Некоторыезаключительныезамечания

Переходвмеждународноммасштабеотметодов,центрированныхна преподавателе,кметодамобразования,базирующимсянарезультатах,получилновый импульсотБолонскогопроцесса,сегоакцентомнастуденто-центрическоеобучениеис требованиембольшейчеткостивструктуреисодержанииучебныхпрограмм.Очевидно, чторезультатыобученияиграютключевуюрольвобеспечениипрозрачности квалификацийиквалификационныхструктур.Крометого,онисерьезноспособствуют

реализацииразличныхлинийдействияБолонскогопроцессанавсемЕвропейском пространствевысшегообразования.

Необходимостьсделатьпроцессыпреподаванияиобученияболеепрозрачнымии более проработанными являетсянастоящимвызовом длявсехвовлеченныхвобразование. Вкраткосрочнойперспективеэтоозначаетрешениезадачиописаниямодулейипрограмм втерминахрезультатовобучения.Вдолгосрочнойжеперспективепринятиеметода результатовобучениямодетспособствоватьразвитиюболеесистематическогоподходак проектированиюпрограммимодулей.Хочетсянадеяться,чтоданнаякнигапоможетвсем намдостойноответитьнавызовыБолонскогопроцесса,атакжевключитьрезультаты обучения в обучающуюиучебную деятельность и в оценочныезадания.

Приложение1: Глоссарий общепринятых терминов

Объяснить:Пролить свет на, раскрыть, обосновать некотороеутверждение.

Анализ:способностьразбиватьинформациюнасоставляющие,например,искать взаимосвязи и идеи. (Таксономия Блума).

Болонский процесс:Попыткасоздать Европейскоепространствовысшего образованияпутемгармонизациистандартовакадемическихстепенейистандартов обеспечения качестваво всей Европе.

Задача:Задачамодуляилипрограммы-этоконкретнаяформулировкаучебных намерений.Онаотноситсякоднойизконкретныхобластей,которуюпреподаватель намерен охватить в блокеобучения.

Знание:Способностьвоспроизвестиилизапомнитьфакты,необязательно понимая их. (ТаксономияБлума).

Иллюстрировать:спомощьюпримеровпрояснитьнекоторуюобласть обсуждения.

Компетенции:"Компетенциипредставляютсобойдинамическуюкомбинацию характеристик,способностейипозиций.Развитиекомпетенцийявляетсяцелью образовательныхпрограмм.Компетенцииформируютсявразличныхкурсовыхединицах иоцениваютсянаразныхэтапах.Онимогутподразделятьсянакомпетенции, относящиесякпредметнойобласти(отражающиеспецификуобластиобучения)и универсальные(общиедля всехстепеней)». ECTS Users’ Guide, 2005).

Конструктивнаясогласованность:Проектированиеучебныхпрограмм, предполагающеесогласованностьобучающейдеятельности,учебнойдеятельностии оценочныхзаданийсрезультатамиобучения.

Кредит:Единица,используемаявЕвропейскойсистемепереносаинакопления кредитов(ECTS).КредитыECTSиспользуютсядляизмеренияучебнойнагрузки студентов втерминахвремени.

Критерииоценивания:Описаниятого,чтодолженсделатьстудент,чтобы подтвердитьдостижениенекоторогорезультатаобучения.

Критиковать:Опираясьнафактыидоказательства,выноситьсуждениео достоинствахаргумента,теорииилимнения.

Курсоваяработа:Задания,предусмотренныедлянекоторогомодуляилиединицы программы.

Модуль:Независимаячастьучебнойнагрузкистудентапопрограммезагод, предусматривающаяотдельныйэкзамен,ясносформулированныерезультатыобученияи соответствующиекритерии оценивания

Накоплениекредитов:Система,вкоторойдляуспешногозавершенияпрограммы необходимо получитьустановленное число кредитов.

Непрерывноеоценивание:оценивание,проходящеевтечениевсегоучебного периодаи влияющеенаитоговон оценивание.

Обобщить:Представитькраткие,четкиеобъясненияилиотчетпонекоторой области.Привести основныемоменты,избегаямелкихподробностей.(Аналогичнотермину очертить).

Обосновать:Раскрытьоснованиядлявыводовилидляпринятиярешений. Сформулировать ответы навозможныевозражения.

Обрисовать: Привести основныехарактеристики или общиеосновынекоторой темы,невдаваясьвподробностиипридаваяособоезначениеструктуреиорганизации этой темы.

Обсудить:Объяснитьипредставитьразличныестороныпроблемыилюбые возможныепоследствия.

Объяснить:Датьподробнуюинформациюпорассматриваемойпроблемеили области.

Описать:Дать подробнуюинформациюпонекоторой теме.

Определять:Указать точноезначение словаилифразы.

Отметочныекритерии:Показателитого,какимтребованиямдолженотвечать студент для получения отметки, болеевысокой, чемудовлетворительный балл по модулю.

Оценивание:Совокупностьписьменных,устныхипрактическихтестов, экзаменов,проектовипортфолио,используемыхдляоценки успеваемостистудентав программноммодулеилив программной единице.

