Четвертый класс развитие речи и окружающий мир
Первое полугодие
Развитие общих речевых навыков. Упражнения на закрепление правильного физиологического (диафрагмально-реберного) дыхания. Обучение учащихся короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая Щеки). Упражнения на формирование правильной осанки.
Игровые упражнения на совершенствование умений детей Узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника звука, различать силу звука, темп и ритм звучания. Упражнения на развитие тембрального восприятия неречевых и речевых звуков, способности подражать темпу и ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизводить ритмические структуры (от одного до трех ритмических сигналов). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение» и логопедическими занятиями.)
Игровые упражнения на развитие восприятия речи учащимися. Специальные упражнения на развитие внимания учащихся к речи учителя с помощью выполнения ими одно-двухступенчатых инструкций, прослушивания и нахождения картинок и пиктограмм, соответствующих тексту стихов и сказок.
Упражнения на различение гласных звуков [а, у, о] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия их беззвучной артикуляции, с опорой на картинки, изображающие положение губ при произнесении звуков.
Упражнения на развитие речевой моторики учащихся: оральный и артикуляторный праксис, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию учителю и по образцу). (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Игровые ситуации, в которых осуществляется развитие силы голоса учащихся и устойчивости его звучания.
Работа над интонацией: формирование умения слышать выразительность речи учителя, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Это— я. Знакомство с пиктограммами «нос», «уши», «зубы». Соотнесение пиктограмм «рот», «зубы», «есть», «нос», «нюхать», «глаза», «плакать», «ноги», «идти». Упражнения с пиктограммами по рабочей тетради . (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Стимулирование учащихся к составлению двухсловных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я...», «Мы...»), второго лица («Ты...», «Вы...»), от третьего лица («Он...», «Они...»), при этом наличие адресата обязательно. Использование для этого «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор.
Привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть в зеркало на себя, друг на друга, на учителя, показывать и называть одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме и т. п.).
Рассказывание учащимися двух-четырехстрочных стихов (с использованием вербальных и невербальных средств общения) о личной гигиене, о предметах гигиены (с помощью учителя и, если это возможно, самостоятельно). Упражнения по содержанию стихов с реальными предметами личной гигиены и предметами-заместителями.
Дидактические упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь осенью, зимой», «Посуда для меня и для других людей».
Мои игрушки.Обучающие игры с использованием предметов-заместителей .
Совместные с учащимися игры в простые по правилам настольно-печатные игры: «Лото», «Парные картинки», «Цвет и форма» и т. п.
Составление совместно с учащимися простейших рассказов с опорой на специально подготовленные серии картинок и фотографий, на которых запечатлены игры школьников (спортивные, игры на перемене, театральные представления). Выделение учителем (многократным повторением) основных частей рассказа об игре.
Совместное с учащимися изготовление поделок из природного и бросового материала и организация вместе с ними «выставки» поделок на специальном стенде. Составление двухсловных предложений по сюжетам поделок («Это...» и т. д.), используя показ и называние поделок (с помощью учителя).
Игровые сюжеты (цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов. Игры с несложным ролевым диалогом: называние себя в игровой роли в играх «Дочки-матери», «Автобус», «Улица», «Доктор» и др.
Моя семья.Совместное с учащимися рассматривание фотографий о прогулках с родителями, с братьями и сестрами и соотнесение их с картинками и пиктограммами, беседы о семье уча щегося (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Ролевые игры, отражающие доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.
Чтение ученикам литературных произведений о семье, о детях в семье. После чтения литературных произведений беседы с учащимися по их содержанию с использованием картинок и пиктограмм. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Побуждение учащихся к общению с учителем, друг с другом (парное).
Мойдом. Образовательные ситуации и игры, в которых уточняются правила безопасного поведения дома. В ролевых играх проясняются следующие моменты: как нужно ухаживать за жилищем, чем занимаются люди дома, правила безопасного использования бытовых электроприборов в доме.
В играх и игровых упражнениях расширение представлений
учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель,
бытовые приборы), об их назначении. _
Вместе с учащимися рассматривание картинок, просматривание фрагментов видеофильмов о поведении детей и взрослых в подъезде, в лифте, на игровой площадке у дома. Беседы по ним.
