Цели обучения говорению в монологической форме
Конечные цели для 4-го класса | Некоторые промежуточные цели и задачи | Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей |
Уметь строить связное высказывание в рамках следующих тем, отражающих указанные сферы общения: 1. In der Schu-le. 2. Zu Hause. 3. WirsindPio-niere. | Научиться: 1) сочетать друг с другом речевые о.б-разцы в соответствии с КЗ «сообщить информацию», «описать явление» на основе определенной последовательности: называние предмета, качества, действия и т. д.; 2) несколькими фразами отвечать на вопрос о прочитанном или услышанном, как бы пересказывая его содержание, давая ему оценку; 3) описывать картины, предметы по образцу, данному учителем с целью воздействовать на собеседника; 4) составлять высказывание по аналогии с прослушанным или прочитанным: а) с опорой на вопросы, краткий план (в форме словосочетаний); б) без опоры; 5) выражать свое мнение, оценку, обосновывая его с помощью двух-трех фраз | Знание предмета высказывания. Знание лексики и речевых образцов, а также некоторых сведений по грамматике и фонетике, необходимых для понимания материала темы и оформления высказывания по этой теме в соответствии с поставленной КЗ. Умение переносить приобретенные знания, навыки, умения на несколько иные, но сходные ситуации, задаваемые с помощью аудиовизуальных средств наглядности или вербально. Умение распознавать реализуемую говорящим КЗ и воспроизводить заданный образец высказывания. Владение оценочными репликами типа: Meiner Meinung nach ... Ich liebe ... Das freut mich. |
Для высшего уровня обученности характерна полнота высказывания по теме в соответствии с поставлеными КЗ, использование всех возможных языковых средств, логичность, определенная комбинационная гибкость: умение осуществлять перенос знаний, навыков, умений в новые условия, в частности, сочетать материал из разных источников (текстов), решая определенную КЗ.
Для низшего уровня обученности характерен преимущественно репродуктивный (воспроизводящий) характер высказывания, отсутствие комбинационной гибкости, недостаточная грамотность и полнота высказывания.
Таблица 3
Цели обучения чтению
Конечные цели для 4-го класса | Некоторые промежуточные цели и задачи | Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей |
1. Уметь понять на слух информацию, передаваемую с помощью несложного иноязычного текста, построенного в основном на знакомом языковом материале и относящегося к тем же основным сферам общения. 2. Уметь выражать свое понимание в требуемой форме | Научиться: 1) понимать на слух речь учителя по ведению урока; 2) понимать связный текст в произнесении учителя или диктора, расчленяя поток иноязычной речи и опознавая знакомые языковые средства (слова, целые фразы); 3) мысленно выделять среди знакомых элементов значимые; 4) догадываться о значении отдельных незнакомых слов по их созвучию с русским языком, по знакомым компонентам (например* корню), по контексту. Научиться оперативно реагировать на помехи | Понимание лексики обихода. Знание учащимися языкового материала (лексики, речевых образцов) по определенной теме. Умение его произносить и воспринимать на слух. Умение, в частности, узнавать на слух знакомые лексические единицы не изолированно, а в сочетании с другими единицами. Знание в общем плане предметного содержания сообщения. Умение: 1) отделять главное от второстепенного; 2) вычленить на слух среди знакомых элементов текста незнакомые (главным образом интернационализмы); 3) пользоваться в процессе прослушивания сигнальными картами (зеленый — понял, красный — стоп, не понял); 4) выбрать из ряда предложений те, которые соответствуют или не соответствуют содержанию текста; 5) отвечать на вопросы по тексту, придумывать заголовок к нему, кратко передающий смысл текста |
Для высшего уровня обученности аудированию характерна реализация этих целей при однократном прослушивании текста, для низшего уровня обученности — при трех- или двукратном прослушивании.
Таким образом, на первом году обучения имеет место ограничение целей по линии решаемых КЗ, хотя в целом представлены все функции общения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная и конвенциональная, но в минимизированном виде.
