Обучение чтению и аудированию

Класс Конечные цели Д — диал. речь М — монол. речь Промежуточные цели и задачи Предпосылки, необходимые для их реализации
1. Уметь пони­мать текст, пост­роенный на пол­ностью знакомом материале или включающий не­которое количест­во незнакомого, но поддающегося са­мостоятельному осмыслению ма­териала   Ч Совершенствоваться в чтении вслух и про себя. Научиться: идентифици­ровать (узнавать) из­влекаемую информацию; определять, кто, где, за­чем ..., т. е. осущест­влять поиск содержа­тельной информации; снимать энтропию (неопределенность) текста с опорой на догадку (по общности слова с рус­ским, по словообразова­тельным компонентам, по контексту); опреде­лять, что значимо и что нет, т. е. осуществлять смысловой поиск, сжа­тие текста; выражать кратко свое отношение к прочитанному   А Владение техникой чтения вслух и про себя и в целом механизмами чтения: опознава­ния, прогнозирования и т. п. Умение укладываться в опре­деленное время. Владение ак­тивным лексико-грамматическим материалом первого года обу­чения. Овладение новым мате­риалом, в том числе рецептив­ным. Знание некоторых моде­лей суффиксального словообра­зования. Умение работать с тек­стом: снимать помехи на основе догадки; членить текст на смыс­ловые части; выделять сущест­венное; сохранять в памяти зна­чимое. Владение формами не­вербальной реакции (сигналь­ными картами, кодированием) и вербальной (ответы на воп­росы, придумывание заголовка и т. п.)  

Все то же самое, но применительно к восприятию на слух, т. е. с учетом специфики условий: характера текста, времени звучания и т. п. (см. ниже).

  Уметь (кроме указанного вы­ше) пользоваться сносками.   Ч   Совершенствоваться в технике чтения про се­бя. Научиться: осозна­вать, что ново, что было известно ранее (аккуму­ляция знаний); осуще­ствлять смысловой вы­бор (осознавать, что хо­рошо / плохо, приоб­щаться к социальному опыту). Овладевать по­тенциальным словарем.     Владение лексико-граммати­ческим материалом предыдущих лет обучения. Умение связы­вать новые знания со стары­ми, опираться на ассоциатив­ные связи. Владение большим числом словообразовательных моделей. Умение расчлененно вос­принимать звучащий текст, опознавать известное и реаги­ровать на неизвестное (по­мехи).  
Класс Конечные цели Ч — чтения А — аудирования Промежуточные цели и задачи Предпосылки для их реализации
  Уметь добиться понимания   Кроме того: учиться использовать переспрос для снятия помех   Умение вежливо прервать со­беседника, используя клише: Entschuldigen Sie bitte. Was be-deutet ...? И т. п.
    1. Уметь пони­мать текст пол­ностью, опираясь либо на догадку либо пользуясь немецко-русским словарем.   2. Уметь понять основное содер­жание текста (чтение с общим охватом содержа­ния) . 3. Уметь вы­ражать понима­ние в требуемой форме.   Ч   Научиться: использо­вать чтение вслух как чтение для других; ис­пользовать словарь тог­да, когда не помогает догадка.     Игнорировать несуще­ственные помехи, не ме­шающие понять основ­ное содержание; исполь­зовать опоры на говоре­ние и частично письмо.     Владение лексико-граммати­ческим материалом предыдущих лет обучения. Умение с по­мощью ударения, пауз, мелодии выделить существенное. Умение пользоваться сносками, слова­рем: приводить слова в исход­ную форму, знание алфавита и быстрое нахождение их в сло­варе, правильно выбирать нуж­ное значение слова. Умение опираться на потен­циальный словарь. Совершен­ствование умений вербально выражать свое понимание.  
      1. Уметь пони­мать текст на слух полностью, опи­раясь на догадку и переспрос. 2. Уметь при восприятии на слух понимать ос­новное содержа­ние текста. 3. См. выше   А   Научиться: снимать помехи с помощью пере­спроса, выделять су­щественную и опускать несущественную инфор­мацию, игнорировать помехи, не мешающие понять основное (при ус­тановке на понимание основного содержания)       Совершенствование умения вербально реагировать на не­известное (помехи). Совершен­ствование в целом механизмов аудирования  


Таблицы отражают не только динамику в развитии целей и задач, но и в овла­дении содержанием обучения (см. формируемые действия в графе 3 и указания на языковой и речевой материал в графе 4).

Здесь проявляется двусторонняя зависимость: с одной стороны, усложнение целей и задач определяет усложнение содержания обучения, с другой — услож­нение содержания также воздействует на характер целей и задач обучения. Это, в частности, отражается в выделении двух видов чтения и аудирования. Чтение и аудирование с пониманием лишь основного содержания и игнорированием помех, а также развитие умений добиваться понимания с помощью словаря и переспроса — это важнейшие практические умения, ориентированные на естествен­ные условия возможного иноязычного общения.