Оценить:Датьоценку,составитьмнение.

Оценка:Способностьсудитьоценностиматериаладляданнойконкретнойцели (Таксономия Блума).

Понимание:способностьпониматьиинтерпретироватьосвоеннуюинформацию. (ТаксономияБлума).

Приложениекдиплому:Дополнениекофициальнойквалификациивыдаетсяв стандартноммеждународномформате.Внемописываетсяхарактер,уровень,контекст, содержаниеистатускурсаобучения,пройденногоиуспешноизавершеногообладателем этой квалификации.

Применение:способностьиспользоватьизученныйматериалвновыхситуациях, например, применять идеи и концепции к решениюпроблем (Таксономия Блума).

Противопоставить:Найти различиямеждудвумя областями.

Процесс:Последовательностьдействий,измеренийилифункций,приводящихк некоторомурезультату.

Различать (дифференцировать):находить отличия.

Рассмотреть:Подробно исследовать некоторую область.

Результатыобучения:формулировкитого,что,какожидается,будетзнать, пониматьи/илибудетвсостояниипродемонстрироватьучащийсяпоокончаниипроцесса обучения.

Рубрика:Рубрика–этооценочныйинструментописаниякритериев,используемых дляоценкиуспеваемостистудентов.Рубрикачеткоопределяет,какбудетоцениваться работастудентов.Обычнорубрикасостоитизнаборакритериевисвязанныхсними отметкамиилибаллами.

Синтез:Способностьсоединятьчастивцелое (ТаксономияБлума).

Сравнивать:Искатьсходствомеждудвумя областями.

Сравнитьипротивопоставить:Найтинекоторыеобщиеточкимеждудвумя областямии показать,какив чемониразличаются.

Суммативноеоценивание:Оценивание,подводящееитогиучебнойдеятельности студентавопределенныймоментвремени,обычновконцемодуляилипрограммы. Использованиесуммативногооцениванияпозволяетвывестиотметку,отражающую достижения студента.

Сформулировать:Прелставитьвкраткой,яснойформебезкаких-либо разъяснений.

Таксономия:Класссификациянаосновеопределенныхкритериев.

Установить:выявитьиопределитьсуществованиенекоторойточкизренияили концепции.

Формативноеоценивание:Типоценивания,котороеслужитисточником информацииобуспеваемостистудентовкакдляпреподавателей,такидлясамих студентов.Формативноеоцениваниеобычнопроводитсявначалепрограммыиливходе ее.Обратнаясвязь,получаемаястудентамиотпреподавателя,помогаетимулучшитьсвою учебу.

Цель:широкаяобщаяформулировкаучебныхнамеренийпреподавателя.Она указывает, чтоименно преподаватель планирует охватить в блокеобучения.

Приложение2:ПримерырезультатовобучениядлямодулейУниверситетского колледжаКорка

Названиемодуля:Биология систем

Код модуля:BL6005

Результаты обучения написаны доктором Шиобан О’Салливан (Siobhan O'Sullivan) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Описатьхарактеристики раковыхклеток.

• Провестиразличиямеждупрото-онкогеномионкогеномнапримерекаждогоиз нихиобяснитьих рольвразвитиирака.

• Иллюстрировать клеточныйциклидифференцироватьегоразличныеэтапы.

• Сравнитьlac-опероны иtrp-оперонысточкизренияфункционированияи регуляции.

• Обсудитьрольрегуляциигеноввбактериальныхсистемахспривлечением соответствующихпримеров.

Названиемодуля:Групповойпроектпопрограммномуобеспечению

Кодмодуля:CS3305

Результаты обучения написаны профессоромДжоном Моррисоном(JohnMorrison) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Определятьплан управленияпроектом.

• Сводитьпланытестированиявтаблицу.

• Сравнитьальтернативныепроцедуры реализации.

• Обсуждатьчрезвычайныепланы.

• Создаватьработающийкодитестироватьреализованныйкодe.

• Планироватьзадания длядостиженияпоставленныхцелей.

• Разрабатыватьинтерфейс “человек-компьютер”.

• Оценитьрезультаты проектасточки зренияисходныхтребований.

• Дифференцироватьхорошиеиплохиечеловеко-машинныеинтерфейсысточки зренияфизическоговзаимодействияиэргономики,необходимыхпользователюпрограмм длядостиженияжелаемогорезультата.

Названиемодуля:Экономика–вводныйкурс

Кодмодуля:EC1102

Результаты обучениянаписаныдокторомНоэлемВудсом (NoelWoods)

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Выявлятьосновныеиндикаторы для прогнозирования фондового рынка.

• Описывать иразличатьосновныеэкономическиеиндикаторы.

• Интерпретироватьотчет о национальныхдоходахи расходахИрландии.

• Проводить различие между кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политикой.

• Выполнять экономические расчеты, позволяющие обучаемому с большей ясностью оценить экономическиеконцепции.

• Критиковатьбюджетныерешения, основываясь наэкономическихкритериях.