Традиционно на первом году обучения в наибольшей мере предусматривалась реализация познавательной функции, а выражение мнения, оценка (ценностно-ориентационная функция) относились на следующие годы обучения. Однако в соответствии с требованиями реформы школы о повышении качества обучения речь учащихся должна быть не академичной (формальной), а личностно-заостренной, индивидуализированной. Этому будет способствовать постановка соответствующих КЗ и овладение оценочными репликами-клише (см. схемы 4 и 5).
Таблица 4
Цели обучения чтению
Конечные цели для 4-го класса | Некоторые промежуточные цели и задачи | Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей |
1. Владеть техникой чтения вслух и полностью понимать читаемое, т. е. чтение с полным пониманием при одновременном озвучивании текста в громкой речи. 2. Осуществлять постепенный переход к чтению про себя. 3. Уметь выражать свое понимание в требуемой форме | Научиться: 1) соотносить графический образ слов со звуковым; 2) озвучивать предложения, построенные на полностью знакомом материале, в соответствии с известными правилами чтения; 3) «выразительно» читать вслух, соблюдая основные правила произношения (в частности, интонирования), связный текст, построенный на полностью знакомом материале, приближаясь к скорости чтения на родном языке; 4) читать и понимать текст, содержащий и некоторые незнакомые элементы (интернациональные слова, знакомый корень слова в сочетании с незнакомым суффиксом и т. п.); 5) осуществлять работу над текстом в целях запечатления его основного содержания, формирование отношения к нему: делить текст на смысловые части, находить нужную информацию в тексте, оценивать ее; правильно / неправильно, нравиться / не нравиться и т. п. Научиться: 1) читать и понимать текст, не уделяя специальное внимание его озвучиванию в громкой речи; 2) концентрировать внимание на выявлении его смысла, реализуемой с его помощью КЗ. Научиться отвечать на вопросы по тексту, самостоятельно задавать вопросы в связи с ним; подбирать подходящий по смыслу заголовок; выбирать из данных предложений подходящие по содержанию и т. п. | Знание букв, умение их писать и читать (озвучивать). Знание основных особенностей произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, звуков в разных позициях, ударения в слове и фразе. Знание основных правил орфографии и правил чтения. Умение производить звуко-буквенный анализ, использовать для этого разрезную азбуку. Знание основных интонационных моделей в рамках изученных речевых образцов. Знание основных грамматических признаков слова и умение, например, отличить существительное от глагола. Умение зрительно опознавать известный языковой материал и понимать смысл текста в целом. Умение выделить в тексте наиболее существенное, логически правильно ставить ударение. Умение читать текст за определенное время. Умение применять правила чтения к незнакомому материалу (умение осуществлять перенос), догадываться о значении незнакомого слова на основе его сходства с родным, по контексту, по знакомым компонентам слова. Знание некоторых словообразовательных элементов (например, суффиксов). Владение некоторыми оценочными клише. Умение находить значение слова в словаре. Умение постепенно осуществлять перенос знаний, навыков и умений в чтении вслух на чтение про себя путем чтения вполголоса, шепотом с выраженными рече-движениями и движениями карандаша по строчкам. Умение опираться на навыки и умения говорения в диалогической и монологической форме, осуществляя содержательный и смысловой поиск. Умение использовать кодирование (цифровое, знаком +, —), осуществляя смысловой выбор |
Высший уровень обученности характеризуется овладением всеми навыками и умениями при скорости чтения, приближающейся к чтению на родном языке. Низший — замедленным темпом чтения, недостаточно сформированными механизмами антиципации, языковой догадки.
