В чем специфика начальной ступени обучения?
Попробуйте самостоятельно ответить на указанный вопрос, мобилизуя все свои знания в области методики, дидактики, психологии (в частности, возрастной), лигвистики и психолингвистики. Что тут существенно? Разумеется, имеет значение и возраст учащихся, особенности их восприятия, внимания, памяти, мышления, мотивы учения, т. е. психофизиологические и психологические факторы. Как отмечают психологи, со вступлением учащихся в подростковый возраст (с 10—11 до 15 лет) начинается период наиболее интенсивного развития их мышления. Вместе с тем дети 10—11 лет сохраняют в структуре мышления наглядно-образные компоненты, характерные для младших школьников. Вот именно сочетание наглядно-образного мышления со все увеличивающейся способностью к абстрактному мышлению, к обобщениям и создает благоприятные условия для овладения ИЯ на начальной ступени.
В структуре памяти также удачно сочетаются образные и логические компоненты, непроизвольное запоминание сочетается с произвольным и послепроизвольным.
Существенна особенность начального момента, т. е. именно начало овладения ИЯ, когда ученик представляет собой как бы tabula rasa, и это тоже благоприятствует усвоению.
Именно на первом году обучения в особой степени срабатывает интерес к новому учебному предмету, в особой степени действует учебная (познавательная) мотивация. На первом году обучения еще не вступают в силу законы забывания, которые начинают активно действовать, когда уже накоплен значительный материал и поступает все новый. Все усваиваемое ново и не вступает в противоречие со старым, т. е. налицо благоприятные дидактические факторы.
И хотя на овладение ИЯ с самого начала обучения интерферирующее (мешающее) воздействие оказывает родной язык учащихся, пока еще мало проявляется внутриязыковая интерференция, оказывающая, как показывают исследования, не меньшее, а в ряде случаев и большее тормозящее влияние, чем родной язык. Это можно отнести к психолингвистическим особенностям начальной ступени обучения. Указанные факторы обусловливают действие и целого ряда методических и лингвистических факторов.
Это прежде всего возможность интенсифицировать обучение на начальной ступени. Во-первых, тут применительно к обучению ИЯ действует, кроме познавательной мотивации, и собственно коммуникативная. Ученику хочется как можно скорее заговорить, начать читать и писать на новом для него языке. Во-вторых, он лучше переносит тренировочную работу, охотно включается в игру, а игровые приемы создают тут резервы для увеличения дозировки осваиваемого материала, действий с ним.
Последнее обстоятельство очень значимо для ИЯ, так как курс, обучения ему растянут, с каждым годом обучения количество времени, отводимого на его овладение, уменьшается и поэтому необходимо максимально использовать первый год обучения, где имеется наибольшее количество недельных часов.
Кроме того, целевая установка на овладение общением средствами ИЯ требует в условиях средней школы, как отмечалось, одновременной реализации с самого начала обучения как коммуникативного подхода к овладению ИЯ, так и формирования системы языка в сознании обучаемых. Без последнего нельзя добиться прочного овладения ИЯ даже в узких рамках программных требований. И совместить эти два подхода необходимо именно с самых первых шагов обучения. Психологические особенности детей этого возраста дают возможность благодаря используемым игровым приемам не только осваивать большие дозы материала, но и систематизировать его с помощью различных занимательных приемов, схем.
Если все эти благоприятные факторы используются, то и обучение значительно эффективнее, причем не только на первом году обучения, но и в целом.
В связи с вышесказанным возникает вопрос, насколько все эти объективные взаимосвязи учтены при составлении программы, учебников.
Следует сказать, что трудность начальной ступени обучения в том, что здесь происходит одновременное формирование всех трех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и закладывается фундамент для развития всех видов РД.
С целью предотвратить одновременное скопление сразу всех трудностей в первые недели обучения, проводится согласно зафиксированному в программе принципу устной основы обучения работа только над устной речью и с особой тщательностью над ее фонетической, грамматической и лексической стороной, т. е. имеет место так называемый вводный курс. С помощью чисто устных форм работы (не более двух-трех недель для немецкого языка) создается определенная база для перехода к чтению и письму. Следовательно, программа предопределяет последовательный путь в овладении видами РД: от аудирования и говорения с отставанием к чтению и письму.
Существует и другая точка зрения на построение начальной ступени обучения, а именно: параллельное овладение всеми видами РД с учетом принципа устного опережения — в 2—3 урока в самом начале обучения и в дальнейшем не более 15—20 минут в пределах одного урока (см. 102).
Надо сказать, что применительно к немецкому языку принцип устного опережения представляется более плодотворным, чем принцип устной основы обучения, ибо удерживать только на слух речевые образцы с фиксированным порядком слов и лексикой, богатой внутренней и внешней флексией, крайне трудно для всех учащихся. Многие нуждаются в обязательной зрительной опоре.
С точки зрения нормализации учебной нагрузки школьников в соответствии с требованиями реформы школы проблема последовательного или параллельного овладения видами РД требует определенного пересмотра с учетом современных научных данных.
В действующем учебнике немецкого языка для первого года обучения имеется комбинированный вводный курс, предусматривающий, начиная с третьей недели, овладение также графикой и техникой письма и чтения. Таким образом, делается попытка, с одной стороны, не допустить одновременного скопления трудностей, с другой — обеспечить более тесное взаимодействие всех видов РД.
§ 3. В чем специфика средней ступени обучения? Какова динамика в развитии системы обучения немецкому языку на начальной
и средней ступени?
Уже отмечалось, что между учащимися младшего подросткового возраста (10—11 лет) и подростками (12—15 лет) много общего, хотя имеются и существенные различия. Начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. Все больше формируется избирательный познавательный интерес, но вместе с тем наблюдаются также случаи спада интереса, формального отношения к учебе. Говоря иначе, это возраст острых противоречий, что требует от учителя особенно большого педагогического такта и методического мастерства.
Если на начальной ступени можно говорить о преобладании благоприятных факторов для овладения ИЯ, имея в виду условия обучения в целом, то на средней ступени условия с каждым годом становятся все сложней. И дело не только в уменьшении сетки часов. На средней ступени обучения учителю приходится бороться с двумя группами проблем:
1) сохранением мотивации и интереса к учебному предмету, которые весьма интенсивно начинают ослабевать из-за малой ощутимости результатов трудоемкости всего процесса обучения;
2) сохранением приобретенных на начальной ступени знаний, навыков и умений, которые тоже начинают интенсивно «затухать».
Таким образом, со второго года обучения перед учителем все время стоят эти проблемы, причем помимо тех, которые возникают на каждом следующем году обучения по реализации новых целей и задач.
В этом одна из отличительных особенностей средней ступени обучения. Другая ее особенность в том, что здесь можно наметить следующие тенденции в организации обучения:
1) возрастающую роль самостоятельной работы учащихся;
2) большую опору на вербальную наглядность (ситуацию, контекст) ;
3) уменьшение длительности устного опережения, широкое использование зрительных опор;
4) увеличение количества парных и групповых форм работы;
5) большее сочетание урочной и внеурочной работы и в целом речевой деятельности с другими видами деятельности: предметно-практической, игровой.
Покажем с помощью расчлененного представления целей (точнее, планируемого результата!), какова динамика в развитии системы обучения на начальной и средней ступени. Рассмотрим сначала отдельно первый год обучения.
Таблица I