Результаты обученияи компетенции
Всвязисрезультатамиобучениявлитературенередкоиспользуетсятермин "компетенция".Точноеопределениеэтоготерминадатьсложнотрудно.С.Адам(Adam, 2004)отмечает,что"некоторыепридерживаютсяузкоговзглядаиассоциируют компетенциитолькоснавыками,приобретенныепутемобучения".ВпроектеНастройка образовательныхструктурвЕвропе(ПроектТьюнинг6),запущенномв2000году, терминкомпетенцияиспользуетсядлятого,чтобыпредставитькомбинацию характеристиксточки зрениязнания иегоприменения,навыков,обязанностейипозиций. Приэтомделаетсяпопыткаописать,вкакойстепенинекоторыйчеловекспособен
реализоватьвсеэто.ПервыедвефазыпроектТьюнингохватывалитакиепредметные области,как бизнес-администрирование, химия,науки,связанные собразованием,наукио земле(геология),история,математика,физика,европейскиеисследованияи медсестринскоедело.
Отсутствиеясностиисогласиявтом,чтокасаетсяопределениятермина “компетенция”проявляетсявРуководствапользователяпоECTS(2005),вкотором компетенцииописываютсякак,как"динамическаякомбинацияхарактеристик,способностей ипозиций”.“Развитиекомпетенцийявляетсяцельюобразовательныхпрограмм. Компетенцииформируютсявразличныхкурсовыхединицахиоцениваютсянаразных этапах.Компетенциимогутподразделятьсянакомпетенции,относящиесякпредметной области(отражающиеспецификуобластиобучения)иуниверсальные(общиедлявсех степеней)”(ECTSUsers’Guide,2005).
Поскольку,единоепониманиетермина“компетенция”влитературеотсутствует, результатыобученияполучилибольшее,чемкомпетенции,распространениекаксредство описаниятого,чтодолжнызнать,пониматьи/илибытьвсостояниипродемонстрировать студенты вконце модуля илипрограммы.
Глава 3 Как писатьрезультаты обучения?
Вобразовании,базирующемсянарезультатах,образовательныерезультаты установленычеткоиоднозначно.Ониопределяютсодержанияучебныхпрограммиих организацию,методыистратегииобучения,предлагаемыекурсы,процессеоценивания, образовательнуюсредуиучебныйграфик. Крометого,онирезультатыосновойдля оцениванияучебныхпрограмм.(Hardenet.al., 1999a)
Подход,основанный нарезультатахобучения-это,преждевсего,некаяточка зренияиобразмышления,которыепозволяютразрабатыватьадекватныепрограммы. Будучиважнымэлементомэтапавнедренияпрограммы,написаниерезультатовобучения представляетсобойлишьвидимуючастьэтойточкизрения,илиследствиееевоплощения вжизнь.Хотявданнойстатьеключевымбудетслово"написание",следуетиметьввиду, чтонаписаниюрезультатовобучениядолженпредшествоватьпроцессобдумывания, необходимый для изменения в подходе.
6 “НастройкаобразовательныхструктурвЕвропе”,http://tuning.unideusto.org/tuningeu/
Введение
Задачанаписаниярезультатовобучениясущественноупростиласьблагодаря работамБенджаминаБлума(BenjaminBloom)(1913-1999).БлумобучалсявУниверситет штатаПенсильвания,США,которыйокончилсостепенямибакалавраимагистра.Затем онработалсоченьизвестнымспециалистомвобластиобразванияРальфомТайлером (RalphTyler)вЧикагскомуниверситете,гдев1942годуполучилдокторскуюстепеньв области образования.
Талантливыйпреподаватель,Блумособенноинтересовалсямыслительными процессамистудентов,когдаонивзаимодействуютстем,чтоимпреподается.Он исследовалвозможностьсозданияклассификацииуровнеймышлениявпроцессе обучения.
Б.Блумсчитал, чтообучение– этопроцессичтопреподаватели должны разрабатыватьтакиеурокиизадания,которыеспособствовалибыдостижению учащимисяпоставленныхцелей.ВажнымвкладомБ.Блумавобразованиестали предложенныеимуровнимыслительногоповедения-отпростоговоспроизведения фактовнинизшемуровнедопроцессаанализаиоценкинавысшем.Егопубликация
«Таксономииобразовательныхзадач.Справочник1:Когнитивнаясфера»(Taxonomyof EducationalObjectives:Handbook1,theCognitiveDomain(Bloometal.,1956))широко используетсявовсеммиреприподготовкеучебныхпрограммиоценочныхматериалов. (Терминтаксономияозначаетклассификацию,категоризациюилисистематизацию). Таксономияописывает,как,опираясьнапредшествующееобучение,мыразвивемболее сложныеуровнипонимания.МногиепреподавателиактивноиспользуютТаксономию Блумаиз-заструктуры,которуюонапредоставляет,например,дляоценивания обученности.
ВпоследниегодыбылипредпринятыпопыткипересмотратаксономииБлума Taxonomy(Anderson&Krathwohl,2001;Krathwohl,2002),однакооригинальныеработы Блумаи его коллег по-прежнемуостаются наиболеецитируемыми в литературе.
Оценка
Синтез
Анализ
Применение
Понимание
Знание
Блумпредположил, чтонаше мышление можно подразделить нашестьуровней возрастающей сложности: отпростого воспроизведения фактов нанижнемуровнедо оценкинавысшем.
Таксономия Блума -это непросто схемаклассификации. Это попыткаорганизовать различныемыслительныепроцессы как иерархию. Вэтой иерархии,каждыйуровень зависит от способности учащегосяработать наэтомуровнеилиуровнях, нижеего.
Например, чтобыучащийся мог применитьзнания (уровень 3), он должен иметь необходимую информацию (уровень 1) и обладать еепониманием(уровень 2).
Говоря о преподавании, Блумсчитал, что при обучении и оценивании учащихся следует помнить, чтоучение-это процесс, и что преподаватель должен добиваться
продвижения мыслительныхпроцессовучащихсянаболеевысокиеуровни-уровни синтезаи оценки. Эта “мыслительная”область часто называется когнитивной (познавательной) сферой, посколькуонаохватывает мыслительные процессы.