Таблица 5
Цели обучения письму
Конечные цели для 4-го класса | Некоторые промежуточные цели и задачи | Предпосылки, необходимые для реализации промежуточных целей |
1. Владеть техникой письма. 2. Владеть элементарными основами письменной речи. 3. Уметь составить письмо по образцу | Научиться: 1) писать буквы; 2) списывать слова и предложения;- 3) писать (письменно фиксировать) знакомые слова, предложения, не опираясь непосредственно на образец; 4) описывать связный текст, а также текст с пропусками. Научиться письменно составлять вопросы, отвечать на них, фиксировать свое краткое высказывание: в виде подписей к картинкам и т. п. Научиться составлять письмо, используя данное обращение и концовку | Знание начертания букв и буквосочетаний немецкого языка. Умение соотносить звуки с этими буквами и буквосочетаниями. Знание орфографических правил. Умение производить звуко-буквенный анализ. Знание графического образа знакомых слов. Умение воссоздать его по данным компонентам. Владение навыками письма и элементарными умениями письменной речи. Знание форм обращения, умение выбрать нужные для конкретной ситуации. Умение комбинировать материал |
Высший уровень обученности характеризуется овладением всеми указанными навыками и умениями при скорости письма, приближающейся к индивидуальной скорости письма на родном языке. Низший — замедленным темпом письма, непрочными орфографическими навыками, осуществлением действий главным образом репродуктивного плана.
Однако ограничение качественных характеристик целевых деятельностей связано не только с ограничением числа КЗ, но и с ограничениями в плане лексического оформления речи, гибкости ее механизмов, вариативности.
На качественных характеристиках речи отражается и минимизация ее предметно-содержательного плана, а именно: отбора для первого года обучения всего трех тем и относительно узкого круга ситуаций общения. Как известно, программа предусматривает как для начальной, так и средней ступеней обучения главным образом темы, связанные с нашей действительностью. Думается, что увеличение удельного веса страноведческой информации могло бы способствовать развитию познавательного интереса учащихся, их коммуникативной мотивации, повысило бы образовательную ценность обучения ИЯ.
Что касается количественных ограничений (они не отражены в таблицах), то они зафиксированы в нормативах, данных в программе. Речь идет об объеме активного словаря, отборе грамматических явлений, объеме устных высказываний и текстов для чтения и аудирования.
Но, помимо этих ограничений, на первом году обучения имеет место отбор материала по степени трудности.
Для немецкого языка из-за его объективной сложности здесь не все может быть решено однозначно.
Как быть, например, с многочисленными сложными словами, столь характерными для немецкого языка, которые считаются трудными для учащихся?
Думается, что в силу их типичности определенное их количество может быть усвоено уже на первом году обучения.
А как быть с немецкими временными формами, трудными как
с точки зрения формообразования, так и их употребления?
Существуют исследования, обосновывающие целесообразность их почти одновременного освоения, например: Prasens, Perfekt и Futurum уже на первом году обучения. И это, несомненно, способствовало бы интенсификации обучения.
Но в соответствии с требованиями программы в действующей системе обучения немецкому языку предусмотрено их последовательное освоение, растянутое на два года, вместе с тем подсказывается возможность вариативного решения этой проблемы (см. переработанный вариант «Книги для учителя» к учебнику 4-го класса.
Формально эти требования программы соотносятся с требованиями реформы школы об устранении перегрузки программ и учебников и нормализации учебной нагрузки школьников.
Но как обстоит дело с действительной психической нагрузкой школьников? Где она больше, там, где ученик путем длительной однообразной тренировки осваивает одну форму, или там, где
путем противопоставления осваиваются сразу две-три формы?
Попробуем с помощью таблиц 6 и 7 показать, что нового привносится в цели и частично содержание обучения от класса к классу.
Итак, динамику в развитии речевых умений учащихся на средней ступени можно описательно сформулировать следующим образом:
применительно к говорению ученик идет от относительно жестко регламентированной, в известной мере свернутой (лаконичной) речи к менее регламентированной, вариативной, развернутой, сочетая репродукцию и продукцию;
применительно к чтению и аудированию его путь от полного понимания крайне облегченного текста, воспринимаемого зрительно или на слух, к развитию умений преодолевать помехи и, наконец, пониманию хотя бы основного содержания относительно сложного текста и использованию при этом приобретенных умений по преодолению помех.
Таблица 6