Как осуществляется обучение письму и письменной речи на немецком языке?
Что мы понимаем под этими терминами?
Следует сказать, что в методической литературе их часто не разграничивают. А между тем это существенно.
В практике обучения ИЯ термин «письмо» используется главным образом в значении «письменная фиксация речи, знаков языка», т. е. имеется в виду его технологический, процессуальный аспект.
Под письменной .речью понимают относительно самостоятельный вид РД, направленной на выражение мыслей в письменной форме. Ее рассматривают как сложную творческую деятельность, имеющую в качестве способа иноязычного общения значительно меньшее распространение, чем устная речь.
Исходя из этого и учитывая существующие условия обучения ИЯ в массовой школе (дефицит учебного времени), в действующей программе развитие письменной речи как целевого умения не предусматривается.
Что касается письма, то оно выступает как одно из важнейших средств обучения. Представляется, что если целенаправленно не обучать письму и в определенной мере письменной речи, то они не могут стать действенными средствами обучения.
Однако, следуя требованиям программы, в УМК по немецкому языку перед обучением письму ставятся весьма скромные задачи:
овладение немецкой графикой, т. е. начертанием букв и типичных для немецкого языка буквосочетаний, их соотнесенностью со звуками и звукосочетаниями данного языка, и формирование на этой основе графических навыков;
овладение орфографически правильным письмом, т. е. орфографическими знаниями и навыками (имеются в виду знания письменных образов слов, следование определенным орфографическим правилам, например: как изображать на письме долготу гласного и т. п.);
овладение умением пользоваться графическим кодом для письменной фиксации речи, главным образом на репродуктивном уровне, т. е. списывание, выполнение различных, преимущественно условно-коммуникативных упражнений в письменной форме.
Относительно творческое использование письменной речи рассматривается как факультативное: имеющиеся упражнения такого плана, как правило, помечены звездочкой как необязательные, характеризующиеся повышенной трудностью.
Организация обучения письму охватывает три этапа, а именно: 1) первый год обучения, где происходит овладение графикой и основными орфографическими навыками, а также складываются самые элементарные умения письменной речи (например, письменные ответы на данные вопросы, самостоятельная письменная постановка вопросов и т. п.); 2) второй год обучения, где эти навыки и умения целенаправленно совершенствуются, и 3) остальная часть курса, когда все эти навыки и умения развиваются главным образом попутно в процессе решения других задач.
Начинается обучение письму после нескольких чисто устных уроков и осуществляется в тесном взаимодействии с обучением чтению.
Как именно? (См. введение к «Книге для учителя» к учебнику || 4-го класса.)
Чтение и письмо вводятся на протяжении первого полугодия небольшими дозами и осуществляются практически параллельно: все что пишется — читается, почти все, что читается — пишется (точнее, списывается: полностью или частично).
При этом учитывается специфика формирования психофизиологических механизмов письма, основанных на взаимодействии двигательно-моторного, речемоторного и зрительного анализаторов. Именно эта взаимосвязь обусловливает обязательное устное проговаривание во внешней или внутренней речи того, что пишется. Поэтому проговаривание должно в самом начале обучения сопровождать все письменные упражнения.
В целом обучение письму строится на трех сериях упражнений.
I. Упражнения, направленные на формирование графических и орфографических навыков, ориентирующих в письме как деятельности:
списывание прописей букв, буквосочетаний, слов и их печатных эквивалентов;
списывание, сопровождаемое звуко-буквенным анализом: с помощью подчеркивания букв и буквосочетаний, их выписывания, заполнения ими пропусков и т. п.;
списывание или выписывание слов, на основе их группировки по выделенному графическому или орфографическому признаку (например, с удвоенными согласными и т. п.);
списывание или выписывание слов на основе их группировки по словообразовательным признакам.
II. Упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических знаний и навыков и осуществляемые с помощью письма (письмо здесь средство обучения):
списывание, выписывание слов, словосочетаний, предложений, целого текста с целью закрепления лексических и грамматических явлений в памяти;
письменное выполнение лексических и грамматических тренировочных упражнений: на подстановку, на завершение предложений и т. п.;
письменные ответы на данные вопросы с использованием определенной лексики или определенного грамматического явления;
постановка вопросов с использованием определенного лексического и грамматического материала.
Короче говоря, сюда относятся все лексические и грамматические упражнения, выполняемые в письменной форме.
III. Письменные упражнения, служащие средством развития других видов РД: говорения, чтения, аудирования:
письменные ответы на вопросы в качестве опоры для устного высказывания или для проверки понимания прочитанного или прослушанного текста;
письменная постановка вопросов по теме или проблеме или к тексту в тех же целях, что и выше;
составление подписей к картинкам или их описание по данному образцу;
письменная формулировка тезисов (составление плана) сообщения;
выписывание цитат из текста к данным или самостоятельно составленным тезисам (плану);
письменная фиксация придуманных реплик для замены данных в диалоге;
письменное составление микродиалога по данному образцу;
краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т. д.
Сюда следует отнести все коммуникативные упражнения, выполняемые в письменной форме. Однако все они одновременно служат и развитию письменной речи учащихся. Особенно полезны в этом плане следующие упражнения:
составление описания (природы, пионерлагеря, деревни, города) по аналогии с данными в учебнике (т. е. написание так называемых сочинений);
составление кратких сообщений, рассказов в виде подписей к серии картинок с разворачивающимся сюжетом;
составление письма с опорой на данное начало и концовку, а также поздравительных открыток по приведенному образцу.
Надо заметить, что таких упражнений, к сожалению, немного, как, собственно, и письменных упражнений в целом.
Следовательно, проблема разработки письменных упражнений, создание целостной системы таких упражнений, взаимодействующих с теми или иными устными упражнениями, является в настоящее время весьма важной и актуальной.