Связь результатов обучения, преподаванияи оценивания
Оцениваниечастоописываетсявтерминахформативногоилисуммативного оценивания.Формативноеоцениваниехарактеризуетсякакоцениваниедляобученияи "относитсяктемпроводимымпреподавателямиистудентами(последними-при
самооценивании)действиям,которыедаютинформацию,используемуювкачестве обратнойсвязидляизмененияобучающейиучебнойдеятельности,вкоторыхони участвуют"(BlackandWilliams,1998).Инымисловами,формативноеоцениваниеслужит источникоминформацииобуспеваемостистудентовкакдляпреподавателей,такидля самихстудентов.Формативноеоценивание,какправило,проводитсявначалепрограммы иливходеее.Результатывыполнениястудентамиоценочныхзаданийпомогут преподавателювпринятиирешенийотносительнохарактераобучения.Какпоказали П.БлэкиД.Уильямс(1998),путемобратнойсвязисостудентами,формировативное оцениваниеможетспособствоватьсовершенствованиюобученияиповышению успеваемости обучаемых.
Основныехарактеристикиформативного оценивания включают:
• Выявлениепреподавателямиистудентамирезультатовобученияикритериев ихдостижения.
• Эффективноеисвоевременноеобеспечениечеткойиисчерпывающейобратной
связи.
• Активноеучастие студентов в своемсобственномобучении.
• Хорошая коммуникация междупреподавателеми студентами.
• Откликпреподавателя напотребности студентов.
Примеромформативногооцениванияявляетсябытьзаданиестудентамсделать
презентациюпередсвоейстуденческойгруппой.Этопоможетрасширитьзнания студентовиихисследовательские,коммуникационныеиорганизационныенавыки.Хотя формативноеоцениваниеможетиспользоватьсякакчастьнепрерывногооценивания,оно обычноневключаетсявитоговуюотметку,выставляемуюстудентам.Болеетого,многие специалистывобластиобразованиясчитают,чтоононедолжновключаться.Так, например,Р.ДоннелииМ.Фицмориссчитают:“чтобыстудентымоглиизвлечь максимальнуюпользуизобучения,модульдолженпредусматриватьвозможность формативногооценивания,невлияющегонаитоговуюотметку.Вэтомслучаестуденты могутполучитьобратнуюсвязь,котораяпозволитимзаполнитьимеющиесяпробелыв знаниях”.(Donnelly andFitzmaurice,2005).Говорякоротко,формативноеоценивание–это частьучебного процесса, анепроцессвыставления отметок.
Суммативноеоценивание-этооценивание,подводящееитогиучебной деятельностистудентавопределенныймоментвремени,обычновконцемодуляили программы.Суммативноеоцениваниеможноописатькак"оцениваниепоокончании курса,котороепозволяетполучитьизмерение,подытоживающеечьи-тодостижения,и котороенеимеет другогореальногоприменения,кромекакописаниетого,чтобыло достигнуто"(BrownandKnight, 1994).
Такимобразом,использованиесуммативногооцениванияпозволяетвыставить отметку,которая будетотражатьработустудента.Ксожалению,суммативноеоценивание зачастуюограничиваетсятрадиционнымиэкзаменационнамиинеохватываетдругие области,такие,например,какпроектнаяработа,портфолиоилиэссе.Всилуприроды
суммативногооцениванияневсерезультатыобученияможнооценитьвлюбоймомент времени. Общепринятымявляется оцениваниевыборки результатов обучения.
Теоретически,непрерывноеоценивание-этосочетаниесуммативногои формативногооценивания.Однаковреальностинепрерывноеоцениваниечастосводится к циклическомусуммативномуоцениванию сфиксированиемотметок, но практически без обратной связи со студентами.
Биггс(Biggs2003)отмечает,чторазличныевидыобученностисвязаныс различными типами оценочныхзаданий. Это наглядно представлено в Таблице4.1.
Таблица 4.1– Оценочныезадания и различныетипыоцениваемой обученности.
Видоценивания | Наиболеевероятныетипы оцениваемой обученности |
Сочинение,эссе Экзамен-эссе Экзаменсиспользованиемкниг Задание, выполняемоедома | Механическое запоминание, выявлениевопросов, скоростное структурирование Как дляэкзамена,номеньшийакцент на запоминание,охват Большойобъемпрочитанного, установление взаимосвязей,организация,применение |
Объективныйтест Тест намножественныйвыбор Упорядоченныйрезультат | Узнавание,стратегия,понимание Иерархияпонимания |
Оцениваниедеятельности Практикум Семинар,презентация Стендовыедоклады Интервью Методкритическихслучаев Проект Рефлексивныйжурнал Проблемы,исследование конкретногослучая Портфолио | Навыки,необходимыевреальнойжизни Коммуникативныенавыки Концентрациянауместности,применение Интерактивныйотклик Рефлексия,применение,чувствоуместности Применение,исследовательскиенавыки Рефлексия,применение,чувствоуместности Применение,профессиональныенавыки Рефлексия,креативность,непредусмотренные результаты |
Быстроеоценивание (большойкласс) Карты представлений Диаграммы Венна Письменная работана1-3 минуты Краткий ответ Письмо другу Тествосстановления(Клоуз-тест) | Охват,отношения Отношения Уровеньпонимания,чувствоуместности Вопроизведениеединицинформации,охват Целостноепонимание,применение,рефлексия Пониманиеосновныхидей |
Оченьважно,чтобыиспользуемыйметодоцениванияпозволялпроверить, достигнутыилинетустановленныерезультатыобучения.Интересноотметить,чтонабор оценочныхработоченьограничен:примерно80%оцениваний проходитввидеэкзаменов, эссеидокладов(Brown,1999).Так,исследованиепрактикиоцениванияв УниверситетскомколледжеДублина,Ирландия,показало,чтовыбранныеслучайным образом83преподавателяиспользоваливобщейсложности256оцениваний,тоесть
примерно3оцениваниязакурс.Изэтихоценокбольшинствобылисуммативными(84%) и меньшинство-формативными (16%).