• Разрабатыватьиинтерпретироватьфинансовуюотчетностьибухгалтерские коэффициентыкомпании.

• Разрабатыватьсоответствующуюбюджетнуюполитикувответнаизмененияв бизнес-цикле.

• Оцениватьустановкибюджетно-налоговой политикиправительства.

Названиемодуля:История образования вИрландии

Кодмодуля:ED401

Результаты обучениянаписаныдоктором ТрейсиКонноли(TraceyConnolly) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Описатьирландскую системуобразования и ееэволюцию.

• Обсудитьустойчивыехарактеристики образования в изучаемый период.

• Применятьнавыкиисторикадля анализапрошлого.

• Анализировать подходы разныхправительствк образованию.

• Предложитьподходы,которыемоглибыбытьиспользованыдляразвития образования в контекстетого времени.

• Выявитьпроблемы,скоторымисталкивалосьирландскоеобразованиявходе своейэволюции.

• Обобщитьпричиныиследствияконкретныхявленийвисторииирландского образования.

Названиемодуля:ПолитикаЕвропейскогоСоюза

Кодмодуля:GV1202

Результатыобучениянаписаны докторомМэриС.Мерфи,(MaryсMurphy), Департамент правительства,УниверситетскийколледжКорка

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Объяснитьлогикусоздания Европейского Союза.

• Описатьразличие междунаднационализмомимежправительственностью.

• Критиковатьструктуруи деятельность основныхинститутов ЕС.

• Оценитьполитическое и экономическоезначениеотдельныхлиний действия ЕС

• Прогнозировать будущуюструктуруи характер ЕС.

• Перечислитьпреимущества и недостатки членстваИрландии в ЕС.

• Эффективноивсестороннеисследовать и представлятьинформацию.

• Подвергатьсомнениюсмысл имотивацию политическихсобытий.

• Оригинальноитворческианализироватьинформациювпоискахрешения политическихзадачи проблеми задач.

Названиемодуля:Пенология

Кодмодуля:LW545

Результаты обучениянаписаныдокторомШейн Килкоммис(ShaneKilcommins) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Различатьуголовноеправо, как документ иуголовноеправо вдействии.

• Обрисовать ипроследитьизменения в наказанияхстечениемвремени.

• Установить основные факторы, определяющие наказание в современном обществе.

• Использоватьразличныетеоретическиеподходы куголовно-правовым явлениям.

• Рассмотреть,вкакоймеретакиетеориимогутобъяснитьявлениявсовременном ирландскомобществе.

• Интерпретироватьположенияуголовногоправа,законыирекомедациипо вопросамполитики Ирландии с социально-правовой точки зрения.

• Связатьизменяющеесязначениенаказанияиотношениекнемусизменением значенияуголовного праваиуголовно-процессуальныхнорм.

• Оценитьдействующуюполитикууголовногоправосудиясточкизренияего осуществленияивоздействия(втом,чтокасаетсяобвиняемых,потерпевших,учреждений и политиков).

• Исследовать, в какой степени уголовное право является действительно объективными свободнымот оценочныхсуждений.

Названиемодуля:Микробнаягеномикаокружающейсредымикробов:рольи экологии микроорганизмов вокружающей среде

Код модуля;MB3005

Результаты обучениянаписаныдокторомДжономМоррисси(John Morrissey) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Обрисовать основные классы микробиот, присутствующих в природных экосистемах.

• Объяснить,какфизическая,химическаяибиологическаясредавлияетна жизнедеятельность микроорганизмов.

• Описать,используяпримеры,различныхтипыэкологическихвзаимодействийс участием микроорганизмов.

• Объяснитьобщеезначениемикробных сообществдляфункционирования экосистем.

• Описать,сравнитьипротивопоставитьметоды,приенимыедляизучения микробов и микробных сообществ вокружающей среде.

• Объяснить,используяпримеры,применениеразличныхметодовдляпонимания функции микроорганизмов вприродныхэкосистемах.

Названиемодуля:Методыработыв микробиологии

Код модуля:MB3016

Результаты обучениянаписаныКармейШортисс (CarmeiShortiss)

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Выявитьэтапы,необходимыедлязавершенияэкспериментасамостоятельноив группе.

• Определитьпоследовательностьэтапов,приводящуюкзавершениюэксперимента.

• Подобрать реагенты,культуры,среды и т.д., необходимыедля эксперимента.

• Вестивлабораторнойтетрадичеткиенаучныезаписикаждогоэкспериментаи данных,полученныхвходеэксперимента.

• Оценить полученныеданныесамостоятельно в ходегруппового обусждения.

• Определитьсамостоятельноивходегрупповогообсуждениявыводы,которые можно получить наосновании данныхэксперимента.

• Представитьписьменныйотчет о выполненномэксперименте.

• Представить устный доклад о выполненном эксперименте, с указанием результатов каждого извышеупомянутыхэтапов и обращая особоевниманиенавыводы.

Названиемодуля:Стратегияуправлениявразвивающихсяорганизациях

Код модуля: MG5001

Результаты обучениянаписаныПэтрисКупер(PatriceCooper)

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Обсуждатьосновныетеориистратегическогоуправленияиконкуренции.

