Основные принципы социальной адаптации и реабилитации детей с пограничными формами интеллектуальной недостаточности
Особенности психопатологии и динамики пограничных форм интеллектуальной недостаточности определяют применение дифференцированных мер социальной адаптации и реабилитации при них. В группе дизонтогенетических форм, которые выявляются в основном при поступлении ребенка в школу, важной задачей социальной адаптации является создание школ (классов) с более медленным темпом обучения, с частичным использованием методов воспитания, принятых в дошкольных учреждениях, с постепенным усложнением программ по мере психического созревания ребенка при меньшей (по сравнению с массовой школой) наполняемости классов. При этом должна учитываться необходимость в специальных логопедических занятиях для подгруппы детей с замедленным темпом речевого развития и детей с отставанием в развитии школьных навыков, а также необходимость включения в программу занятий по лечебной гимнастике и развитию психомоторики.
В отношении детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках раннего детского аутизма целесообразно применение лечебно-педагогических индивидуализированных программ в специальных детских садах и санаториях для детей с нервно-психической патологией, Указанные программы должны предусматривать преодоление слабости побуждений и недостаточной потребности в контактах с окружающими у таких детей. В этой работе, помимо педагогов, необходимо участие детских психиатров и психологов. Подобная психотерапевтическая методика разрабатывается в последние годы в НИИ дефектологии РАО.
Для выполнения основной коррекционной задачи — подведения ребенка к возможности продуктивной целенаправленной деятельности в сотрудничестве со взрослыми — применяются (Никольская О. С., 1982) такие мероприятия, как поднятие эмоционального тонуса и повышение обшей психической активности этих детей; уменьшение постоянного сенсорного и эмоционального дискомфорта аутичного ребенка. При этом необходимым является внесение во все занятия с детьми жесткого внешнего ритма (внешняя структурированность взаимодействия), так как усвоение общего спокойного привычного ритма занятий позволяет ребенку чувствовать себя свободнее и строить на его основе свое взаимодействие со взрослыми (Никольская О. С., 1980). Положительная динамика психического развития в процессе занятий, проводимых в игровой форме, у большинства детей выявляется уже в течение первого года. Уменьшается их аутизм, повышаются эмоциональные привязанности ко взрослым, потребность общения, в том числе речевого, что, в свою очередь, способствует расширению запаса сведений, приобретению начальных школьных навыков. Занятия проводятся на фоне соответствующей медикаментозной терапии.
Возможность выявления значительной части детей с энцефалопатическими формами интеллектуальной недостаточности уже в дошкольном возрасте ставит вопрос о целесообразности создания для них специализированных групп в детских садах для детей с нервно-психической патологией. Здесь наряду с дефектологическим воспитанием и коррекционными лечебно-педагогическими мероприятиями требуется более интенсивное использование медикаментозного лечения.
^^^_ __
Поданным У. В. Ульенковой (1980), при проведении специальных коррекционных мероприятий среди детей с задержками психического развития в подготовительных группах детских садов некоторые дети (с неглубокой задержкой развития) могут затем начинать обучение в массовых школах, хотя большая их часть нуждаются в специальных условиях обучения.
В школьном возрасте, как показывает опыт детских психиатров и. педагогов-дефектологов, дети данной группы нуждаются в обучении в специализированных школах или школах-интернатах для детей с задержками психического развития, где занятия проводятся по специальным программам и особому учебному плану.
В этих школах дети с энцефалопатическими формами интеллектуальной недостаточности успешно справляются с учебной программой и переходят из класса в класс. По окончании курса начального обучения, рассчитанного на 4 года, свыше 50% учащихся переводятся в массовую школу (в 4-й класс), где они достаточно успешно адаптируются (Лубовский В. В..Лебединская К. С., ЦыпинаН. А,, 1980). Остальные дети заканчивают 8-летнее обучение (в объеме массовой школы при дополнительном 8-м классе) в этих же специализированных школах.
Таким образом, при создании адекватных условий дети данной группы способны усвоить знания в объеме программы 8 классов общеобразовательной школы. Часть подростков продолжают дальнейшее обучение. Совместное обучение таких детей с детьми-олигофренами отрицательно сказывается на возможностях интеллектуального развития детей данной группы.
Особых условий обучения и воспитания (в специализированных учебных заведениях) требуют дети с детским церебральным параличом и недоразвитием речи. В программе их обучения и воспитания должны учитываться не только характер основного дефекта, но и структура интеллектуальных нарушений. В связи с тем, что задержка развития при детских церебральных параличах имеет сложную структуру, в комплекс коррекционно-педагогических мероприятий должны входить как лечебно-педагогические приемы коррекции нарушенных моторных и высших корковых функций, так и меры педагогического и психотерапевтического характера, направленные на преодоление факторов социальной депривации, создание нормального микросоциального климата, обеспечивающего адекватные для данного ребенка формы коммуникации со сверстниками, игры, занятия, стимулирующие собственную активность ребенка.
При построении комплекса медико-педагогических мероприятий у детей с недоразвитием речи наряду с логопедическими приемами должны применяться методы социальной педагогики для детей с задержанным темпом психического развития. Особое место должно быть уделено развитию и тренировке внутренней речи, стимулированию перехода от процессов внешней речи к внутренней путем проговаривания выполняемых заданий.
В отношении детей с дефектами слуха и зрения основными являются раннее выявление дефекта и своевременное направление в соответствующие специализированные учреждения (детские сады и школы), где проводятся обучение и воспитание детей с учетом особенностей их дефекта и структуры интеллектуальных нарушений. Среди коррекционных мероприятий большое значение имеют стимуляция развития остаточных явлений слуха и зрения, а также работа с опорой на сохранные функции (Лебединский В. В., 1985). Несвоевременное выявление слабослышащих и слабовидящих может привести не только к их неуспеваемости и последующей педагогической запущенности, но и к ухудшению и без того дефектных функций зрения и слуха. Часть детей с незначительными нарушениями слуха и зрения могут обучаться в массовой школе при создании им надлежащих гигиенических условий, облегчающих восприятие учебного материала.
Наконец, группа детей с микросоциально-педагогической запущенностью требует обучения и воспитания в специальных интернатах, позволяющих сглаживать неблагоприятное влияние неправильного воспитания в семье и отрицательных микросоциальных факторов. Здесь должна быть использована программа массовой школы, нос измененными темпом и сроками обучения.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИКИ И СИСТЕМАТИКИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*