Мирлюдей. Экскурсии по ознакомлению учащихся с транспортными средствами, улицей (вблизи от школы). Экскурсия в магазин.
Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде врача, шофера, продавца, общаясь друг с другом по игровым ситуациям. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуации, в которых ученик отвечает на вопросы «Кто это?», «Что делает врач?», «Как шофер ведет автомобиль?» и др.
Моделирование с учащимися простых сюжетов о безопасности в доме, в природе и на улице: «Идем в магазин», «На приеме у врача», «Переходим улицу по пешеходному переходу» и др.
Приборы.Совместные с учащимися наблюдения за работой бытовых технических приборов, показ и рассказ о правилах их использования, сообщение элементарных сведений о технике безопасности.
Упражнения с применением игровых аналогов технических приборов, включение их в различные игровые ситуации (при прямом и косвенном руководстве учителя).
Явления природы.Совместные с учащимися наблюдения за явлениями природы осенью, зимой (в зависимости от природных условий).
Вместе с учащимися рассматривание земли на территории школы (детского дома-интерната).
Совместное с учащимися наблюдение за движением солнца, рассматривание светильников в форме солнца, луны.
Занятия в условиях темной сенсорной комнаты с использованием панно «Звездное небо» (занятия проводит учитель вместе с педагогом-психологом).
Расширение представлений учащихся о погодных явлениях: тучи, дождь и снег. Показ этих явлений на картинах и картинках, в видеосюжетах из жизни людей и животных в разное время года и их называние.
Закрепление представлений об одежде для разных погодных условий. В этюдах, пантомимах, жестово-образных играх, рисунках уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках. (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование».)
Чтение учащимся и разучивание^ с ними стихотворений (двух-четырехстрочных), сказок о явлениях природы, о небесных светилах. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Мир цвета и звука.Игры и игровые упражнения с учащимися на узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей).
Музыкально-дидактические игры с ударными инструментами (настоящими и импровизированными), оркестр из ударных инструментов. Беседы с учащимися об ударных инструментах. Слушание и подыгрывание учащимися на музыкальных инструментах мелодий, звучащих на CD-дисках.
Совместные с учащимися игры и предметно-практическая деятельность с цветом в природе (красный, желтый, белый, синий, зеленый). Упражнения и игры с предэталонами (выделение цвета, характерного для травы, солнца, воды, снега), эталонами цвета.
Второе полугодие
Развитие общих речевых навыков.Программное содержание, представленное в первом полугодии, полностью сохраняется во втором.
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся (например, «У врача», «В гостях»).
Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов об игрушках, любимых вещах, интересных для них ситуациях с использованием картинного плана, пиктограмм и речи.
Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых и неречевых средств общения.
Обучение учащихся пересказу небольших текстов с опорой на предварительное обсуждение его содержания и серию картинок (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).
Мирлюдей. Совместное с учащимися рассматривание иллюстраций, моделирование ситуаций с использованием игрового комплекта «Азбука дорожного движения»: «Улица полна неожиданностей», «Мой дом и прилегающая к нему территория» и т. п.
Рассматривание игрушек, изображающих транспортные средства: автобус, трамвай, самолет, корабль, специальные автомобили и др. Обучающие игры и игровые упражнения, в процессе которых учащиеся знакомятся с правилами дорожного движения, трудом водителей транспортных средств.
Экскурсии в булочную (наблюдение за работой продавца, кассира, действиями покупателей), в медицинский кабинет (наблюдение за трудом врача, медсестры и др.), в парикмахерскую (наблюдение за работой парикмахера), на ближайшую улицу (наблюдение за движением транспортных средств).
После экскурсий проведение вместе с учащимися ролевых и дидактических игр («В магазине», «Прием у врача», «В парикмахерской», «В автобусе» и др.), в которых закрепляются полученные учениками представления. Использование в процессе уроков представлений о счете, величине, об орудиях труда людей и т. п. Совместное рассматривание фотографий, сделанных учителем во время экскурсии. (Фотографии раскладываются учителем вместе с учащимися в логической последовательности, обсуждаются с применением возможных речевых и неречевых средств общения. Ученики с помощью учителя рассказывают о своих впечатлениях и действиях на экскурсии.) (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Мир животных.Знакомство учащихся с миром насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Звукоподражание и имитационные действия: летают, жужжат, ползают. Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насекомых. Называние их, используя речевые и неречевые средства общения.