• Применять базовые стратегические рамки к прецедентным проблемам и предлагатьрешения.

• Критическиоцениватьприменяемыестратегии,имеющиесяресурсыиварианты стратегии,доступныеорганизации.

• Демонстрировать навыки и способности управления, такие, как ведение переговоров,коммуникация,управлениепроектами,решениепроблемиработавкоманде.

• Оспариватьгосподствующие парадигмыстратегическогомышления.

Названиемодуля:Исследовательскийпроектпопедиатрии

Кодмодуля:PC2007

Результаты обучениянаписаныдокторомЭйлинМэлоун (AileenMalone)

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Определятьграницыисследования,проводитьразличиемеждухорошимиплохим качествомнаучныхисследований,основываясь насоответствующихкритериях.

• Сформулироватьоригинальныйвопросдляисследования.

• Сделатьисчерпывающийобзорлитературы.

• Выявлятьиполучатьдоступкбиблиографическимресурсам,базамданныхи другимисточникаминформации.Сознаватьпреимуществаинедостаткиразличных методовсбораданных.

• Собиратьисходныеданные,используянаиболееподходящиеметодыисследования.

• Распознаватьпредвзятость.

• Интерпретироватьрезультаты исследования.

• Приниматьвовнимание вопросыконфиденциальностииэтики.

• Надлежащимобразомсообщатьрезультатыисследованийввидеписьменнойи устнойпрезентации.

Названиемодуля:Базовыеоперациивхимическойтехнологииитехнологиячастиц

Кодмодуля:PE3002

Результаты обучения написаны доктором ДжономФицПатриком (John Fitzpatrick) Поуспешномзавершении данного модулястуденты должны быть способны:

• Определитьсвойствачастиципорошка,такие,например,какразмерчастиц, содержаниевлаги,плотностьчастиц,объѐмнаяплотность,текучесть/поверхностное трение.

• Длякаждой указаннойоперации:

- Объяснить,каконавыполняется.

- Определятьосновныепеременныевеличины,определяющиекапитальныеи эксплуатационныезатраты.

- Выполнять,гдевозможно,проектныерасчетыдлявычисленияэтихпеременных. Втехслучаях,когдырасчетыневозможны,описать,какделаетсяоценкапеременных.

- Выполнятьэксперименты/лабораторныеопытыдлявычислениязначений параметров,используемыхвпроектныхрасчетах(сушка,фильтрация,псевдосжижение, проектбункера).

• Демонстрировать пониманиетого,каксвойствачастицисвойствапорошкавлияют напроизводство,хранение,транспортировку,разделенияипереработкусистем,состоящих изтвердыхчастиц.

Названиемодуля:Прикладнаятермодинамикаимеханикажидкости

Кодмодуля:PE3001

Результаты обучениянаписаныдокторомЭдмондомБирном(EdmondByrne) Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Оценитьлюбуютрубопроводнуюсистемусточкизренияперепададавленияи расходажидкостииспроектироватьсистемунасос-трубопроводовдляламинарногоили турбулентного,одно-или многофазногопотоканьютоновской илиненьютоновской жидкости черезпрямой, разветвленныйилисетевойтрубопровод.

• Выбиратьнасосы,подходящиедляпроцессов,которыевстречаются обрабатывающих отрасляхпромышленности.

• Классифицироватьразличныеэлементарныепоточныесистемыстем,как использоватьуровненияНавье-Стокса,которые,всвоюочередь,описываютэтисистема. Демонстрироватьприменениеэтихуравненийкболеесложнымсистемамспомощью программногообеспечениядлявычислительнойгидродинамики.

• Краткоописатьхарактервысокоскоростногопотокасжимаемойсредыи набросать дросселируемыйпоток.

Названиемодуля:Биоактивныенатуральныепродукты-фармакогнозия

Кодмодуля:PS3005

РезультатыобучениянаписаныдокторомБарбаройДойл-Прествич(BarbaraDoyle- Prestwich)

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Выявлятьразличныеклассывторичныхметаболитов растений.

• Объяснитьсмыслвозникновениявторичныхметаболитоввразличные таксономические группы,вразличныхчастяхрастенийивразныхчастяхмирв(влияние окружающей среды).

• Обсуждатьэтическиепроблемы,связанныеспроизводствомлекарствиз растений,находящихсяподугрозойисчезновения,иответственностьсборщиковэтих растений перед населениемданного региона.

• Разрабатыватьпротоколыповышающейрегуляциивторичныхметаболитовв растенияхспомощью биотехнологического подхода.

• Проводитьлабораторныеэкспериментыпофитонутриентам(сиспользованием титрованияихроматографии)(атакжесиспользованиемметодовгеннойинженериидля изменениянеобходимыхслечебной точки зрения растений).

• Написатьобзорнуюстатьюобъемом3000словповыбраннойтеме,используя опубликованныеисточники.

• Проводить различия между имеющимися стратегиями для этического и рационального использования природныхресурсов.

