Личность, ее структура и проявления
Психологическая характеристика личности. Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Психологическая структура личности. Структура личности по З.Фрейду, К. Юнгу, К. Хорни, А. Маслоу, К. Платонову и др. Соотношение биологического и социального в структуре личности. Значение ведущей деятельности в развитии личности.
Активность личности. Потребности как источник активности личности. Классификация потребностей. Общественно-личный характер потребностей личности. Воспитание потребностей.
Мотивы как конкретное проявление потребностей. Мотивация деятельности и поведения. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Интересы, убеждения, мировоззрение, стремления. Психологическая установка, влечение и особенности их формирования. Иерархия мотивов.
Направленность личности как система преобладающих мотивов. Личностная, коллективистская и деловая направленность. Цели личности. Необходимое осознание реальной перспективы на пути к достижению цели. Личные и общественные, близкие и далекие цели.
Оценочная система личности. Самооценка, ожидаемая оценка и оценка личностью группы. Их роль для становления самосознания личности. Психологическая защита личности.
Становление личности. Понятия «развитие», «становление» и «формирование» личности в психологии. Движущие силы развития личности.
Общая характеристика деятельности
Понятие о деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Две сферы в структуре деятельности; предметно-операционная и потребностно-мотивационная. Понятие о потребностой сфере. Потребности и мотивы. Мотивы и цели деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение, досуг. Составляющие психологической структуры деятельности: знания, умения, навыки, привычки. Профессиональная деятельность. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития.
Методы современной психологии
Методы психологии и их объективный характер. Наблюдение. Лабораторный и естественный эксперимент. Формирующий эксперимент.
Понятие о диагностических методах исследования, их роль и место в педагогической практике; тесты и их оценка; социометрические методы и др. Понятие о конкретных методиках психологических исследований. Методы обработки результатов исследования.
Ощущение и восприятие
Понятие о ощущениях. Физиологические основы ощущений. Анализаторные системы. Классификация ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений. Развитие ощущений в деятельности. Сенсорная культура личности.
Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Восприятие и действие. Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия в восприятии. Развитие восприятия в процессе деятельности.
Память и представления
Понятие о памяти и представлении. Физиологические основы памяти. Запоминание и его виды. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и его виды. Забывание. Сохранение.
Виды памяти. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Кратковременная и долговременная память. Взаимосвязь различных видов памяти.
Индивидуальные различия в процессах памяти. Законы памяти. Развитие памяти.
Мышление
Понятие о мышлении. Социальная природа мышления. Мышление и чувственное познание. Логические формы мышления. Индуктивное и дедуктивное мышление. Репродуктивное и творческое мышление. Мыслительные операции. Понятие о проблемной ситуации. Мышление и решение задач. Мышление и речь.
Виды мышления. Культура ума. Интеллектуальные особенности личности. Стили мышления. Развитие мышления. Психологические проблемы компьютеризации обучения.
Речь и общение
Понятие о речевой деятельности. Физиологические основы речевой деятельности. Речь и язык. Виды речевой деятельности. Речь и познавательная деятельность. Общение в процессе речевой деятельности. Виды общения. Стили и модели педагогического общения. Культура общения. Развитие речи.
Воображение
Понятие о воображении. Социальная природа воображения. Виды воображения. Роль воображения в процессе научного, технического и художественного творчества, в педагогической деятельности.
Внимание
Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания и внимательности. Управление вниманием учащихся.
Эмоции и чувства
Понятие о чувствах и эмоциях и их физиологических основах. Потребности, мотивы и эмоции. Сигнальная и регулятивная функции эмоций. Содержание чувств и их внешнее выражение. Качество чувств. Динамика чувств. Формы переживания чувств. Эмоциональные особенности личности Развитие чувств.
Высшие чувства: праксические, моральные, интеллектуальные и эстетические. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека.
Воля
Понятие о воле. Физиологические основы волевых процессов. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность. Структура волевого акта. Борьба мотивов и принятие решений. Волевое усилие. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
Темперамент
Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Классификация темпераментов и типологические свойства личности. Темперамент и деятельность. Индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента личности в работе с учащимися.
Характер
Понятие о характере. Характер и темперамент. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Характер и направленность личности. Акцентуация черт характера. Учет особенностей характера в индивидуальной и учебно-воспитательной работе с учащимися. Психологические особенности воспитания и самовоспитания характера.
Способности
Понятие о способностях. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Способности и деятельность. Качественная и количественная характеристика способностей. Одаренность, талант, гениальность. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Развитие способностей.