Четвертый класс развитие речи и окружающий мир

Первое полугодие

Развитие общих речевых навыков. Упражнения на закреп­ление правильного физиологического (диафрагмально-реберного) дыхания. Обучение учащихся короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая Щеки). Упражнения на формирование правильной осанки.

Игровые упражнения на совершенствование умений детей Узнавать неречевые звуки, определять местонахождение источника звука, различать силу звука, темп и ритм звучания. Упражнения на развитие тембрального восприятия неречевых и речевых звуков, способности подражать темпу и ритму нерече­вых и речевых звучаний, воспроизводить ритмические структу­ры (от одного до трех ритмических сигналов). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение» и логопедиче­скими занятиями.)

Игровые упражнения на развитие восприятия речи учащими­ся. Специальные упражнения на развитие внимания учащихся к речи учителя с помощью выполнения ими одно-двухступенчатых инструкций, прослушивания и нахождения картинок и пикто­грамм, соответствующих тексту стихов и сказок.

Упражнения на различение гласных звуков [а, у, о] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия их без­звучной артикуляции, с опорой на картинки, изображающие по­ложение губ при произнесении звуков.

Упражнения на развитие речевой моторики учащихся: ораль­ный и артикуляторный праксис, объем, плавность движений, уме­ние удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию учителю и по образцу). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Игровые ситуации, в которых осуществляется развитие силы голоса учащихся и устойчивости его звучания.

Работа над интонацией: формирование умения слышать вы­разительность речи учителя, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. (Интеграция с логопедиче­скими занятиями.)

Это— я. Знакомство с пиктограммами «нос», «уши», «зу­бы». Соотнесение пиктограмм «рот», «зубы», «есть», «нос», «ню­хать», «глаза», «плакать», «ноги», «идти». Упражнения с пикто­граммами по рабочей тетради . (Интеграция с уроками по пред­мету «Альтернативное чтение».)

Стимулирование учащихся к составлению двухсловных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я...», «Мы...»), второго лица («Ты...», «Вы...»), от третьего лица («Он...», «Они...»), при этом наличие адресата обязательно. Использование для этого «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор.

Привлечение внимания учащихся к своему внешнему виду: формирование умения смотреть в зеркало на себя, друг на друга, на учителя, показывать и называть одежду (на себе, на картинке, на пиктограмме и т. п.).

Рассказывание учащимися двух-четырехстрочных стихов (с использованием вербальных и невербальных средств общения) о личной гигиене, о предметах гигиены (с помощью учителя и, ес­ли это возможно, самостоятельно). Упражнения по содержанию стихов с реальными предметами личной гигиены и предметами-заместителями.

Дидактические упражнения по лексическим темам «Моя одежда и обувь осенью, зимой», «Посуда для меня и для других людей».

Мои игрушки.Обучающие игры с использованием предме­тов-заместителей .

Совместные с учащимися игры в простые по правилам настольно-печатные игры: «Лото», «Парные картинки», «Цвет и форма» и т. п.

Составление совместно с учащимися простейших рассказов с опорой на специально подготовленные серии картинок и фо­тографий, на которых запечатлены игры школьников (спортив­ные, игры на перемене, театральные представления). Выделе­ние учителем (многократным повторением) основных частей рассказа об игре.

Совместное с учащимися изготовление поделок из природно­го и бросового материала и организация вместе с ними «выстав­ки» поделок на специальном стенде. Составление двухсловных предложений по сюжетам поделок («Это...» и т. д.), используя показ и называние поделок (с помощью учителя).

Игровые сюжеты (цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реаль­ных предметов. Игры с несложным ролевым диалогом: называ­ние себя в игровой роли в играх «Дочки-матери», «Автобус», «Улица», «Доктор» и др.

Моя семья.Совместное с учащимися рассматривание фото­графий о прогулках с родителями, с братьями и сестрами и соот­несение их с картинками и пиктограммами, беседы о семье уча щегося (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Ролевые иг­ры, отражающие доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу.

Чтение ученикам литературных произведений о семье, о де­тях в семье. После чтения литературных произведений беседы с учащимися по их содержанию с использованием картинок и пик­тограмм. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Побуждение учащихся к общению с учителем, друг с другом (парное).