• Использоватьинформацию,полученнойвходепосещенияпромышленных площадок,дляболееполнойоценкивнедрениясистемыконтролякачества экстрагирования природныхрастительныхпродуктовв промышленныхмасштабах.

• Защищать использованиередкихвидов растений в терапевтическихцелях.

Названиемодуля:Сравнительнаяфизиологияи физиология животных

Кодмодуля:ZY3011

Результаты обучениянаписаныдокторовСаройКаллоти(SarahCulloty)

Поуспешномзавершенииданного модуля студентыдолжныбыть способны:

• Описатьосновныекомпонентыиммунной системы.

• Сравнить иммуннуюсистемупозвоночныхи беспозвоночных.

• Противопоставитьиммунную системупозвоночныхибеспозвоночных.

• Оценитьэффективностьразличныхмеханизмов,используемыхпаразитамидля защиты от реакциихозяина.

• Демонстрироватьпрактическиенавыки,необходимыедляобнаруженияиоценки компонентовиммунной системы.

• Защищатьрезультатылабораторныхисследований внаучной публикации.

Ссылки

[1]Adam,S.(2004)UsingLearningOutcomes:Aconsiderationofthenature,role,application andimplicationsforEuropeaneducationofemployinglearningoutcomesatthelocal,national andinternationallevels.ReportonUnitedKingdomBolognaSeminar,July2004,Herriot-Watt University.

[2]Adam,S.(2006)Anintroductiontolearningoutcomes,inEUABolognaHandbook,Froment E., KohlerJ, PurserL,Wilson L (Eds), article B.2.3-1.Berlin, Raabe.

[3]Allan, J.(1996)Learningoutcomesinhighereducation,StudiesinHigherEducation,21(10) p. 93 – 108.

[4]Anderson,L.W.,&Krathwohl,D.(Eds.)(2001).ATaxonomyforLearning,Teachingand Assessing: A RevisionofBloom's Taxonomy ofEducationalObjectives. New York:Longman.

[5]Biggs,J.(2003a)TeachingforQualityLearningatUniversity.Buckingham:OpenUniversity

Press.

[6] Biggs J. (2003b) Aligningteachingand assessingto course objectives.Teaching and Learning in Higher Education: NewTrendsand Innovations. Universityof Aveiro, 13– 17April2003.

[7]Bingham,J.(1999),GuidetoDevelopingLearningOutcomes.TheLearningandTeaching

Institute Sheffield HallamUniversity, Sheffield:Sheffield HallamUniversity.

[8] Black, P andWilliam, D(1998)Inside the BlackBox: Raising Standardsthrough Classroom Assessment, London: Kings College.

[9]Bloom,B.S.,Engelhart,M.,D.,Furst,E.J,Hill,W.andKrathwohl,D.(1956)Taxonomyof educationalobjectives. Volume I: The cognitive domain.New York:McKay.

[10] Bloom, B.S., Masia, B.B. and Krathwohl, D. R. (1964).Taxonomy ofEducationalObjectives

VolumeII: The Affective Domain.New York:McKay.

[11]Bloom,B.S.(1975)TaxonomyofEducationalObjectives,Book1CognitiveDomain. Longman Publishing.

[12]BritishColumbiaInstituteofTechnology(1996),WritingLearningOutcomes,British

Colombia, Canada:LearningResources Unit.

[13]Brown,S.(1999)InstitutionalStrategiesforAssessment.InBrown,S.andGlasner,A. (Eds), AssessmentMatters in Higher Education. Buckingham:SRHE and OUPress.

[14] Brown, S.,andKnight, P. (1994)AssessingLearnersin Higher Education. London:Kogan. [15]Purser,L.(2003),ReportonCouncilofEuropeSeminaronRecognitionIssuesinthe BolognaProcess,Lisbon,April2002,inBergan,S.(ed),RecognitionIssuesintheBologna Process, http://book.coe.int/EN/ficheouvrage.php?PAGEID=36&lang=EN&produit_aliasid=1618

[16]Dave,R.H.(1970).DevelopingandWritingBehaviouralObjectives.(RJArmstrong,ed.) Tucson, Arizona:EducationalInnovators Press.

[17]Dawson,W.R.(1998),ExtensionstoBloom’sTaxonomyofEducationalObjectives, Sydney, Australia:PutneyPublishing.

[18]Donnelly,RandFitzmaurice,M.(2005).DesigningModulesforLearning.In:Emerging Issuesin the PracticeofUniversity Learning andTeaching, O’Neill, Getal. Dublin :AISHE. [19]ECTSUsers’Guide(2005)Brussels:Directorate-GeneralforEducationandCulture. Available online at:http://ec.europa.eu/education/programmes/socrates/ects/doc/guide_en.pdf [20]Ferris,TandAzizS(2005)ApsychomotorskillsextensiontoBloom’sTaxonomyof EducationObjectivesforengineeringeducation.ExploringInnovationinEducationand Research,March 2005.

[21]Fry,H.,Ketteridge,S.,Marshall(2000)AHandbookforTeachingandLearninginHigher Education. London:Kogan Page.

