Задержка психического развития в специальной психологии

Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными и пр. Только с середины прошлого века так называемую «леность» и «тупость*, которые обнаруживаются обычно у ребенка с момента поступления его в шко­лу, начинают объяснять «незначительными* отклонениями от психической нормы. Эти отклонения связывают с действиями неблагоприятных биологи­ческих и социальных факторов. Начинает формироваться учение о «времен­ных задержках психического развития». Позже термин «временная» исчезает, остается «задержка психического развития» (ЗПР). Уже с самого начала возникает вопрос — «временная» или «постоянная»? Убедительного ответа на этот вопрос пока нет.

Предыдущие десятилетия формировали и другие вопросы о сущности от­клонения от психической нормы при школьной неуспеваемости. Возникали И возникают концепции, касающиеся этиологии, патогенеза, клинико-психологических проявлений при задержке психического развития, диагности­ки, психолого-педагогической коррекции и многого другого. Однозначного научно обоснованного ответа пока нет.

Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами. Именно этим можно объяснить то, что ежегодно увеличивается число так называемых «классов коррекции» — классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, которые создаются с целью оптимизации ус­ловий формирования учебных умений и навыков у «ленивых» школьников.

Известно, что к пониманию сложного явления следует подходить с пози­ций его исторического формирования. И если соглашаться с этими позициями, то с полным основанием можно сказать, что за прошедшие годы в отечественной дефектологии и специальной психологии многие аспекты задержки психического развития были основательно разработаны в теоретическом отношении и внедрены в практику образования. В Международной же классификации болезней 10-го пересмотра Всемирной Организации Здравоохране­ния задержка психического развития получила название «Специфические расстройства развития школьных навыков» и рассматривается только как учебы проблема (1992). Такой узкий подход не способствует научному раскрытию всей сложности проблемы задержки психического развития.

Работы, представленные в хрестоматии, отражают процесс исторического формирования учения о задержке психического развития по основным раз­делам: этиология, личность и социализация, психокоррекционная работа.II разделе содержатся работы, в которых освещаются преимуществен­но биологические проблемы: этиология, патогенез, диагностика, класси­фикации. Обосновываются комплексные клинические и психолого-педагогические исследования, излагаются трудности качественной и коли­чественной интерпретации эмпирических данных при изучении и диффе­ренциальной диагностике. В данный раздел хрестоматии включена глава из книги М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1973), которая является опреде­ленным итогом многолетней экспериментальной работы по клинико-психологическим исследованиям отстающих в развитии детей. Научные взгля­ды В. В. Ковалева (1979, 1995), К. С. Лебединской (1982), В. В. Лебедин­ского (1985) служат основой для формирования концептуальных представлений о подходах к классификации задержки психического раз­вития. Практическую направленность имеет дифференциация сборной группы детей с задержкой психического развития на 9 клинических форм, предложенная Ю. Г. Демьяновым (1988). Работы Л- М. Шипицыной(1999), А. О. Дробинской (1997) представляют собой современные исследования психологических особенностей детей на основе анализа биологических причин возникающих трудностей в обучении.

Во II разделе излагаются проблемы личности, общения, поведения. В пред­ставленных работах Е. Н. Васильевой (1993), Е. Е. Дмитриевой (1993), Т. Н. Павлий (2000) анализируется личностная готовность к школьному обу­чению, формированию коммуникативных навыков, культуре поведения и пр. В статьях определяются особенности развития детей в современном обществе, которое влияет на процесс развития личности, моральных и нравственных ос­нов социально адекватного поведения.

Содержание III раздела посвящено психокоррекции. Вопросы помощи в развитии ребенку рассматриваются И. Ю. Кулагиной (1982), Е. С. Слепович (1990) с дошкольного возраста. Читатель имеет возможность сравнить педа­гогические и психологические подходы к решению данных вопросов в специ­альном образовании. В. И. Лубовским и Л. В. Кузнецовой (1984), У. В. Ульенковой(1990), Н. А. Н л каш иной (1994) показана роль взрослых— родителей, учителей, воспитателей и других специалистов по социальной адаптации и интеграции детей с задержкой психического развития. Особое внимание чи­тателя привлекут концептуальные представления о содержании психокоррекционной помощи детям с трудностями в обучении в публикациях Н. Н. Малофеева (2001) и С. Г. Шевченко (2001), обоснованные многолетней истори­ей и традициями московской дефектологической школы.

Своим содержанием хрестоматия поможет студентам, обучающимся спе­циальной психологи в изучении дисциплин обще предметного цикла — «Кли­ника интеллектуальных нарушений», «Специальная педагогика», «Специаль­ная психология», а также дисциплин предметной подготовки — «Введение в специальность», «Психология детей с ЗПР».

Доктор медицинских наук, профессор Иванов Е.С.

Кандидат психологических наук, доцент О. В. Защиринская

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ДИАГНОСТИКА, КЛАССИФИКАЦИИ

Наши рекомендации