По возможности, организация экскурсии в зоопарк, после посещения его беседы о том, что ученики увидели в зоопарке.
Театрализованные игры с простым сюжетом о животных и птицах.
Настольно-печатные игры: лото о животных и птицах. В ходе совместных с учащимися действий показ и называние (звукоподражание) картинок, нахождение пары и т. п.
Знакомство с пиктограммами «свинья», «коза», «корова», «петух», «лиса», «заяц», «волк». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о повадках животных, птиц, насекомых (с помощью вербальных и невербальных средств), подражать их голосам.
Воспитание заботливого отношения учащихся к животным и птицам, насекомым, безопасного поведения в процессе взаимодействия с ними.
Мир растений.Совместные с учащимися наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о растениях. Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и природы (в различных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах). Формирование представления о том, что растения — живые организмы. Наблюдение за ростом растений в классе, на улице. Наблюдение за трудом взрослых в природе. Привлечение учащихся к совместному с учителем выполнению несложных трудовых поручений по уходу за растениями (опрыскивание, полив, рыхление). Рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям. Воспитание у учащихся бережного отношения к растениям.
Организация элементарного экспериментирования (посадка лука, луковичных растений, укропа).
Вместе с учащимися рассматривание мебели, игрушек из дерева. Игры с игрушками из дерева.
Чтение литературных произведений и простые по смыслу беседы по ним с использованием реальных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Первое полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри...», «Слушай и показывай...», «Называй, а я показываю» (учитель показывает — учащийся называет или выбирает картинку с изображением того или иного объекта).
Рассматривание совместно с учащимися картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года. Разыгрывание вместе с учащимися содержания картин и картинок, используя персонажи пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядные объемные и плоскостные модели.
Работа с пиктограммами из серии «Школьные предметы». Пиктограммы «тетрадь», «карандаш», «пенал», «краски», «считать», «писать», «рисовать».
Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм: предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабо чих тетрадей «Я — ребенок», «Ребенок и мир животных», «Ребенок в школе», «Ребенок и его дом».
«Аудиальное чтение».Совместное с учащимся слушание аудиокассет и побуждение их к узнаванию разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: металлофон, треугольник, балалайка, детское пианино и др. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и возможное называние его.
Развитие аудиального восприятия учащихся в музыкально-дидактических играх с музыкальными игрушками (металлофон, треугольник, детское пианино, барабан, бубен, гармошка, балалайка и др.).
В играх и игровых упражнениях развитие слухового восприятия учащихся, их умений различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. Упражнения на формирование слухового внимания и реакций учащихся на звуковой и речевой сигнал. Воспитание у учащихся в различных образовательных ситуациях умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую, медленную и быструю речь.
Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске. Совместное с учащимися слушание сказок, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.
Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обучение учащихся договариванию при прослушивании стихов (сопряжено), а затем и самостоятельному рассказыванию их (используются все доступные средства общения).
Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказкам, коротким рассказам, стихотворениям с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение учащихся к отображению действий по прочитанному учителем тексту.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ УСВОИТЬ ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ).
Знакомство учащихся с буквой А (буквы вырезаны по контуру — размер 10 и 5 см).
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой А среди картинок (размер картинок 10 и 5 см).
Второе полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Работа с пиктограммами по рабочей тетради «Ребенок в школе». Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок школьных принадлежностей и действий с ними типа «Слушай и показывай на картинке» и т. п.
Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стихи и показывай картинку» (изображено каждое действие к построчному тексту, выбор одной картинки из двух).
Аудиальные и двигательные упражнения со стихотворным текстом типа «Слушай и выполняй движения».
Знакомство с пиктограммами «портфель», «читать», «учить», «смотреть».
Узнавание учениками школьных предметов, игрушки-животного (целостное восприятие) по отдельным деталям.
Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей.
Упражнения в выборе нужной пиктограммы из ряда других:
учитель показывает ученикам несколько пиктограмм (например, «карандаш», «пенал», «тетрадь», «портфель»), учащиеся должны узнать и показать ту, которую назвал учитель.
Создание игровых ситуаций, в которых ученику необходимо выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других (например, «тетрадь» — «книга» — «карандаш» — «книга»).