[22]Gosling,D.andMoon,J.(2001)HowtouseLearningOutcomesandAssessmentCriteria.

London: SEECOffice.

[23]Harden,R.M.(2002a).Developmentsinoutcome-basededucation.MedicalTeacher,24(2) 117 – 120.

[24]Harden,R.M.(2002b).Learningoutcomesandinstructionalobjectives:istherea difference?MedicalTeacher, 24(2) 151– 155.

[25]Harrow,A.(1972)Ataxonomyofthepsychomotordomain-aguidefordeveloping behavioralobjectives.New York:David McKay.

[26]Jenkins, A. & Unwin,D. (2001)Howto write learningoutcomes. Availableonline:

[27]Krathwohl,David,R.(2002)ARevisionofBloom’sTaxonomy:AnOverview.Theoryinto Practice, 41(4).

[28]Mager,R.F.(1984).Preparinginstructionalobjectives.2nded.,Belmont,California: Pitman Learning.

[29]McLean,JandLooker,P.(2006)UniversityofNewSouthWalesLearningandTeaching Unit.Availableonline: http://www.ltu.unsw.edu.au/content/course_prog_support/outcomes.cfm?ss=0

[30] Moon, J. (2002)The ModuleandProgrammeDevelopmentHandbook.London: KoganPage Limited.

[31]O'Neill,G.(2002)Variablesthatinfluenceateacherversusstudent-focusedapproachto teaching. UCD, Centre forTeachingand Learningreport.

[32]Osters,SandTiu,F.(2003),WritingMeasurableLearningoutcomes.Articleavailableon: http://qep.tamu.edu/documents/Writing-Measurable-Learning-Outcomes.pdf

[33] Ramsden, P (2003)Learning to Teachin HigherEducation, London:Routledge.

[34]Shuell,T.J.(1986)Cognitiveconceptionsoflearning,ReviewofEducationalResearch,56: 411-436.

[35]Simpson,E.(1972).Theclassificationofeducationalobjectivesinthepsychomotordomain: The psychomotor domain.Vol. 3. Washington, DC:Gryphon House.

[36]Toohey,S,(1999)DesigningCoursesforHigherEducation.Buckingham:SRHEandOU Press.

[37] University of Central England Educational and Staff Development Unit http://lmu.uce.ac.uk/OUTCOMES/UCE %20Guide %20to %20Learning %20Outcomes

%202006.pdf,http://lmu.uce.ac.uk/outcomes/#4.%20What%20are%20the%20benefits%20of

%20Learning%20Outcomes

(ПереводЕ.Н.Карачаровой)

УолшА., ВеббМ. Пособиепонаписаниюрезультатов обучения Кингстонского университета, 2002

WalshA.,WebbM. GuidetoWritingLearningOutcomes.LearningandTeaching

Development Unit. KingstonUniversity, Surrey.2002

Введение

Данноепособиебылоподготовленоподразделениемуниверситетапоразвитию процессапреподаванияиучениясцельюпомочьпреподавателям,вовлеченнымв обновлениеи модернизацию программподготовки.

Агентствопогарантиикачествавысшегообразованиярекомендоваловузам представлятьдокументациюпопрограммамподготовкиввидеСпецификациипрограмм, которыедолжны бытьнаписанысиспользованиемкомпетентностного подхода.

Данноепособиеявляетсяпопыткойиспользоватьрезультатыобучениявконтексте системызачетныхединиц(кредитнойсистемы)Кингстонскогоуниверситетаи предложить структурузаданныхрезультатов обучения.

Что такоерезультаты обучения?

Результатыобучениявключают,чтодолжензнатьстудент,пониматьиделатьпо окончаниипериодаобучения.

Результатыобученияиспользуютсякакинструментдляразработкимодели программподготовки.

Проектированиемодулейсиспользованиемрезультатовобучения-этодвижениев сторонуболеестудентоцентрированного подходав высшемобразовании.

Особоезначениепридаетсяпереходуотсодержаниямодуля/курса(чему преподавателидолжныучить)крезультатам(чтостудентдолженуметьделатьпосле успешногоокончаниямодуля).Результатыобученияпоказываютстудентам,чтоотних ожидается,стем,чтобыонизнали,чтоделатьдлядостиженияуспешностивосвоении модуля.

ОпытнаписанияРезультатовобученияможеттакжебытьполезным преподавателям,посколькуобеспечиваетимвозможностьрешать,чегодолжныдостичь студенты послеосвоения модуля. Эти достижения включают какзнания, такиумения.

Результаты обученияикредиты (зачетныеединицы)

Системанакопленияипереносакредитов(CAT)Кингстонскогоуниверситета основананаполученииобучающимисязачетныхединиц(кредитов).Основнымиблоками системыCATявляютсязачетныеединицы,которымиоцениваютсярезультатыуспешной учебынаопределенномуровне.ДостиженияРезультатовобученияявляютсяосновойдля присужденияакадемическихкредитов.КаждыйкомплектРезультатовобучения соответствуетнаборузачетныхединиц(кредитномузначению),которыйпоказывает трудозатраты(объемучебноговремени)визучениимодуля.Вдипломноймодульной схемеКингстонскогоуниверситетабольшинствомодулейсоставляет15зачетныхединиц наопределенномуровне.