Мойдом. Образовательные ситуации и игры, в которых уточняются правила безопасного поведения дома. В ролевых иг­рах проясняются следующие моменты: как нужно ухаживать за жилищем, чем занимаются люди дома, правила безопасного ис­пользования бытовых электроприборов в доме.

В играх и игровых упражнениях расширение представлений
учащихся о предметах быта и убранства дома (посуда, мебель,
бытовые приборы), об их назначении. _

Вместе с учащимися рассматривание картинок, просматрива­ние фрагментов видеофильмов о поведении детей и взрослых в подъезде, в лифте, на игровой площадке у дома. Беседы по ним.

Мирлюдей. Экскурсии по ознакомлению учащихся с транс­портными средствами, улицей (вблизи от школы). Экскурсия в магазин.

Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде врача, шофера, продавца, общаясь друг с другом по игровым си­туациям. Обучающие игры с реальными предметами, с предме­тами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися иг­ры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуации, в которых ученик отвечает на вопросы «Кто это?», «Что делает врач?», «Как шофер ведет автомобиль?» и др.

Моделирование с учащимися простых сюжетов о безопасно­сти в доме, в природе и на улице: «Идем в магазин», «На приеме у врача», «Переходим улицу по пешеходному переходу» и др.

Приборы.Совместные с учащимися наблюдения за работой бытовых технических приборов, показ и рассказ о правилах их использования, сообщение элементарных сведений о технике безопасности.

Упражнения с применением игровых аналогов технических приборов, включение их в различные игровые ситуации (при прямом и косвенном руководстве учителя).

Явления природы.Совместные с учащимися наблюдения за явлениями природы осенью, зимой (в зависимости от природных условий).

Вместе с учащимися рассматривание земли на территории школы (детского дома-интерната).

Совместное с учащимися наблюдение за движением солнца, рассматривание светильников в форме солнца, луны.

Занятия в условиях темной сенсорной комнаты с использова­нием панно «Звездное небо» (занятия проводит учитель вместе с педагогом-психологом).

Расширение представлений учащихся о погодных явлениях: тучи, дождь и снег. Показ этих явлений на картинах и картинках, в видеосюжетах из жизни людей и животных в разное время года и их называние.

Закрепление представлений об одежде для разных погодных условий. В этюдах, пантомимах, жестово-образных играх, рисун­ках уточнение представлений учащихся о солнце, луне, туче, до­жде, каплях, снеге и снежинках. (Интеграция с уроками по пред­метам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Матема­тические представления и конструирование».)

Чтение учащимся и разучивание^ с ними стихотворений (двух-четырехстрочных), сказок о явлениях природы, о небесных светилах. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Мир цвета и звука.Игры и игровые упражнения с учащи­мися на узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей).

Музыкально-дидактические игры с ударными инструментами (настоящими и импровизированными), оркестр из ударных ин­струментов. Беседы с учащимися об ударных инструментах. Слушание и подыгрывание учащимися на музыкальных инстру­ментах мелодий, звучащих на CD-дисках.

Совместные с учащимися игры и предметно-практическая деятельность с цветом в природе (красный, желтый, белый, си­ний, зеленый). Упражнения и игры с предэталонами (выделение цвета, характерного для травы, солнца, воды, снега), эталонами цвета.

Второе полугодие

Развитие общих речевых навыков.Программное содер­жание, представленное в первом полугодии, полностью сохраня­ется во втором.

Развитие навыков общения, диалогической и связной ре­чи.Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся (например, «У врача», «В гостях»).

Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов об игрушках, любимых вещах, интересных для них си­туациях с использованием картинного плана, пиктограмм и речи.

Стимулирование учащихся к выражению эмоционально-оценочного отношения к героям прослушанных художественных произведений с использованием речевых и неречевых средств общения.

Обучение учащихся пересказу небольших текстов с опорой на предварительное обсуждение его содержания и серию карти­нок (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).

