Рольрезультатовобучениявосуществлениилинийдействия Болонского процесса
Болонскийпроцесспредусматриваетнесколько"линийдействия",вкоторых
результатамобученияотводитсяважнаяроль(Adam,2004).Этимилиниямидействия являются:
• Принятиесистемылегкочитаемыхисравнимыхстепеней.Использование результатовобучениякакнекогообщегоязыкадляописанияквалификациипомогает сделатьэтиквалификацииболеепонятнымидлядругихвузов,работодателейитех,кто участвуетвоценкеквалификаций.
• Содействиемобильности.Результатыобученияпозволяютсделатьквалификации болеепрозрачными.Этосущественнооблегчаетобменстудентами,посколькупроцесс признанияпериодовобучениявдругихвузах будетпростым.
• Созданиесистемыкредитов.Европейскаясистемапереносакредитов(ECTS)из системыпризнанияпериодовобучениявзарубежныхвузахэволюционировалавсистему переносаинакоплениякредитов,охватывающуювсеобучение–анетолькообучениев другихстранах.СистемаECTSосновананапринципе,что60кредитовоцениваютнагрузку студентаочнойформыобучениязаодинучебныйгод.ВРуководствепользователяECTS (2005)четкоопределеноместорезультатовобучениявкредитнойсистеме:"Кредитыв
2 БерлинскоеКоммюнике2003года.http://www.bologna.ie/fileupioad/publications/BerlinCommunique.pdf
ECTSмогутбытьполученытолькопослеуспешногозавершениятребуемойработыи соответствующейоценкидостигнутых результатовобучения"(ECTSUsersGuide, 2005,p.4. ЭтуситуациюхорошообобщилС.Адам(Adam,2004):"Кредиты,выраженныевтерминах результатовобучения,являютсямощнымсредствомпризнанияиколичественнойоценки учебныхдостиженийизразличныхконтекстов.Ониобеспечиваютэффективнуюструктуру длясоотнесенияквалификаций.Добавлениетакогоаспектакакрезультатыобученияможет резкоповыситьэффективностьECTSкакпо-настоящемуобщеевропейской системы".
• Поддержкасотрудничествавобластиобеспечениякачества.Использование результатов обучениякакобщегометодадляописанияпрограммимодулейможетпомочьв установленииобщихстандартовиобщихметодовобеспечениякачествадлявысших уебныхзаведений.Естьоснованиясчитать,чторостдовериявобластиобеспечения качествамеждуучреждениямибудетспособствоватьформированиюЕвропейского пространствавысшегообразования.
• Развитиеевропейскогоизмерениявысшегообразования.Поскольку программыбудутвыражатьсявобщихтерминахрезультатовобучения,значительно упроститьсяразработкапрограммнасовместныестепенииинтегрированныхучебных программ.
• Образованиевтечениевсейжизни.Использованиекредитнойсистемы, связаннойсрезультатамиобучения,позволитсоздатьгибкуюкомплекснуюсистему, котораяоблегчитлюдямвсехвозрастовполучениеобразовательныхквалификаций.Без внедрениярезультатовобучениясистемыобразованиявтечениевсейжизнивомногих странахбудутоставатьсясложнымиинесогласованными.
• Высшееобразованиеистуденты.Использованиерезультатовобученияпри описаниипрограммимодулейпозволяетстудентамчеткопредставить,чтоожидаетсяот нихк концуданной программыили модуля.Этотакжепомогаетстудентамввыборе программи способствуетихактивномуучастиювстуденто-центрированномобучении.
ПолнаяреализацияБолонскогопроцессадолжнабытьзавершенак2010году. Автор надеется,чтонастоящаякнигапоможетвамрешитьпроблемуописаниямодулейи программвтерминах результатовобучения.
Глава 2 Чтотакоерезультаты обучения?
Результатыобученияпредставляютсобойбазовые“строительныеблоки”для обеспеченияпрозрачности систем и квалификаций высшего образования.
С. Адам(Adam, 2004)
Введение
Традиционноразработкамодулейипрограммначиналасьссодержаниякурса. Преподавателивыбиралисодержаниепрограммы,планировалиметодыегопреподавания, азатемэтосодержаниеоценивали.Данный подходфокусируетсяна вкладепреподавателя инаоцениваниисточкизрениятого,насколькохорошопреподаваемыйматериалусвоен студентами.Вописаниикурсаговорится,главнымобразом,осодержании,освещаемомв лекциях.Такойподходкпреподаваниюназываютцентрированнымнапреподавателе.
Критикуэтогоподходавлитературе(GoslingandMoon,2001)вызываетсложность определениятого,чтоименнодолженбытьвсостоянииделатьстудент,чтобыуспешно завершить модуль илипрограмму.
Международныетенденциивобразованиисвидетельствуютопереходеот традиционного“центрированногонапреподавателе”подходак“студенто- центрированному”.Этаальтернативнаямодельфокусируетсянатом,что,какожидается, смогутделатьстудентывконцемодуляилипрограммы.Такимобразом,этотподход обычноопределяетсякакбазирующийсянарезультатах.Формулировки,которые называтсяпланируемымирезультатамиобученияили,кратко,результатами обучения,служатдлятого,чтобывыразить,что,какожидается,смогутделатьстудентыв концепериодаобучения.Болееточнотерминрезультатыобучениябудетопределенв разделе2.2.
…
Методы,центрированныенапреподавателе,делаютосновнойакцентна преподавателя. Методы, базирующиеся нарезультатах, ставят в центрвнимания студента.
Подходнаосноверезультатоввосходиткработампоповеденческимцелям, проводившимсяв1960-1970гг.вСША.Однимизнаиболееизвестныхсторонниковэтого видапреподаванияявляетсяРобертМагер(RobertMager),которыйвыдвинулидею написанияспециальныхформулировокдлянаблюдаемыхрезультатов.Этиформулировки онназвалинструктивнымицелями(instructionalgoals)(Mager,1975).Используяэти инструктивныецелиирезультатыдеятельности,Р.Магерпопыталсяопределитьтип обучения,которыйбудетиметьместопозавершенииучебы,икакэтообучениедолжно оцениваться.Позднееинструктивныецелиэволюционироваливболееточно определяемыерезультаты обучения. (Раздел 2.2)
Д.ГослингиДж.Мун(GoslingandMoon(2001))показали,чтооснованныена результатахметодыобучениястановятсявсеболеепопулярнымнамеждународном уровне:
Метод,базирующийсянарезультатах,всечащеиспользуетсявкредитных системахипринимаетсянациональнымиучреждениямипообеспечениюкачестваипо квалификациям,таким,например,какQAA(Агентствопообеспечениюкачествав высшемобразовании)вВеликобританиииликвалификационныеорганыАвстралии,Новой Зеландии и Южной Африки (Goslingand Moon, 2001).
СреализациейБолонскогопроцесса,запланированнойна2010год,всемодулии программывстранах-участницахбудутописыватьсяспомощьюметодов,базирующихся нарезультатах, т.е. в терминахрезультатов обучения.