Одназачетнаяединицасоответствует10минимальнымчасамуспешноговремени обучениястудента.Оновключаетобщийобъемучебноговременистудента(который долженпродемонстрироватьдостижениярезультатовобучения),аименно-контактное время(аудиторноевремя,работастьютороми т.д.),самоуправляемоеучебноевремя (самостоятельнаяработастудента)ивремядляподготовкикоценкеполученныхзнаний (кэкзаменам).В качестве общегоруководстванадоисходитьиз того,чтоодин15- кредитный модуль равен 150 часамучебного времени студента.

ПосколькууспехипоРезультатамобученияоцениваютсяприсуждениемзачетных единиц(кредитов),результатыобычнопишутсянаязыкепороговыхвеличин(значений) образца,т.е.точноопределяяРезультатыОбучения,минимальныйстандарткоторых студентдолжендостичь,чтобысдатьэкзаменпомодулю.ВРезультатыобучения включаютсятедескрипторы,которыепредставляютсущественнуючасть(суть)модуля. Поэтомурезультатыобучения(РО)должныпредставлятьскореенебольшуюгруппу индикаторов,которыеявляютсяфундаментальноважными,нежелидлинныйсписок поверхностных(несущественных)дескрипторовРО.Возможно,модульдолженвключать от4до8показателейрезультатовобучения.Важно,чтобыРОписалисьпостоянно, чтобы гарантировать прозрачность и ясностьмодулей.

Результаты обученияиуровень

Нарядусценностьюкредитов,важнуюрольиграетнабордескрипторов Результатовобучения,каждыйизкоторыхотноситсякопределенномууровню достиженийстудента.Наличествуетразличныйуровеньрезультатаобучениястудента, например,1-ый уровеньпосравнениюс3-имуровнем.Уровень-это«индикатор соответствующеготребования,комплексностииглубиныобученияиавтономии обучаемого».Уровенькаждогокредитасоответствуетопределенномууровню дескриптора.Какуказываетсявдокументе«NorthernIrelandCreditAccumulationand TransferSystem»,«описаниетиповобучениядолжносоответствоватьтребованиям каждогоуровня,накоторомобучаетсястудент».Дескрипторыуровнейявляются руководствомпоуровняможиданийРезультатовуспеховстудентавучебеипомогают установить эквивалентность междудисциплинами.

Результаты обученияиоценка

Оцениваяуспехистудентоввучебе,можнопонять,достиглилиониРезультатов модульногообучения.Видеаледолженсуществоватьцелыйрядоценочныхметодови средств,ионидолжнынапрямуюотражатьоцениваемыерезультаты.Необходимо гарантировать,чтометодыпреподаванияиобучениядаютстудентамвозможность формироватьтребуемыеуменияинавыкиипродемонстрироватьихприоценивании. Например,еслиоцениваетсяумениеработатьвкоманде,студентамдолжнабытьдана возможность работатьв группах.

Критерииоценкиуказывают,какогоуровнязнанийиуменийстудентдолжен достичь,чтобыпродемонстрировать,чтоРезультатыобученияпомодулюимосвоены. Методомоценкиможетбытьнаписание«очеркаобъемомв1500слов»,втовремякак

критериемоценкиявляетсяпредставление«хорошоструктурированногоочерка, состоящего из введения и заключения, соответствующихрекомендаций и библиографии».

Сточкизренияпороговыхзначениймодуля,оценочныекритерииуказывают,что

необходимостудентузнать/уметьдлясдачимодуля.Поэтомуониотличаютсяототметки

- показателя того, насколькохорошо студент соответствует оценочномукритерию.

НаписаниеРезультатовобучения

ВпредисловиикнаписаниюРезультатовобученияКингстонскогоуниверситета говорится:«Дляуспешногоокончаниямодуля,студентдолженуметь/бытьспособен

…».Этоявляетсягарантиейтого,чторезультатысоответственнобудутвыражатьсяпутем использованияглаголовидадутвозможностьстудентампродемонстрировать,чтоони освоили, какихрезультатов достиглипозавершении своейучебы.

ИспользованиенекоторыхглаголоввРезультатахобученияможетзатруднитьв получениисоответствующейоценки.Например,дескрипторырезультатовзнаний(такие, как«знать»и«понимать»)-довольнообщие.Болеецелесообразнодлядемонстрации студентамизнанийиспользоватьтакиеглаголы,как«объяснить»,«обсудить»,

«анализировать»и т. д.

Примеры

Уровень 1Бухгалтерское дело

Дляуспешного окончания модулястудент должен бытьспособен /уметь:

- объяснить значениефинансовой информациидляучреждений иорганизаций.

Уровень 2 Литература

Дляуспешного окончания модуля,студент должен бытьспособен /уметь:

- продемонстрироватьумениекритически оценивать литературныетексты;

Уровень 3Бизнес-стратегия

Дляуспешного окончания модуля,студент должен бытьспособен /уметь:

- проанализироватьи критическиоценитьстратегическиважные выборы,которые проводятся напредприятии.