Мирлюдей. Совместное с учащимися рассматривание иллю­страций, моделирование ситуаций с использованием игрового комплекта «Азбука дорожного движения»: «Улица полна неожи­данностей», «Мой дом и прилегающая к нему территория» и т. п.

Рассматривание игрушек, изображающих транспортные средства: автобус, трамвай, самолет, корабль, специальные авто­мобили и др. Обучающие игры и игровые упражнения, в процес­се которых учащиеся знакомятся с правилами дорожного движе­ния, трудом водителей транспортных средств.

Экскурсии в булочную (наблюдение за работой продавца, кассира, действиями покупателей), в медицинский кабинет (наблюдение за трудом врача, медсестры и др.), в парикмахер­скую (наблюдение за работой парикмахера), на ближайшую ули­цу (наблюдение за движением транспортных средств).

После экскурсий проведение вместе с учащимися ролевых и дидактических игр («В магазине», «Прием у врача», «В парикмахерской», «В автобусе» и др.), в которых закрепляются получен­ные учениками представления. Использование в процессе уроков представлений о счете, величине, об орудиях труда людей и т. п. Совместное рассматривание фотографий, сделанных учителем во время экскурсии. (Фотографии раскладываются учителем вместе с учащимися в логической последовательности, обсуждаются с применением возможных речевых и неречевых средств общения. Ученики с помощью учителя рассказывают о своих впечатлениях и действиях на экскурсии.) (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Мир животных.Знакомство учащихся с миром насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Звуко­подражание и имитационные действия: летают, жужжат, полза­ют. Рассматривание муляжей и картинок, изображающих насеко­мых. Называние их, используя речевые и неречевые средства об­щения.

По возможности, организация экскурсии в зоопарк, после по­сещения его беседы о том, что ученики увидели в зоопарке.

Театрализованные игры с простым сюжетом о животных и птицах.

Настольно-печатные игры: лото о животных и птицах. В ходе совместных с учащимися действий показ и называние (звукопод­ражание) картинок, нахождение пары и т. п.

Знакомство с пиктограммами «свинья», «коза», «корова», «петух», «лиса», «заяц», «волк». (Интеграция с уроками по пред­мету «Альтернативное чтение».)

Стимулирование желания учащихся повторять за учителем фразы о повадках животных, птиц, насекомых (с помощью вер­бальных и невербальных средств), подражать их голосам.

Воспитание заботливого отношения учащихся к животным и птицам, насекомым, безопасного поведения в процессе взаимо­действия с ними.

Мир растений.Совместные с учащимися наблюдения, бесе­ды, игры, чтение литературы о растениях. Расширение представ­лений учащихся о взаимосвязи и взаимозависимости жизнедея­тельности человека и природы (в различных игровых ситуациях, в театрализованных играх, пантомимах и этюдах). Формирование представления о том, что растения — живые организмы. Наблю­дение за ростом растений в классе, на улице. Наблюдение за трудом взрослых в природе. Привлечение учащихся к совместному с учителем выполнению несложных трудовых поручений по уходу за растениями (опрыскивание, полив, рыхление). Рассматривание иллюстраций о заботливом отношении человека к растениям. Воспитание у учащихся бережного отношения к растениям.

Организация элементарного экспериментирования (посадка лука, луковичных растений, укропа).

Вместе с учащимися рассматривание мебели, игрушек из де­рева. Игры с игрушками из дерева.

Чтение литературных произведений и простые по смыслу бе­седы по ним с использованием реальных растений, их моделей, игрушек, картинок, комментированного рисования, рисунков и аппликаций, лепных поделок и др. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Первое полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах.Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри...», «Слушай и показывай...», «Называй, а я показываю» (учитель показывает — учащийся называет или выбирает картинку с изоб­ражением того или иного объекта).

Рассматривание совместно с учащимися картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображе­ния игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года. Разыгрывание вместе с учащимися содержа­ния картин и картинок, используя персонажи пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядные объ­емные и плоскостные модели.

Работа с пиктограммами из серии «Школьные предметы». Пиктограммы «тетрадь», «карандаш», «пенал», «краски», «счи­тать», «писать», «рисовать».

Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм: предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабо чих тетрадей «Я — ребенок», «Ребенок и мир животных», «Ребе­нок в школе», «Ребенок и его дом».

«Аудиальное чтение».Совместное с учащимся слушание аудиокассет и побуждение их к узнаванию разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звуча­ния музыкальных инструментов и узнавание их: металлофон, треугольник, балалайка, детское пианино и др. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и возможное называние его.

Развитие аудиального восприятия учащихся в музыкально-дидактических играх с музыкальными игрушками (металлофон, треугольник, детское пианино, барабан, бубен, гармошка, бала­лайка и др.).

В играх и игровых упражнениях развитие слухового вос­приятия учащихся, их умений различать неречевые звуки и соот­носить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. Упражнения на формирование слухового внимания и реакций учащихся на звуковой и речевой сигнал. Воспитание у учащихся в различных образовательных ситуациях умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую, медленную и быструю речь.

Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске. Совместное с учащимися слушание сказок, записанных на пластинки, аудио­кассеты, CD-диски и др.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у уча­щихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обу­чение учащихся договариванию при прослушивании стихов (со­пряжено), а затем и самостоятельному рассказыванию их (ис­пользуются все доступные средства общения).

Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказкам, коротким рассказам, стихотворениям с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение учащихся к отображению действий по прочитанно­му учителем тексту.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ УСВОИТЬ ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ).

Знакомство учащихся с буквой А (буквы вырезаны по конту­ру — размер 10 и 5 см).

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение глас­ных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой А среди картинок (размер картинок 10 и 5 см).

Второе полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах.Работа с пиктограммами по рабочей тетради «Ребенок в школе». Аудиальные и визуальные упражнения с использова­нием картинок школьных принадлежностей и действий с ними типа «Слушай и показывай на картинке» и т. п.

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стихи и показывай картинку» (изображено каждое действие к построч­ному тексту, выбор одной картинки из двух).

Аудиальные и двигательные упражнения со стихотворным текстом типа «Слушай и выполняй движения».

Знакомство с пиктограммами «портфель», «читать», «учить», «смотреть».

Узнавание учениками школьных предметов, игрушки-животного (целостное восприятие) по отдельным деталям.

Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изобра­жения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогу­лок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плос­костных моделей.

Упражнения в выборе нужной пиктограммы из ряда других:

учитель показывает ученикам несколько пиктограмм (например, «карандаш», «пенал», «тетрадь», «портфель»), учащиеся должны узнать и показать ту, которую назвал учитель.

Создание игровых ситуаций, в которых ученику необходимо выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других (например, «тетрадь» — «книга» — «карандаш» — «книга»).

Упражнения в выборе детских книг с иллюстрациями (с по­мощью учителя) о школе, об уроках в школе, о безопасном пове­дении и т. п.

Упражнения в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков: «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пеше­ходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Больни­ца», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» «Медицин­ский кабинет». «Чтение» сигналов светофора. Занятия с рабочей тетрадью по правилам дорожного движения .

Совместное с учащимися разыгрывание с помощью персона­жей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей содержания картин из серии «Мы играем».

«Аудиальное чтение».Игры и игровые упражнения на раз­витие слуховой двигательной памяти и закрепление связи дей­ствий и движений с глаголами (называет учитель).

Слушание совместно с учащимися аудиокниг: звучащие кни­ги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске, пластинках и т. п. Чтение учителем сказок, песенок, стихов (без показа иллю­страций) с последующим проведением игр, в которых учащиеся узнают и называют (показывают, изображают) персонажей этих произведений.

Разыгрывание с малыми группами учащихся театрализован­ных игр (режиссерских и игр-драматизаций) с использованием вербальных и невербальных средств общения. (Учитель прини­мает участие в играх, исполняя роль ведущего, режиссера и одно­го из персонажей.) Разыгрывание перед учащимися и совместно с ними сказочных ситуаций с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение Учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ УСВОИТЬ ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ).

Знакомство учащихся с буквой О (буквы вырезаны по конту­ру — размер 10 и 5 см).

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение глас­ных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения на выбор букв А, О среди кар­тинок (размер картинок 10 и 5 см).

