Ю.Г. Демьянов( Психопатология детского возраста.Л.,1988.С.16-50)
При рассмотрении пограничных состояний в психопатологии проблема отграничения от врожденной умственной отсталости пограничных с ней клинических проявлений оказывается не менее актуальной, чем диагностика психопатий и акцентуаций характера.
Психическое недоразвитие у детей не обязательно может иметь характер одновременного отставания в созревании всех психических Процессов. Часто психическое развитие детей совершается асинхронно, когда одни стороны личности вызревают своевременно, в то время как другие отстают по времени возникновения и могут быть искажены по структуре. Комплексное клинико-психолого-педагогическое изучение таких детей привело в последние десятилетия в теоретическом отношении к выделению категории детей с задержками психического развитая, а в практическом — к обучению их в специализированных школах по особым программам.
Под задержкой психического развития понимается сборная по клиническим признакам группа различных вариантов отставании в психическом развитии, не обладающих характером общего психического недоразвития (как это имеет место при олигофрениях), но имеющих такие особенности интеллекта и личности, которые прежде всего не позволяют детям своевременно и качественно овладевать элементарными школьными знаниями.
Психологические исследования интеллекта детей, носящие психометрический характер, уже в начале XX века позволили выделить группу детей с «субнормальным» интеллектом, показатели которого находятся в промежутке между статистически средними данными психического развития здоровых детей и развитием на уровне легкой дебильности. Исследования познавательных процессов детей, носящие не количественный, а качественный характер, привели к описанию многообразных вариантов отклонений в структуре интеллекта и функционирования отдельных сторон психики, которые мешают адап
тационным возможностям детей преимущественно в некоторых аспектах познавательной деятельности. Клиническое изучение так называемой «пограничной умственной отсталости» привело к выделению различных форм отклонений в развитии детей по ведущему психопатологическому синдрому.
Обычно в дошкольном возрасте развитие и поведение детей с задержками психического развития не вызывает серьезного беспокойства у родителей, воспитателей детских садов и педиатров. Однако с началом обучения в школе они быстро становятся неуспевающими учениками и без своевременной диагностики и лечебно-коррекционных мероприятий проникаются отрицательным отношением к учебе, к школе, учителям, успевающим ученикам, начинают убегать из школы, совершают побеги из дома, вступая в конфликтные отношения с родителями, что помимо отставания в овладении грамотой приводит их к тяжелой личностной дезорганизации.
Дети с задержками психического развития описываются в литературе с разнообразными формулировками диагноза, что зависит от преимущественно клинической или психолого-педагогической направленности исследования, от выделения ведущих симптомов. Среди наиболее обобщенных и часто встречаемых формулировок преобладают следующие: «задержка психического развития», «временная задержка развития», «минимальная мозговая дисфункция», «плохо адаптирующийся к жизни ребенок», «субнормальный ребенок», «пограничная умственная отсталость» и т. д. Нередко основная формулировка диагноза дополняется указанием на определяющий психопатологический синдром или на причинный фактор. Например, «задержка психического развития с церебрастеническим синдромом», «задержка психического развития при астеническом синдроме», «задержка психического развития вследствие дефектов зрения, слуха, речи» (Сухарева Г. Е., Мнухин С. С., Певзнер М. С., Ковалев В. В. и др.). Однако как бы ни звучали формулировки и заключения специалистов относительно этих детей, большинство исследователей подчеркивают не окончательный, а временный характер диагноза, так как он касается только квалификации состояния ребенка в определенном промежутке времени, а под влиянием условий дальнейшего развития и лечебно-коррекционных мероприятий претерпевает существенную динамику, либо вообще исчезая, либо трансформируясь в более определенную и устойчивую клиническую форму (Симеон Т. П., Кудрявцева В. П., Лебединская К. С., Демьянов Ю. Г., Марковская И. Ф., Редибойм М. Г. и др.).
Распространенность данной категории детей достаточно велика, а по данным различных. авторов, она составляет в мире от 5 до 15% среди младших школьников. В связи с этим понятно то усиленное внимание С данной проблеме, которое больше заострилось в связи с переходом в Последние годы школ на новые формы начального обучения.
Столь высокая распространенность задержек психического развития может быть, по-видимому, объяснена несколькими моментами. Во-первых, налицо значительные успехи в терапии тех заболеваний раннего детского возраста, которые в недавнем прошлом либо заканчивались «белью детей, либо приводили к выраженной умственной отсталости. 1о-вторых, более совершенными стали методы диагностики детей с отклонениями в развитии, и, наконец, в-третьих, общество в развитых траках, вероятно, повысило в XX веке требования к обучаемости детей ! школе и к интеллектуальной деятельности людей.
В начале нашего века Г. Антон, П. Мари, Г. Перитц, А. Ф. Мельни- совпадают клиническое описание психофизического инфантилизма у детей. Авторы показывают своеобразие отставания в развитии у таких детей, отличное от олигофренического типа, и отмечают трудности, ; которыми эти дети сталкиваются при обучении в школе.