Упражнения в выборе детских книг с иллюстрациями (с помощью учителя) о школе, об уроках в школе, о безопасном поведении и т. п.
Упражнения в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков: «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Больница», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» «Медицинский кабинет». «Чтение» сигналов светофора. Занятия с рабочей тетрадью по правилам дорожного движения .
Совместное с учащимися разыгрывание с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей содержания картин из серии «Мы играем».
«Аудиальное чтение».Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель).
Слушание совместно с учащимися аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске, пластинках и т. п. Чтение учителем сказок, песенок, стихов (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр, в которых учащиеся узнают и называют (показывают, изображают) персонажей этих произведений.
Разыгрывание с малыми группами учащихся театрализованных игр (режиссерских и игр-драматизаций) с использованием вербальных и невербальных средств общения. (Учитель принимает участие в играх, исполняя роль ведущего, режиссера и одного из персонажей.) Разыгрывание перед учащимися и совместно с ними сказочных ситуаций с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение Учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ УСВОИТЬ ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ).
Знакомство учащихся с буквой О (буквы вырезаны по контуру — размер 10 и 5 см).
«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.
Дидактические упражнения на выбор букв А, О среди картинок (размер картинок 10 и 5 см).
Упражнения в соотнесении артикуляции: учитель произносит звук четко артикулируя его, а учащийся выбирает букву (сначала даются буквы размером 10 см, затем 5 см, далее двух размеров).
Работа с карточками, на которых напечатаны слова стол, стул (буквы размером 10 и 5 см).
Упражнения в соотнесении предмета, картинки, пиктограммы и карточки со словом.
ГРАФИКА И ПИСЬМО
Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на развитие двигательной подражательности.
Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия.
Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на формирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).
Упражнения на совершенствование общей и ручной моторики, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструкции учителя: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать кистями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. Совершенствование взаимодействия в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Стимулирование интереса учащихся к природным материалам и приемам самомассажа с помощью круп и плодов (рис, горох, фасоль), насыпанных в емкости.
«Рисуночное письмо».Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Упражнения на формирование представлений учащихся о соотношении формы предмета с эталоном. Вместе с учащимися выбор в окружающем пространстве предметов круглой и квадратной формы, зарисовывание их и называние эталонной формы: круглый, квадратный (называет учитель).
Обучение учащихся совместным с учителем и самостоятельным обследовательским действиям перед рисованием. (Учитель показывает учащимся образцы таких действий, стимулируя желание учащихся проводить обследование объектов в определенной последовательности.)
Обучение рисованию округлых форм (овощи, фрукты) на одном листе, предлагая для основы бумажные листы в форме тарелки, подноса и т. п.: «Яблоки на тарелке», «Овощи на подносе», «Помидоры в банке».
Обучение учащихся рассматриванию узоров на посуде, на декоративных досках в процессе воспитания у них элементарного чувства композиции. Совместное с учащимися рисование узоров в полоске, в квадрате, в круге, в овале. Беседы с учащимися о красоте узоров и стимуляция их к диалогу о выполненных ими рисунках, используя для этого вербальные и невербальные средства общения.
Совместная с учащимися лепка из пластилина приемами защипывания, оттягивания.
Рисование восковыми мелками. Соотнесение изображения с картинкой при выборе «такого же» из нескольких картинок.
Рисование красками приемами примакивания и касания кончиком кисти, составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу, данному учителем.
Жестово-образные игры.Игры на сохранение равновесия, управление своим шагом, сохранение движения и покоя, проводимые на игровой дорожке («Запрыгни — спрыгни», «Змейка», «По ступенькам», «Прыжки с бруска», «Ходьба с препятствиями»), на коврике со следочками («Гуси», «Кошечки», «На носочках — на коленках», «Необычная прогулка», «Пальчики приклеились — пальчики отклеились», «Цапля», «Циркачи»), на напольной дорожке «Гусеница» («Всей ногой наступи и по гусенице пройди», «Зайчики и гусеница», «Цыпочки»), на сенсорной дорожке («Гуси», «Мы проснулись», «Слушай и делай», «Цапля»), с игровым набором «Набрось колечко» («Брось колечко», «Добеги до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колечко», «Слушай и бросай (по цвету)»).
Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка» и др.
Ритмические упражнения.Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития учащихся). Бросание мяча учителю. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Упражнения выполняются с ритмическим сопровождением: хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен и т. п.
«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий: пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.
«Письменные упражнения».«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пунктирам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги.
Знакомство с линейкой. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке (с помощью учителя).
Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций. Ладонь ученика прикладывается к бумаге (песку, манке, прицельной доске) — обводится пальцем по контуру —обрисовывается карандашом (мелом, кистью, палочкой). Упражнение повторяется несколько раз, разное расположение ладоней позволяет создавать композиции из их изображений. Упражнение выполняется вместе с учителем, который в речевой форме комментирует все действия.
Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.См. содержание одноименного раздела в первом полугодии.
«Рисуночное письмо».Рисование по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изображения.
Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пластилина и природного материала: с игрушками (пластмассовыми, деревянными, глиняными) такого размера, чтобы ученик мог обхватить их кистью руки. Совместное с учащимися создание лепных деталей, дополняющих природный материал. Например, для туловища ежа берут сосновую шишку, нос и яблоко на спинке лепят из пластилина; улитку лепят из пластилина, на ее спинку помещают ракушку и т. д. Побуждение учащихся к самостоятельным действиям, при необходимости оказывая помощь. Совместное с учащимися обыгрывание лепных игрушек в режиссерских играх (С. Маршак «Тихая сказка», дразнилка «Лидка-улитка» (народн.), И. Смолевский «Улитка» и др.).
Вместе с учащимися выбор поделок для выставки. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Мои игрушки».)
Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение учащихся в совместной деятельности приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Знакомство учащихся с приемами работы со стекой.
Обучение учащихся наклеиванию деталей для аппликации. Обучение работе с кистью и клеем (исходя из индивидуальных особенностей учащихся). Использование готовых деталей для создания образа с помощью аппликации. Обучение учащихся приемам предварительного рассматривания, ощупывания предметов игрушек, образы которых затем используются в аппликации.
Знакомство учащихся с возможным пространственным расположением элементов предметной аппликации на листе, позволяющим в дальнейшем дополнять ее другими деталями (например, рисунками), чтобы получился сюжетный рисунок-аппликация (по темам сказок, рассказов, стихотворений).
Обучение учащихся составлению узоров из готовых элементов в квадрате, в круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ («Мамины бусы», «Елочные украшения: бусы на елке, елочная гирлянда из флажков разной формы»).
Упражнения для развития графомоторных навыков учащихся: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя затем рисунок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой дорожке катится мяч», «Прямая улица с домами».
Совместное с учащимися (или с частичной помощью им) рисование объектов угловатой формы, используя при этом предварительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гирлянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»). Рисование объектов, сочетающих округлую и угловатую формы (тележка, автобус и др.).
Жестово-образные игры.Игры-импровизации, в которых учащиеся вместе с учителем выполняют действия по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу, труд людей и т. п.
Ритмические упражнения.Развитие у учащихся чувства ритма в практических упражнениях на повторность и чередование (точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий одной или разными красками). Для этого действия учащихся (например, рисование на бумаге, на песке, на манке) сопровождаются звучанием музыкальных инструментов, хлопками или словами учителя. Обучение учащихся начинать и заканчивать движение руки во время «письма» линий в соответствии со звучанием музыки.
«Рисование» пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки) под специально подобранную музыку. Темп музыкального сопровождения должен соответствовать темпу работы уче ника. По мере овладения движениями пальца увеличивается и темп музыки. Упражнение выполняется сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно, но при обязательном словесном комментировании учителя.
Музыкально-ритмичные движения в соответствии с двухчастной формой пьесы (характер движений изменяется в зависимости от звучания музыки).
Развитие у учащихся общей моторики и чувства ритма в упражнениях, выполняемых под музыку: ритмические приседания, подпрыгивание на двух ногах, прямой галоп, подскоки на месте с поворотом вправо и влево.
«Письменные упражнения».«Письмо» прямых и извилистых линий фломастерами, различными маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги и в тетради. «Письмо» горизонтальных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на странице тетради в клетку и в линию.
«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя и самостоятельно.
«Письмо» по трафаретам букв А, О (размер буквы — 10 см) (задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учеников).