипторырезультатовзнаний(такие, как«знать»и«понимать»)-довольнообщие.Болеецелесообразнодлядемонстрации студентамизнанийиспользоватьтакиеглаголы,как«объяснить»,«обсудить»,
«анализировать»и т. д.
Примеры
Уровень 1Бухгалтерское дело
Дляуспешного окончания модулястудент должен бытьспособен /уметь:
- объяснить значениефинансовой информациидляучреждений иорганизаций.
Уровень 2 Литература
Дляуспешного окончания модуля,студент должен бытьспособен /уметь:
- продемонстрироватьумениекритически оценивать литературныетексты;
Уровень 3Бизнес-стратегия
Дляуспешного окончания модуля,студент должен бытьспособен /уметь:
- проанализироватьи критическиоценитьстратегическиважные выборы,которые проводятся напредприятии.
ПредлагаетсяследующийпереченьглаголовдлянаписанияРезультатовобучения. Основой этого спискаявляется классификация(таксономия) Блума: [17]
Глаголы, свидетельствующиео знании
Определять,описывать,выявлять,отмечать,называть,подчеркивать, воспроизводить,вспоминать,выбирать,констатировать,представлять,извлекать, организовывать,рассказывать,писать,узнавать,измерять,подчеркивать,повторять, соотносить, соответствовать / подходить.
Глаголы, свидетельствующиео понимании
Интерпретировать,переводить,оценивать,объяснять,охватывать,защищать, различать,объяснять,расширять,обобщать,иллюстрировать,приводитьпримеры, пересказывать,предсказывать,писать,подводитьитог/резюмировать,дискутировать/ обсуждать,представлять,составлять,презентовать,подтверждать,иллюстрировать, указывать,находить,выбирать,разъяснять,называть,формулировать,заключать,
противопоставлять, переводить, классифицировать, выражать,сравнивать.
Глаголы, свидетельствующиео применении знаний / понимания
Применять,решать,строить,демонстрировать,подсчитывать,изменять,открывать, управлять,видоизменять,оперировать,предсказывать,подготавливать,производить, рассказывать,показывать,использовать,приводитьпримеры,пояснять,составлять, выбирать,объяснитькак,находить,оценивать,практиковаться,иллюстрировать, проверять, подтверждать.
Глаголы, свидетельствующиеобанализе
Узнавать,различатьмежду,оценивать,анализировать,отличать,иллюстрировать как, выводить заключение, выделять,устанавливать связь, выбирать,разъединять, делить / подразделять,сравнивать,противопоставлять,подтверждать,решать,посвящать,делать вывод,критиковать,задаватьвопрос,диагностировать,категоризировать/ классифицировать,указывать, разъяснять.
Глаголы, свидетельствующиео синтезе
Предлагать,представлять,структурировать,составлятьцелое/интегрировать, формулировать,учить,развивать,сочетать,собирать,создавать,творить,изобретать, проектировать,объяснять,производить,видоизменять,организовывать,планировать, реконструировать,переставлять,рассказывать,реорганизовывать,пересматривать,писать,
суммировать,объяснять,сообщать,изменять/ переделывать,доказывать,приводить в порядок,подбирать,управлять,обобщать,извлекать,заключать,возводить,вызывать, синтезировать, сопоставлять, предлагать,увеличивать / расширять.
Глаголы, свидетельствующиеобоценке
Рассматривать/судить,расценивать,оценивать,сравнивать,противопоставлять, описыватькак,критиковать,различать,объяснять,защищать,оценивать,считать/ исчислять, определять,выбирать, давать оценку,задавать вопрос.
Уровни дескрипторов
(общиеформулировки, описывающиеконтекстобученности студента).
Уровень3
Практический(оперативный) контекст
Контекстобученностипредполагает наличие следующиххарактеристик
- обученностьвкомплексесэлементаминепредсказуемости(невозможности предвидения),ответомнакоторуюможетстатьвыборинновационнойилистандартной техники;
- необходимаяавтономия(врамкахобщегоруководства)припланированиии управлении процессами и ресурсами;
- осведомленностьоличнойответственностиипрофессиональномкодексев управленческойдеятельностииспособностьсоединятьвработеважныеэтические аспекты.
Когнитивные/ интеллектуальные умения (общие) Обучающийся должен продемонстрировать:
- всестороннееиглубокоепознаниекакбольшинствадисциплин,такиобластей специализации,осведомленность о природезнаний;
- способностьсамостоятельноанализироватьновыеиабстрактные (теоретические) данныеи ситуации, используясоответствующуютехнику;
- приминимальномруководствеспособностьсоотносить(трансформировать) абстрактные(теоретические)данныеиконцепцииспоставленнойцельюипринимать новыерешения;
- способностькритическиоцениватьаргументацию(доказательнуюбазу), поддерживающуювыводы/рекомендации,включаядоверие,законностьизначение,а такжеанализироватьпротиворечивую информацию.
Ключевые/ переносимыеумения (общие) Обучающийсядолжен продемонстрировать:
- уверенностьвприменениисвоихсобственныхкритериевприсужденияхив оценке/ разъяснении избранногоподхода;
- уверенностьигибкостьвидентификациииопределениикомплексныхпроблеми способность применятьсоответствующиезнания иумения в ихрешении;
- способностьэффективноипрофессиональноучаствоватьвобсужденияхи детально, четко готовить материалы отчетов;
- способностьэффективновзаимодействоватьвгруппе,включаявнеобходимых случаяхиспользованиеуправленческихнавыковиспособностьвестипереговоры,если необходимо,в конфликтныхситуациях.
Демонстрациявышеназванныхуменийпроисходитвконкретнойпредметной (профессиональной) ситуации.
Степеньиаспектыиспользованияобучающимисяэтихкачест