Упражнения в соотнесении артикуляции: учитель произно­сит звук четко артикулируя его, а учащийся выбирает букву (сна­чала даются буквы размером 10 см, затем 5 см, далее двух разме­ров).

Работа с карточками, на которых напечатаны слова стол, стул (буквы размером 10 и 5 см).

Упражнения в соотнесении предмета, картинки, пиктограм­мы и карточки со словом.

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упраж­нения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструк­ции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на разви­тие двигательной подражательности.

Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предме­ты тактильно и на основе зрительного восприятия.

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на фор­мирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).

Упражнения на совершенствование общей и ручной мотори­ки, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с ло­гопедическими занятиями.)

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструк­ции учителя: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать ки­стями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. Совершенствование взаимодействия в работе зрительного, слу­хового и тактильного анализаторов.

Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Стимулирование интереса учащихся к природным мате­риалам и приемам самомассажа с помощью круп и плодов (рис, горох, фасоль), насыпанных в емкости.

«Рисуночное письмо».Упражнения с внутренними и внешни­ми трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штри­ховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Упражнения на формирование представлений учащихся о со­отношении формы предмета с эталоном. Вместе с учащимися выбор в окружающем пространстве предметов круглой и квад­ратной формы, зарисовывание их и называние эталонной формы: круглый, квадратный (называет учитель).

Обучение учащихся совместным с учителем и самостоятель­ным обследовательским действиям перед рисованием. (Учитель показывает учащимся образцы таких действий, стимулируя же­лание учащихся проводить обследование объектов в определен­ной последовательности.)

Обучение рисованию округлых форм (овощи, фрукты) на од­ном листе, предлагая для основы бумажные листы в форме та­релки, подноса и т. п.: «Яблоки на тарелке», «Овощи на подносе», «Помидоры в банке».

Обучение учащихся рассматриванию узоров на посуде, на декоративных досках в процессе воспитания у них элементарного чувства композиции. Совместное с учащимися рисование узоров в полоске, в квадрате, в круге, в овале. Беседы с учащимися о красоте узоров и стимуляция их к диалогу о выполненных ими рисунках, используя для этого вербальные и невербальные средства общения.

Совместная с учащимися лепка из пластилина приемами за­щипывания, оттягивания.

Рисование восковыми мелками. Соотнесение изображения с картинкой при выборе «такого же» из нескольких картинок.

Рисование красками приемами примакивания и касания кон­чиком кисти, составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу, данному учителем.

Жестово-образные игры.Игры на сохранение равновесия, управление своим шагом, сохранение движения и покоя, прово­димые на игровой дорожке («Запрыгни — спрыгни», «Змейка», «По ступенькам», «Прыжки с бруска», «Ходьба с препятствия­ми»), на коврике со следочками («Гуси», «Кошечки», «На носоч­ках — на коленках», «Необычная прогулка», «Пальчики прикле­ились — пальчики отклеились», «Цапля», «Циркачи»), на напольной дорожке «Гусеница» («Всей ногой наступи и по гусе­нице пройди», «Зайчики и гусеница», «Цыпочки»), на сенсорной дорожке («Гуси», «Мы проснулись», «Слушай и делай», «Цап­ля»), с игровым набором «Набрось колечко» («Брось колечко», «Добеги до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колеч­ко», «Слушай и бросай (по цвету)»).

Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка» и др.

Ритмические упражнения.Игровые упражнения на прока­тывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предме­тами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяет­ся исходя из особенностей моторного развития учащихся). Бро­сание мяча учителю. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Упражнения выполняются с ритмическим сопровождением: хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен и т. п.

«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извили­стых линий: пальцем на манке или песке, фломастерами, марке­рами, карандашами, ручкой на листе бумаги под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

«Письменные упражнения».«Письмо» вертикальных и го­ризонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пункти­рам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги.

Знакомство с линейкой. Рисование («письмо») линий по ли­нейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке (с помощью учителя).

Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций. Ладонь ученика прикладывается к бумаге (песку, манке, прицельной доске) — обводится пальцем по контуру —обрисовыва­ется карандашом (мелом, кистью, палочкой). Упражнение повто­ряется несколько раз, разное расположение ладоней позволяет создавать композиции из их изображений. Упражнение выполня­ется вместе с учителем, который в речевой форме комментирует все действия.

Второе полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.См. со­держание одноименного раздела в первом полугодии.

«Рисуночное письмо».Рисование по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изо­бражения.

Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пласти­лина и природного материала: с игрушками (пластмассовыми, деревянными, глиняными) такого размера, чтобы ученик мог об­хватить их кистью руки. Совместное с учащимися создание леп­ных деталей, дополняющих природный материал. Например, для туловища ежа берут сосновую шишку, нос и яблоко на спинке лепят из пластилина; улитку лепят из пластилина, на ее спинку помещают ракушку и т. д. Побуждение учащихся к самостоя­тельным действиям, при необходимости оказывая помощь. Сов­местное с учащимися обыгрывание лепных игрушек в режиссер­ских играх (С. Маршак «Тихая сказка», дразнилка «Лидка-улитка» (народн.), И. Смолевский «Улитка» и др.).

Вместе с учащимися выбор поделок для выставки. (Интегра­ция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Мои игрушки».)

Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение учащихся в совместной деятельности приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Знакомство уча­щихся с приемами работы со стекой.

Обучение учащихся наклеиванию деталей для аппликации. Обучение работе с кистью и клеем (исходя из индивидуальных особенностей учащихся). Использование готовых деталей для со­здания образа с помощью аппликации. Обучение учащихся приемам предварительного рассматривания, ощупывания предметов игрушек, образы которых затем используются в аппликации.

Знакомство учащихся с возможным пространственным рас­положением элементов предметной аппликации на листе, позво­ляющим в дальнейшем дополнять ее другими деталями (напри­мер, рисунками), чтобы получился сюжетный рисунок-аппликация (по темам сказок, рассказов, стихотворений).

Обучение учащихся составлению узоров из готовых элемен­тов в квадрате, в круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ («Мамины бусы», «Елочные украшения: бусы на елке, елочная гирлянда из флажков разной формы»).

Упражнения для развития графомоторных навыков учащих­ся: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя затем рису­нок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой до­рожке катится мяч», «Прямая улица с домами».

Совместное с учащимися (или с частичной помощью им) ри­сование объектов угловатой формы, используя при этом предва­рительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гир­лянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»). Рисование объектов, сочетающих округлую и угловатую формы (тележка, автобус и др.).

Жестово-образные игры.Игры-импровизации, в которых учащиеся вместе с учителем выполняют действия по текстам ко­ротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоро­вья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу, труд людей и т. п.

Ритмические упражнения.Развитие у учащихся чувства ритма в практических упражнениях на повторность и чередова­ние (точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий одной или разными красками). Для этого действия учащихся (например, рисование на бумаге, на песке, на манке) сопровождаются звуча­нием музыкальных инструментов, хлопками или словами учите­ля. Обучение учащихся начинать и заканчивать движение руки во время «письма» линий в соответствии со звучанием музыки.

«Рисование» пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки) под специально подобранную музыку. Темп музыкаль­ного сопровождения должен соответствовать темпу работы уче ника. По мере овладения движениями пальца увеличивается и темп музыки. Упражнение выполняется сначала вместе с учите­лем, а затем самостоятельно, но при обязательном словесном комментировании учителя.

Музыкально-ритмичные движения в соответствии с двух­частной формой пьесы (характер движений изменяется в зависи­мости от звучания музыки).

Развитие у учащихся общей моторики и чувства ритма в упражнениях, выполняемых под музыку: ритмические приседа­ния, подпрыгивание на двух ногах, прямой галоп, подскоки на месте с поворотом вправо и влево.

«Письменные упражнения».«Письмо» прямых и извили­стых линий фломастерами, различными маркерами, карандаша­ми, ручкой на листе бумаги и в тетради. «Письмо» горизонталь­ных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на странице тетради в клетку и в линию.

«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя и самосто­ятельно.

«Письмо» по трафаретам букв А, О (размер буквы — 10 см) (задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учеников).

Наши рекомендации