Обучение чтению и аудированию
Класс | Конечные цели Д — диал. речь М — монол. речь | Промежуточные цели и задачи | Предпосылки, необходимые для их реализации |
1. Уметь понимать текст, построенный на полностью знакомом материале или включающий некоторое количество незнакомого, но поддающегося самостоятельному осмыслению материала | Ч Совершенствоваться в чтении вслух и про себя. Научиться: идентифицировать (узнавать) извлекаемую информацию; определять, кто, где, зачем ..., т. е. осуществлять поиск содержательной информации; снимать энтропию (неопределенность) текста с опорой на догадку (по общности слова с русским, по словообразовательным компонентам, по контексту); определять, что значимо и что нет, т. е. осуществлять смысловой поиск, сжатие текста; выражать кратко свое отношение к прочитанному А | Владение техникой чтения вслух и про себя и в целом механизмами чтения: опознавания, прогнозирования и т. п. Умение укладываться в определенное время. Владение активным лексико-грамматическим материалом первого года обучения. Овладение новым материалом, в том числе рецептивным. Знание некоторых моделей суффиксального словообразования. Умение работать с текстом: снимать помехи на основе догадки; членить текст на смысловые части; выделять существенное; сохранять в памяти значимое. Владение формами невербальной реакции (сигнальными картами, кодированием) и вербальной (ответы на вопросы, придумывание заголовка и т. п.) |
Все то же самое, но применительно к восприятию на слух, т. е. с учетом специфики условий: характера текста, времени звучания и т. п. (см. ниже).
Уметь (кроме указанного выше) пользоваться сносками. | Ч Совершенствоваться в технике чтения про себя. Научиться: осознавать, что ново, что было известно ранее (аккумуляция знаний); осуществлять смысловой выбор (осознавать, что хорошо / плохо, приобщаться к социальному опыту). Овладевать потенциальным словарем. | Владение лексико-грамматическим материалом предыдущих лет обучения. Умение связывать новые знания со старыми, опираться на ассоциативные связи. Владение большим числом словообразовательных моделей. Умение расчлененно воспринимать звучащий текст, опознавать известное и реагировать на неизвестное (помехи). |
Класс | Конечные цели Ч — чтения А — аудирования | Промежуточные цели и задачи | Предпосылки для их реализации |
Уметь добиться понимания | Кроме того: учиться использовать переспрос для снятия помех | Умение вежливо прервать собеседника, используя клише: Entschuldigen Sie bitte. Was be-deutet ...? И т. п. | |
1. Уметь понимать текст полностью, опираясь либо на догадку либо пользуясь немецко-русским словарем. 2. Уметь понять основное содержание текста (чтение с общим охватом содержания) . 3. Уметь выражать понимание в требуемой форме. | Ч Научиться: использовать чтение вслух как чтение для других; использовать словарь тогда, когда не помогает догадка. Игнорировать несущественные помехи, не мешающие понять основное содержание; использовать опоры на говорение и частично письмо. | Владение лексико-грамматическим материалом предыдущих лет обучения. Умение с помощью ударения, пауз, мелодии выделить существенное. Умение пользоваться сносками, словарем: приводить слова в исходную форму, знание алфавита и быстрое нахождение их в словаре, правильно выбирать нужное значение слова. Умение опираться на потенциальный словарь. Совершенствование умений вербально выражать свое понимание. | |
1. Уметь понимать текст на слух полностью, опираясь на догадку и переспрос. 2. Уметь при восприятии на слух понимать основное содержание текста. 3. См. выше | А Научиться: снимать помехи с помощью переспроса, выделять существенную и опускать несущественную информацию, игнорировать помехи, не мешающие понять основное (при установке на понимание основного содержания) | Совершенствование умения вербально реагировать на неизвестное (помехи). Совершенствование в целом механизмов аудирования |
Таблицы отражают не только динамику в развитии целей и задач, но и в овладении содержанием обучения (см. формируемые действия в графе 3 и указания на языковой и речевой материал в графе 4).
Здесь проявляется двусторонняя зависимость: с одной стороны, усложнение целей и задач определяет усложнение содержания обучения, с другой — усложнение содержания также воздействует на характер целей и задач обучения. Это, в частности, отражается в выделении двух видов чтения и аудирования. Чтение и аудирование с пониманием лишь основного содержания и игнорированием помех, а также развитие умений добиваться понимания с помощью словаря и переспроса — это важнейшие практические умения, ориентированные на естественные условия возможного иноязычного общения.