Установлениесвязеймеждурезультатамиобучения,стратегиямипреподавания, учебнойдеятельностьюстудентовиоценочнымизаданиямиоченьсложнаязадача.Дляее решения полезной может оказаться нижеследующая таблица:
Таблица4.2–Связьрезультатовобучения,обучающейиучебнойдеятельностии оценивания
Результаты обучения | Обучающапя и учебная деятельность | Оценивание | ||
Когнитивные Демонстрировать знание Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Аффективные Интеграция убеждений, идей и установок Психомоторные | Лекции Консультации Дискуссии Лабораторная работа Клиническая работа Групповая работа Семинар Презентация перед группойсоучеников | Экзамен в конце модуля Тестыс множественным выбором Эссе Практическое оценивание Полевая работа Клиническая практика Презентация Проектнаяработа | ||
Приобретение физических навыков | ||||
Оченьважнообеспечить,чтобыметодоцениванияпозволяладекватнооценить результатыобучения.Можетнебытьединогометодаоценивания,которыйбылбы применимковсемрезультатамобучения.Всвязисэтимможетвозникнуть необходимость в использовании несколькихметодов одновременно.
ИллюстрациейприменениявышеприведеннойтаблицыдлямодуляED2100 программыбакалавраестественныхнаук(BSc)вУниверситетскомколледжеКорка(УКК) является Таблица4.3.
Таблица 4.3–Связь результатов обучения, обучающей иучебной деятельностии оцениваниядля модуляED2100 программыBSc
Результатыобучения | Обучающаяиучебная деятельность | Оценивание 10-кредитный модуль Балл = 200 |
Когнитивные • Распознает и применяет базовыепринципы организации и дисциплины аудиторной работы • Определяет ключевые характеристики высококачественного преподавания естественныхнаук Разработывает всеобъемлющий портфолио поурочныхпланов | Лекции(12) Консультации(6) Наблюдениеза классами (6)опытного преподавателя естественныхнаук (куратора) | Экзамен вконцемодуля Портфолио поурочных планов (100баллов) |
Аффективные • Демонстрирует готовность сотрудничать счленами преподавательского состава коллективав назначенной школе • Успешно участвуетв учебном проекте, выполняемом с помощью коллег | Участиевкураторстве сессийобратнойсвязив школах (4) Участиев3сессиях Программыобученияс помощьюколлег, проводимой колледжем Корка Презентацияперед группойколлег | Отчет школьного куратора Итоговый отчетпо проекту (50 баллов) |
Психомотрные • Демонстрирует хорошие навыки аудиторной презентации Эффективно и безопасно выполняет практическую лабораторную работу | Преподавательская практика(6недельпо2 часавнеделю) Лабораторнаяработа | Руководство преподавательской практикой Оцениваниенавыков преподавания (50 баллов) |
Указанныйвышеуровеньдетализациинеявляетсятребованиемприописании модулей вУКК,однакоподобнаятаблицаможет оказатьсяочень полезной при проектированииилипересмотре модулей.
Учебнаяпрограммадолжнабытьспроектированатакимобразом,чтобы обучающаяиучебнаядеятельность,атакжеоценочныезаданиякоординировалисьс результатамиобучения.Д.Биггс(Biggs,2003)описываеттакиепроцесскактребующие конструктивнойсогласованности.(Словоконструктивнаяотноситсяктипуобученияи ктому,чтоделаетобучаемый.Словосогласованность–ктому,чтоделает преподаватель).Д.Биггсуказывает,чтовхорошейсистемеобученияметодпреподавания, учебнаядеятельностьиметодоцениванияскоординированытакимобразом,что обеспечивают поддержкуучения студентов.
Когдаестьсогласованностьмеждутем,чегомыхотим,как мыучимикак оцениваем,обучениестановитсягораздоболееэффективным,чем,когдаеенет… Традиционныетеориипреподаваниякакпередачисогласованностьигнорируют(Biggs 2003a).(Биггс2003a)
Каквидноизвышесказанного,существуюттриосновныхзадач,связанныхс конструктивной согласованностью любого модуля:
1. Четкоеопределениерезультатов обучения.
2. Выборметодовпреподаванияиобучения,обеспечивающихдостижение установленныхрезультатов обучения.
3. Оценкарезультатовобучениястудентовипроверкатого,вкакойстепени они совпадают стем, что было запланировано.