§ 4. Какие принципы выделяются с помощью действующих УМК в практике обучения немецкому языку на начальной и средней ступени?

Это прежде всего общедидактические принципы — наглядность, доступность, сознательность, научность, активность. Помимо этого, существенное значение имеет еще ряд принципов. Здесь они будут лишь кратко перечислены, чтобы в обобщенном виде охарактеризо­вать систему обучения, действующую на начальной и средней сту­пени.

Итак, это следующие принципы: .

1. Подчиненность всего учебно-воспитательного процесса комп­лексной реализации целей: практической, образовательной, воспита­тельной и развивающей в их единстве.

2. Коммуникативная направленность всего обучения.

3. Выделение в качестве планируемого результата — формирова­ние следующих основных видов РД: а) говорения в диалогической форме; б) говорения в монологической форме; в) аудирования; г) чтения; д) письма (главным образом на первом году обучения).

4. Тесная взаимосвязь видов РД в процессе обучения при диф­ференцированном подходе к их формированию.

5. Структурно-функциональный подход к отбору и методической организации языкового и речевого материала.

6. Поэтапная организация обучения с учетом уровней формиро­вания навыков и умений, важности осознания системы языка.

7. Рассмотрение упражнений в качестве непосредственного мате­риального средства управления действиями ученика и учителя и их взаимодействием, а также взаимодействием учеников друг с другом.

8. Отражение в упражнениях специфики формируемых ви­дов РД.

9. Зависимость результата процесса обучения от его органи­зации.

10. Сведение до минимума использования родного языка на уро­ке, но обязательное обращение к нему в случае необходимости (раскрытие значения незнакомого слова, объяснение правил игры и т. п.).

11. Действия учителя — основной ориентир и образец для дейст­вий ученика.

Все эти принципы в разной степени охватывают основные компо­ненты системы обучения немецкому языку: цели, содержание, методы и приемы, учебно-воспитательный процесс, а также средства обучения.

Некоторые из них обладают всеобщностью (1, 2, 3, 4, 9), неко­торые ориентированы преимущественно на один из компонентов системы, например на содержание обучения (5), на методы и прие­мы (6, 10, 11), на средства обучения (7, 8). Следовательно, они образуют определенную иерархию.

Прокомментируйте выделенные принципы, опираясь на «Книгу для учителя» к учебнику 4-го класса и статьи автора настоящего пособия «Коммунистическое воспитание средствами иностранного языка» (Иностр. языки в школе, 1984, № 3) и «К проблеме планируе­мого результата в обучении иностранным языкам» (Иностр. языки в школе, 1984, № 5).

Вопросы для самоконтроля

1. В чем проявляется комплексность реализации целей обуче­ния ИЯ?

Из чего складывается коммунистическое воспитание? Как оно реализуется с помощью УМК? Какие, в частности, используются в УМК вопросы для обсуждения применительно к странам изучае­мого языка?

На каком году обучения проходит единая комплексная идейно-политическая и вместе с тем коммуникативная задача научиться представлять в процессе общения нашу страну, отстаивать наш образ жизни (разумеется, в пределах жизненного и иноязычного речевого опыта школьников)?

Какая единая комплексная воспитательная задача проходит через весь учебник 7-го класса?

В чем проявляется трудовое воспитание школьников с помощью действующих УМК? Какими приемами умственного труда, какими общеучебными и специфическими учебными умениями они овладева­ют? Освещается ли в учебниках тема труда?

Какой вклад вносят УМК по немецкому языку в нравственное и эстетическое воспитание школьников? Затрагиваются ли в них такие морально-этические проблемы, как проблемы дружбы, товари­щества, взаимопомощи и т. п.?

2. Как реализуется с помощью УМК принцип коммуникативной направленности обучения? Какие функции общения школьники должны научиться осуществлять средствами ИЯ?

3. Почему в качестве планируемого результата выделены все основные виды РД?

4. Что означает дифференцированный подход к формированию каждого из них? Как обеспечивается их взаимосвязь?

5. Что дает структурно-функциональный подход к организации иноязычного материала?

6. Что понимается под поэтапной организацией обучения?

7. Что позволяет упражнениям выполнять функции управления обучением?

8. Какие доминирующие функции в соответствии со структурой учебной деятельности они должны выполнять?

9. Что должно способствовать повышению результативности обучения ИЯ? Какие задачи в русле реформы школы в этом плане особенно актуальны?

10. Какая роль отводится родному языку в действующих УМК по немецкому языку?

11. Какие функции в организации обучения должен выполнять Учебник?

Наши рекомендации