§ 4. Какие принципы выделяются с помощью действующих УМК в практике обучения немецкому языку на начальной и средней ступени?
Это прежде всего общедидактические принципы — наглядность, доступность, сознательность, научность, активность. Помимо этого, существенное значение имеет еще ряд принципов. Здесь они будут лишь кратко перечислены, чтобы в обобщенном виде охарактеризовать систему обучения, действующую на начальной и средней ступени.
Итак, это следующие принципы: .
1. Подчиненность всего учебно-воспитательного процесса комплексной реализации целей: практической, образовательной, воспитательной и развивающей в их единстве.
2. Коммуникативная направленность всего обучения.
3. Выделение в качестве планируемого результата — формирование следующих основных видов РД: а) говорения в диалогической форме; б) говорения в монологической форме; в) аудирования; г) чтения; д) письма (главным образом на первом году обучения).
4. Тесная взаимосвязь видов РД в процессе обучения при дифференцированном подходе к их формированию.
5. Структурно-функциональный подход к отбору и методической организации языкового и речевого материала.
6. Поэтапная организация обучения с учетом уровней формирования навыков и умений, важности осознания системы языка.
7. Рассмотрение упражнений в качестве непосредственного материального средства управления действиями ученика и учителя и их взаимодействием, а также взаимодействием учеников друг с другом.
8. Отражение в упражнениях специфики формируемых видов РД.
9. Зависимость результата процесса обучения от его организации.
10. Сведение до минимума использования родного языка на уроке, но обязательное обращение к нему в случае необходимости (раскрытие значения незнакомого слова, объяснение правил игры и т. п.).
11. Действия учителя — основной ориентир и образец для действий ученика.
Все эти принципы в разной степени охватывают основные компоненты системы обучения немецкому языку: цели, содержание, методы и приемы, учебно-воспитательный процесс, а также средства обучения.
Некоторые из них обладают всеобщностью (1, 2, 3, 4, 9), некоторые ориентированы преимущественно на один из компонентов системы, например на содержание обучения (5), на методы и приемы (6, 10, 11), на средства обучения (7, 8). Следовательно, они образуют определенную иерархию.
Прокомментируйте выделенные принципы, опираясь на «Книгу для учителя» к учебнику 4-го класса и статьи автора настоящего пособия «Коммунистическое воспитание средствами иностранного языка» (Иностр. языки в школе, 1984, № 3) и «К проблеме планируемого результата в обучении иностранным языкам» (Иностр. языки в школе, 1984, № 5).
Вопросы для самоконтроля
1. В чем проявляется комплексность реализации целей обучения ИЯ?
Из чего складывается коммунистическое воспитание? Как оно реализуется с помощью УМК? Какие, в частности, используются в УМК вопросы для обсуждения применительно к странам изучаемого языка?
На каком году обучения проходит единая комплексная идейно-политическая и вместе с тем коммуникативная задача научиться представлять в процессе общения нашу страну, отстаивать наш образ жизни (разумеется, в пределах жизненного и иноязычного речевого опыта школьников)?
Какая единая комплексная воспитательная задача проходит через весь учебник 7-го класса?
В чем проявляется трудовое воспитание школьников с помощью действующих УМК? Какими приемами умственного труда, какими общеучебными и специфическими учебными умениями они овладевают? Освещается ли в учебниках тема труда?
Какой вклад вносят УМК по немецкому языку в нравственное и эстетическое воспитание школьников? Затрагиваются ли в них такие морально-этические проблемы, как проблемы дружбы, товарищества, взаимопомощи и т. п.?
2. Как реализуется с помощью УМК принцип коммуникативной направленности обучения? Какие функции общения школьники должны научиться осуществлять средствами ИЯ?
3. Почему в качестве планируемого результата выделены все основные виды РД?
4. Что означает дифференцированный подход к формированию каждого из них? Как обеспечивается их взаимосвязь?
5. Что дает структурно-функциональный подход к организации иноязычного материала?
6. Что понимается под поэтапной организацией обучения?
7. Что позволяет упражнениям выполнять функции управления обучением?
8. Какие доминирующие функции в соответствии со структурой учебной деятельности они должны выполнять?
9. Что должно способствовать повышению результативности обучения ИЯ? Какие задачи в русле реформы школы в этом плане особенно актуальны?
10. Какая роль отводится родному языку в действующих УМК по немецкому языку?
11. Какие функции в организации обучения должен выполнять Учебник?