ПредлагаетсяследующийпереченьглаголовдлянаписанияРезультатовобучения. Основой этого спискаявляется классификация(таксономия) Блума: [17]

Глаголы, свидетельствующиео знании

Определять,описывать,выявлять,отмечать,называть,подчеркивать, воспроизводить,вспоминать,выбирать,констатировать,представлять,извлекать, организовывать,рассказывать,писать,узнавать,измерять,подчеркивать,повторять, соотносить, соответствовать / подходить.

Глаголы, свидетельствующиео понимании

Интерпретировать,переводить,оценивать,объяснять,охватывать,защищать, различать,объяснять,расширять,обобщать,иллюстрировать,приводитьпримеры, пересказывать,предсказывать,писать,подводитьитог/резюмировать,дискутировать/ обсуждать,представлять,составлять,презентовать,подтверждать,иллюстрировать, указывать,находить,выбирать,разъяснять,называть,формулировать,заключать,

противопоставлять, переводить, классифицировать, выражать,сравнивать.

Глаголы, свидетельствующиео применении знаний / понимания

Применять,решать,строить,демонстрировать,подсчитывать,изменять,открывать, управлять,видоизменять,оперировать,предсказывать,подготавливать,производить, рассказывать,показывать,использовать,приводитьпримеры,пояснять,составлять, выбирать,объяснитькак,находить,оценивать,практиковаться,иллюстрировать, проверять, подтверждать.

Глаголы, свидетельствующиеобанализе

Узнавать,различатьмежду,оценивать,анализировать,отличать,иллюстрировать как, выводить заключение, выделять,устанавливать связь, выбирать,разъединять, делить / подразделять,сравнивать,противопоставлять,подтверждать,решать,посвящать,делать вывод,критиковать,задаватьвопрос,диагностировать,категоризировать/ классифицировать,указывать, разъяснять.

Глаголы, свидетельствующиео синтезе

Предлагать,представлять,структурировать,составлятьцелое/интегрировать, формулировать,учить,развивать,сочетать,собирать,создавать,творить,изобретать, проектировать,объяснять,производить,видоизменять,организовывать,планировать, реконструировать,переставлять,рассказывать,реорганизовывать,пересматривать,писать,

суммировать,объяснять,сообщать,изменять/ переделывать,доказывать,приводить в порядок,подбирать,управлять,обобщать,извлекать,заключать,возводить,вызывать, синтезировать, сопоставлять, предлагать,увеличивать / расширять.

Глаголы, свидетельствующиеобоценке

Рассматривать/судить,расценивать,оценивать,сравнивать,противопоставлять, описыватькак,критиковать,различать,объяснять,защищать,оценивать,считать/ исчислять, определять,выбирать, давать оценку,задавать вопрос.

Уровни дескрипторов

(общиеформулировки, описывающиеконтекстобученности студента).

Уровень3

Практический(оперативный) контекст

Контекстобученностипредполагает наличие следующиххарактеристик

- обученностьвкомплексесэлементаминепредсказуемости(невозможности предвидения),ответомнакоторуюможетстатьвыборинновационнойилистандартной техники;

- необходимаяавтономия(врамкахобщегоруководства)припланированиии управлении процессами и ресурсами;

- осведомленностьоличнойответственностиипрофессиональномкодексев управленческойдеятельностииспособностьсоединятьвработеважныеэтические аспекты.

Когнитивные/ интеллектуальные умения (общие) Обучающийся должен продемонстрировать:

- всестороннееиглубокоепознаниекакбольшинствадисциплин,такиобластей специализации,осведомленность о природезнаний;

- способностьсамостоятельноанализироватьновыеиабстрактные (теоретические) данныеи ситуации, используясоответствующуютехнику;

- приминимальномруководствеспособностьсоотносить(трансформировать) абстрактные(теоретические)данныеиконцепцииспоставленнойцельюипринимать новыерешения;

- способностькритическиоцениватьаргументацию(доказательнуюбазу), поддерживающуювыводы/рекомендации,включаядоверие,законностьизначение,а такжеанализироватьпротиворечивую информацию.

Ключевые/ переносимыеумения (общие) Обучающийсядолжен продемонстрировать:

- уверенностьвприменениисвоихсобственныхкритериевприсужденияхив оценке/ разъяснении избранногоподхода;

- уверенностьигибкостьвидентификациииопределениикомплексныхпроблеми способность применятьсоответствующиезнания иумения в ихрешении;

- способностьэффективноипрофессиональноучаствоватьвобсужденияхи детально, четко готовить материалы отчетов;

- способностьэффективновзаимодействоватьвгруппе,включаявнеобходимых случаяхиспользованиеуправленческихнавыковиспособностьвестипереговоры,если необходимо,в конфликтныхситуациях.

Демонстрациявышеназванныхуменийпроисходитвконкретнойпредметной (профессиональной) ситуации.

Степеньиаспектыиспользованияобучающимисяэтихкачест

Наши рекомендации