Е. Филипп и П. Бонкур объединили категорию детей с отставанием в развитии и трудностями обучения в школе в рамках понятия «субнормальные ученики» и «промежуточные состояния».
Относительно негрубое повреждение мозга на ранних этапах развития ребенка, которое не влечет за собой олигофрении, но дает некоторое отставание в развитии и своеобразие в поведении, Н. Вернер, I. Штраус, Л. Летинен и др. стали называть минимальной мозговой дисфункцией. Е. А. Осипова, А. Крамер, Г. Е. Сухарева описали их как детей с органическим поражением головного мозга и невропатическим синдромом.
В 60-е годы появляются работы с клиническим описанием детей, отстающих в психическом развитии не по олигофреническому типу, где эти дети рассматривались в рамках различных резидуально-органических состояний (Мнухин С. С., Сухарева Г Е., Певзнер М. С., Кириченко Е. И., Мастюкова. М. и др.).
- Параллельно с клиническими описаниями детей пограничных с олигофрениями шло психолого-педагогическое изучение учащихся начальных классов с нарушенной способностью к обучению чтению, письму и счету. Их описывали как детей с «врожденной алексией», «алексией раз-[вития, «слабостью чтения, письма и счета* (Морган П., Стефенсон С., РаншбургР.,АзбукинД. И.,ОртонС.,Холлгрен В. и др.).
Начиная с середины XX века появляются работы, анализирующие «специфические» расстройства чтения, письма и счета в рамках определенных клинических состояний. Так, например, Н. И. Озерецкий,
Т. П. Симеон, В. П. Кудрявцева, С. Я. Рубинштейн описывают расстройства чтения, письма и счета у детей с церебрастеническим синдромом. А, В. Мельникова, И. А. Юркова, М.С. Певзнер дают их анализ в рамках психофизического инфантилизма. С. С. Мнухин, Е. Д. Прокопова Д. Н. Исаев считают характерными явления дислексии, дисграфии и дискалькулии для «астенической» формы олигофрений. Ю. Г. Демьянов описал задержку психического развития с явлениями дислексии, дисграфии и дискалькулии у детей с церебрастеническим, невропатическим синдромом и с явлениями психофизического инфантилизма. И. Ф. Марковская анализирует таких детей в рамках задержек психического развития церебрально-органического генеза с синдромами психофизического инфантилизма, церебрастеническим, психопатоподобным, неврозоподобным и апатоадинамическим синдромом.
В связи с многообразием клинических проявлений задержки психического развития предлагаются и различные классификации этих состояний. Так, Г. Е. Сухарева выделяет задержку темпа развития детей при нарушениях воспитания, обучения и поведения; задержку психического развития при астенических состояниях; вторичную задержку психического развития при дефектах зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и речи.
В. В. Ковалев дает следующую квалификацию пограничных с олигофрениями состояний: I. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности (психофизический инфантилизм, задержки развития речи, школьных навыков, психомоторики; задержка развития при аутистическом синдроме). 2. Энцефалопатические формы (церебрастения с запаздыванием формирования школьных навыков; психоорганический синдром с недостаточностью высших корковых санкций, пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах, задержка развития при алалии). 3. Задержка психического развития при дефектах анализаторов (зрительного и слухового). 4. Задержка психического развития при дефектах воспитания и дефиците информации в детстве.
К. С. Лебединская выделяет задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрального происхождения.
В международной статистической классификации болезней 9-го пересмотра 1982 г. под задержкой психического развития понимается группа расстройств, при которых главным признаком является специфическая задержка в развитии, отличная от олигофрений. Выделяются следующие формы «задержек»: специфическая задержка развития навыков чтения, счета или письма; нарушения развития речи (алалия, дислалия); специфическая задержка моторного развития; смешанные нарушения развития (комплексные расстройства чтения, письма и счета); задержки психического развития, включая психофизический инфантилизм.
Таким образом, описывая различные варианты задержек психического развития, исследователи обращают внимание на следующие моменты; задержка развития может быть вызвана недоразвитием некоторых интеллектуальных предпосылок, являясь как бы первичной, и задержка развития может носить вторичный характер в силу сенсорной, моторной, речевой недостаточности или микросоциальной депривации. Кроме того, может быть преимущественно замедление темпа психического развития, может быть искажено психическое развитие ребенка и, наконец, отклонения в развитии ребенка могут носить характер достаточно устойчивого дефекта отдельных сторон психической деятельности в силу органической инвалидации мозга.
Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты задержек психического развития, которые необходимо дифференцировать с олигофрениями. Это следующие разновидности задержек психического развития (ЗПР):
1. ЗПР с церебрастеническим синдромом.
2. Психофизический инфантилизм.
3. ЗПР с невропатическим синдромом.
4. ЗПР с психопатоподобными синдромами.
5. ЗПР при детских церебральных параличах.
6. ЗПР при общем недоразвитии речи.
7ЗПР при тяжелых дефектах слуха. 8. ЗПР при тяжелых дефектах зрения. 9. ЗПР при семейно-бытовой запущенности.